г.Москва |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А40-230645/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Транспортная фирма Очаково"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-230645/2015 (33-1653), принятое судьей Ласкиной С.О.,
по заявлению ООО "Транспортная фирма Очаково"
к 1) Департаменту г.Москвы по конкурентной политике и 2) ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок"
третье лицо: ООО "Гепарт"
о признании незаконным проведенного аукциона, действий, результатов его проведения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) Аношкина О.О. по дов. от 29.01.2016, 2) Пахмурина Д.А. по дов. от 18.11.2015; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Транспортная фирма "Очаково" (далее - ООО "Транспортная фирма Очаково", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту города Москвы по конкурентной политике и Государственному казенному учреждению города Москвы "Организатор перевозок" (далее - Департамент г.Москвы по конкурентной политике, ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок", соответчики) о признании незаконными проведения электронного аукциона N 0173200001415001012, действий по его организации и проведению, а также отмене его результатов.
Решением Арбитражного суда города Москвы в удовлетворении исковых требований было отказано.
Не согласившись с принятым решением Арбитражного суда города Москвы, ООО "Транспортная фирма Очаково" подало апелляционную жалобу, в которой просило состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Соответчиками представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ.
В заседание суда апелляционной инстанции Девятого арбитражного апелляционного суда представители соответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, указав на отсутствие правовых и процессуальных оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Представители заявителя - ООО "Транспортная фирма Очаково" и третьего лица - ООО "Гепарт", будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей соответчиков, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-230645/2015 в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, 28.10.2015 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 27.10.2015 N 0173200001415001012 и иная документация о проведении электронного аукциона.
На электронный аукцион (Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АО "ЕЭТП") выставлено извещение о проведении электронного аукциона N 0173200001415001012.
Наименование объекта закупки - оказание услуг по обеспечению транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении. Организатором торгов выступил Департамент г.Москвы по конкурентной политике а в роли заказчика - ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок".
На участие в аукционе подана единственная заявка. В соответствии с ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
19.11.2015 аукционная комиссия признала аукцион несостоявшимся.
02.12.2015 на основании п. 4 с. 1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в связи с признанием единственной заявки соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об электронном аукционе с единственным участником аукциона заключен государственный контракт.
Полагая, что действия организатора торгов являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, истец обратилось в суд за защитой и восстановлением нарушенного права посредством материально-правового требования об оспаривании результатов спорных торгов и признании их недействительными.
Пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
По смыслу названной нормы основанием для признания торгов недействительными в судебном порядке могут выступать лишь нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленной законом. Причем не любое допущенное нарушение, а только то, которое повлияло на определение победителя, повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Из разъяснений, приведенных в п.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Поэтому, требуя признания результатов конкурса недействительными, истец должен был представить суду доказательства нарушения закона при проведении конкурса, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания конкурса недействительным.
Положениями ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлены основные принципы, которыми руководствуются заказчики при закупке товаров, работ, услуг. В частности, к ним относятся информационная открытость закупки и равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п.1, п.2 ч.1 ст.3 Закона N 223).
В соответствии с пунктом 1.9 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2012 г. N 67-ПП "О системе закупок города Москвы" (далее - Положение) осуществление закупок города Москвы первого уровня осуществляет Департамент г.Москвы по конкурентной политике во взаимодействии с заказчиками.
К закупкам города Москвы первого уровня относятся закупки города Москвы, предметом которых выступает поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, начальная (максимальная) цена контракта по которым равна либо превышает 50 млн. рублей, либо закупки города Москвы, которые осуществляются путем проведения совместных конкурсов и аукционов при наличии у двух и более заказчиков потребностей в одних и тех же товарах, работах, услугах и начальная (максимальная) цена контрактов по которым равна либо превышает 10 млн. рублей.
Функции заказчиков и Департамента при размещении заказа города Москвы первого и второго уровней определяются приложением 1 к настоящему Положению.
Функции по разработке и утверждению конкурсной документации в соответствии с примерной и методической документацией, утверждаемой Департаментом, возложены на Заказчика.
Функции по согласованию соответствия разработанной Заказчиком конкурсной документации требованиям примерной и методической документации, утверждаемой Департаментом г.Москвы по конкурентной политике, возложены на Департамент г.Москвы по конкурентной политике.
Таким образом, конкурсная документация была утверждена государственным заказчиком ГКУ г. Москвы "Организатор перевозок" и согласована в процедурной части Департаментом.
Основной задачей законодательства в сфере закупок является не только обеспечение максимального широкого круга участников закупки, но и выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращающего злоупотреблений в сфере осуществления закупки.
При осуществлении закупки заказчик наделен самостоятельным правом определения предмета закупки, а также правом формирования лотов, исходя из нужд, существующих на данный момент, а также исходя из принципа эффективности осуществления закупок, который подразумевает также эффективное расходование средств бюджета.
Аукционная документация разрабатывается исходя их данных потребностей Заказчика.
Согласно материалам рассматриваемого дела, маршрут N 374 эксплуатировался ООО "Транспортная фирма Очаково" и был внесен в реестр регулярных городских автобусных маршрутов.
В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Рассматриваемые маршруты имеют утвержденную трассу следования и находятся в одном территориальном образовании - Западном административном округе г. Москвы. Данное обстоятельство также легло в основу формирования маршрутной сети в единый объект закупки, что существенно повысит их эксплуатационную эффективность, снизив расходы бюджета на управление городским общественным транспортом.
Следовательно, вопреки доводам жалобы, требования ст.17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" не применимы к оспариваемой закупке.
Кроме того, Верховным Судом РФ в Определении от 24.11.2010 N 78-Г10-25 установлено, что объединение нескольких маршрутов или групп маршрутов в один лот не противоречит закону. При этом суд исходил из следующих положений.
Пункт 3 статьи 17 Закона N 135-ФЗ устанавливает запрет на объединение в состав лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.
Согласно ч. 1, 3 ст. 19 Закона N 259-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
-перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
-перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, различие между маршрутами регулярных перевозок может состоять лишь в том, определены ли на таком маршруте остановочные пункты, либо посадка (высадка) пассажиров может осуществляться в любом месте, с учётом требований постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения".
Технологических или функциональных различий, препятствующих объединению маршрутов регулярных перевозок в группы с целью выставления их на электронный аукцион, не имеется.
Довод заявителя о том, что закупки услуг по обеспечению транспортного обслуживания проводятся на основании постановления Правительства Москвы от 31.10.2014 N 643-ПП "Об организации транспортного обслуживания населения в городе Москве" (далее - Постановление N 643-ПП), в то время как соответствующие статьи Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) не вступили в законную силу, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.10 ст.39 Закона N 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями Закона N 220-ФЗ.
До приведения в соответствие с положениями Закона N 220-ФЗ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей Закону N 220-ФЗ.
Таким образом, устанавливается не дата, до которой организация транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам не может быть реализована в соответствии с Законом N 220-ФЗ, а срок, в который нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны быть приведены в соответствие с Законом N220-ФЗ.
Пункт 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Постановление N 643-ПП принято в рамках нормотворческих полномочий Правительства Москвы, является действующим и устанавливает правила, обязательные для всех субъектов данных общественных отношений.
В соответствии с п. 2.2 постановления N 643-ПП ГКУ г.Москвы "Организатор перевозок" является государственным заказчиком услуг по транспортному обслуживанию населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении.
Согласно п. 4.1 приложения 1 к постановлению N 643-ПП в целях поэтапного перехода на осуществление транспортного обслуживания населения на маршрутах на основании государственных контрактов Департамент транспорта формирует Перечень маршрутов, на которых транспортное обслуживание населения планируется осуществлять на основании государственных контрактов.
В данный перечень также включаются маршруты, транспортное обслуживание населения на которых осуществляется перевозчиками в соответствии с п.4.2 настоящих Правил и в отношении которых такие перевозчики направили уведомление о прекращении осуществления перевозок в соответствии с п.4.5. настоящих Правил.
Согласно п. 4.2 приложения 1 к постановлению N 643-ПП транспортное обслуживание населения на маршрутах до начала осуществления перевозок пассажиров и багажа на основании государственных контрактов осуществляется перевозчиками, сведения о которых внесены в Реестр маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении (далее - Реестр маршрутов).
Согласно п. 4.3 приложения 1 к постановлению N 643-ПП организации и индивидуальные предприниматели осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа на маршрутах, в отношении которых такие организации и индивидуальные предприниматели указаны в качестве перевозчиков в Реестре маршрутов, при условии соблюдения параметров маршрута, содержащихся в Реестре маршрутов.
Согласно п. 4.4 приложения 1 к постановлению N 643-ПП перевозчики, указанные в п.4.2 настоящих Правил, осуществляют регулярные перевозки пассажиров и багажа на соответствующих маршрутах до даты закрытия маршрутов в соответствии с Правилами регистрации, изменения и закрытия маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городском сообщении (приложение 2 к настоящему постановлению) или до даты начала осуществления перевозок на маршрутах перевозчиками, заключившими государственные контракты.
Согласно п. 4.5 приложения 1 к постановлению N 643-ПП в случае принятия перевозчиком, указанным в п.4.2 настоящих Правил, решения о прекращении осуществления перевозок на маршруте такой перевозчик направляет в Департамент транспорта уведомление о прекращении осуществления перевозок на маршруте в срок не позднее 90 календарных дней до даты прекращения перевозок.
Уведомление о прекращении осуществления перевозок на маршрутах отзыву не подлежит.
Согласно п. 4.6 приложения 1 к постановлению N 643-ПП перевозчики, указанные в п.4.2 настоящих Правил, уведомляются Департаментом транспорта в срок не позднее 5 календарных дней с даты принятия решения о предстоящем закрытии маршрутов или начала осуществления перевозок на маршрутах перевозчиками, заключившими государственные контракты.
Перевозчики, указанные в п.4.2 настоящих Правил, лишаются допуска к транспортному обслуживанию населения на соответствующих маршрутах с даты, указанной в решении о предстоящем закрытии маршрутов, или начала осуществления перевозок на маршрутах перевозчиками, заключившими государственные контракты.
При этом продолжительность между датой принятия решения о предстоящем закрытии маршрутов или началом осуществления перевозок на маршрутах перевозчиками, заключившими государственные контракты, и датой, с которой перевозчики лишаются допуска к транспортному обслуживанию населения, не может составлять менее 20 календарных дней.
Решение о предстоящем закрытии маршрута или начале осуществления перевозок на маршруте перевозчиком, заключившим государственный контракт, подлежит размещению на официальном сайте Департамента транспорта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок не позднее 7 календарных дней до даты закрытия маршрута или начала осуществления перевозок на маршруте перевозчиком, заключившим государственный контракт.
Департаментом транспорта указанные маршруты N N 374, 550 включены в Перечень маршрутов. 10.09.2015 на заседании Рабочей группы при Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы принято решение о прекращении действия и о дальнейшем исключении из Реестра маршрута N 497-м, о чем ООО "Транспортная фирма Очаково" было извещено письмом N 61-10-4292/5 от 24.12.2015.
Следовательно, действующее законодательство не обязывает извещать перевозчика о закрытии маршрута до выставления аналогичного маршрута на торги. Само ООО "Транспортная фирма Очаково" не лишено был принять участие в спорном аукционе.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Однако доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали правильные по-существу выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба ООО "Транспортная фирма Очаково" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-230645/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-230645/2015
Истец: ООО ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА ОЧАКОВО
Ответчик: Государственное казенное учреждение города Москвы "Организатор перевозок", Департамент г. Москвы по конкурентной политике, Департамент города Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет)
Третье лицо: ГКУ ГОРОДА МОСКВЫ ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК, ООО "ГЕПАРТ"