Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 сентября 2016 г. N Ф07-8143/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А56-79978/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ткаченко Я.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Терехова И.О. (доверенность от 19.01.2016 г.), Голубоский Н.Н. (доверенность от 11.01.2016 г.)
от ответчика (должника): Кабикова В.Ю. (доверенность от 29.12.2015 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12353/2016) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2016 г. по делу N А56-79978/2015 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Ассоциация "Северные цветы"
к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным отказа,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ассоциация "Северные цветы" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в реализации Обществом преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого нежилого помещения 5Н, общей площадью 73.8 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001219:4409 (предыдущий кадастровый номер 78:31:1219:5:99:25), по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект д. 64/78, лит. А, выраженный в уведомлении от 29.06.2015 N 23777-19, и обязании Комитета выполнить предусмотренные Федеральным законом от 22.07.2008 N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия для реализации закрытым акционерным обществом "Ассоциация "Северные цветы" права преимущественного приобретения нежилого помещения 5Н, общей площадью 73.8 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001219:4409 (предыдущий кадастровый номер 78:31:1219:5:99:25), по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект д. 64/78, лит. А.
Решением от 17.03.2016 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением, Комитет обратился с апелляционной жалобой об его отмене. Податель жалобы со ссылкой на заключения Межрайонной УФНС России по Санкт-Петербургу от 22.09.2014 г. N 05-16/15368 и от 15.05.2015 г. полагает, что одним из учредителей Общества является иностранное юридической лицо, доля участия которого составляет 69,7%, что в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" препятствует возможности отнесения заявителя к субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, Комитет указывает на осуществление Обществом перепланировки арендуемого помещения.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу изложенные в ней доводы отклонило.
В судебном заседании представитель Комитета апелляционную жалобу поддержала, представители Общества возражали против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, между Комитетом (арендодатель) и государственным учреждением кинотеатр "Паризиана" (арендатор) был заключен договор аренды N 10/171710 от 03.03.1995 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду объект нежилого фонда - нежилое помещение площадью 144,2 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, Невский пр., д.78/64.
На основании дополнительного соглашения N 9 от 18.01.2007 к договору сторона арендатора заменена на Общество, уточнены характеристики объекта аренды, в качестве объекта аренды по Договору сторонами определено нежилое помещение 5Н площадью 137,1 кв.м, кадастровый номер 78;12:1219:5:99:7 по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.64/78, лит. А.
Дополнительным соглашением N 10 от 10.07.2007 сторонами согласовано изменение объекта аренды на нежилое помещение 5Н площадью 73,8 кв.м, кадастровый номер 78:31:1219:5:99:25, по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.64/78, лит. А, и на нежилое помещение 41Н площадью 64 кв.м, кадастровый номер 78:31:1219:5:99:26 по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.64/78, лит. А.
Дополнительным соглашением N 11 от 04.06.2008 сторонами согласовано изменение объекты аренды на нежилое помещение 5Н площадью 73,8 кв.м, кадастровый номер 78:31:1219:5:99:25, по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.64/78, лит. А, и на нежилое помещение 42Н площадью 98.5 кв.м, кадастровый номер 78:31:1219:5:99:27 по адресу: Санкт-Петербург, Литейный пр., д.64/78, лит. А.
07.04.2015 Общество обратилось в Комитет с заявлением о реализации преимущественного права приобретения арендуемого нежилого помещения 5Н, общей площадью 73.8 кв.м с кадастровым номером 78:31:0001219:4409 (предыдущий кадастровый номер 78:31:1219:5:99:25), по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект д.64/78, лит.А, (далее - помещение).
Уведомлением от 29.06.2015 N 23777-19 Комитет сообщил заявителю о том, что Общество не обладает преимущественным правом приобретения Помещения ввиду несоответствия критериям, предусмотренным статьей 4 законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), поскольку учредителем Общества является иностранное юридическое лицо, доля участия которого составляет 69,7 %, а также ввиду выявления перепланировки в Помещении.
Письмами от 28.07.2015 и от 10.09.2015 Общество представило дополнительные пояснения по основаниям, изложенным в уведомлении Комитета от 29.06.2015.
Письмом от 27.11.2015 Комитет сообщил Обществу о том, что Комитетом проводится дополнительная работа по обращению заявителя.
Ссылаясь на то, что отказ Комитета в реализации Обществом преимущественного права на приобретение Помещения не соответствует Закону N 159-ФЗ и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом. Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления, субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Данное право может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 159-ФЗ, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 того же Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Частью 2.1 статьи 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в Перечень, при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 01.09.2012 находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; имущество включено в Перечень в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд пришёл к правильному выводу о соответствии заявителя всем перечисленным в статье 3 Закона N 159-ФЗ условиям, признав, что последний имеет преимущественное право на приобретение помещения в собственность, в связи с чем отказ Комитета является незаконным.
Доводы жалобы являлись предметом тщательного исследования суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценки об их необоснованности.
Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в редакции, действовавшей на дату обращения Общества в Комитет и на дату принятия оспариваемого решения, к субъектам малого и среднего предпринимательства отнесены внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации, в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) которых суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов.
Материалами дела подтверждается, что Общество соответствовало критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства, в том числе в 2015 году.
Соответствие Общества указанным критериям по субъектному составу участия в уставном капитале подтверждается выписками из реестра акционеров по состоянию на 01.09.2007, 01.09.2012, 07.04.2015.
15.12.2015 Общество направило в МИ ФНС России N 10 по г. Санкт-Петербургу запрос N 170 от 14.12.2015 о разъяснении на основании каких документов и на какую дату были сформированы сведения, которые были переданы в Комитет при рассмотрении последним заявления Общества о намерении реализовать преимущественное право приобретения арендуемого объекта нежилого фонда.
Ответ на указанный запрос Обществом был получен 14.01.2016, согласно которому сведения об учредителях "сконвертированы с предыдущего программного продукта в 2004 году, на текущий момент в ЕГРЮЛ сведения об учредителях отсутствуют, внесены сведения о держателе реестра акционеров - ЗАО "ПЦРК".
Сам по себе довод Комитета о наличии в спорном помещении перепланировки, как правильно указал суд в решении, не лишает Общество в реализации принадлежащего ему преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2016 г. по делу N А56-79978/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79978/2015
Истец: ЗАО "Ассоциация "Северные цветы"
Ответчик: Комитет имущественных отношений Правительства Санкт-Петербурга, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6866/18
23.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8143/16
07.07.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12353/16
17.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-79978/15