Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
15 декабря 2016 г. |
А73-5961/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 декабря 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Михайловой А.И., Ротаря С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании: представители лиц, участвующих в деле, не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Служба заказчика по многоквартирному дому"
на решение от 29.09.2016
по делу N А73-5961/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Руденко Р.А.,
по заявлению акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Служба заказчика по многоквартирному дому"
об обязании заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49, далее - АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Служба заказчика по многоквартирному дому" (ОГРН 1132703006303, ИНН 2703076166, место нахождения: 681024, г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Первостроителей, д. 21, далее - ООО "УО "Служба заказчика по МКД") об обязании заключить договор от 10.08.2015 N 3/4/05320/02696 на отпуск тепловой энергии и горячей воды в части пунктов 2.8, 2.2.10, 3.1.6, 3.1.16, 3.1.31, 3.1.32, 5.2.1, 8.1, приложений N 1, 2, 3, 4, 5 в редакции АО "ДГК" (с учетом заявленных истцом и принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Решением от 29.09.2016 исковые требования в уточненном размере удовлетворены, суд обязал ООО "УО "Служба заказчика по МКД" заключить договор на отпуск тепловой энергии и горячей воды с АО "ДГК" на условиях проекта последнего от 10.08.2015 N 3/4/05320/02696 с протоколом разногласий от 17.06.2016, согласованным АО "ДГК" протоколом согласования разногласий от 22.07.2016, с протоколом утверждения разногласий ООО "УО "Служба заказчика по МКД" от 22.07.2016 г.
ООО "УО "Служба заказчика по МКД", не согласившись с принятым по делу судебным актом от 29.09.2016, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новый судебный акт об отклонении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом не согласованы условия заключаемого между сторонами договора ресурсоснабжения, а принят представленный проект договора, не соответствующий требованиям законодательства.
Представитель АО "ДГК", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
ООО "УО Служба заказчика по МКД" до начала разбирательства по делу заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Как следует из материалов дела, на основании лицензии от 14.04.2015 N 027-000071 ООО "УО "Служба заказчика по многоквартирному дому" осуществляет управление многоквартирными домами (далее - МКД) в г. Комсомольске-на-Амуре, в том числе, по адресам: ул. Дикопольцева, д. 23, д. 31/2, д. 31/3, д. 31/6, д. 35, д. 37, д. 39, д. 41, пр. Ленина, д. 92/4, ш. Магистральное, д. 31, д. 33, д. 35/1, д. 35/2, 4 д. 1/1, д. 43/2, д. 45/1, д. 45/2, д. 49/2, д. 49/3, д. 49/4, ул. Юбилейная, д. 2, д. 2/2, д. 6/3, д. 7, д. 8, д. 8/2, д. 8/3, д. 10, д. 10/3, д. 11, д. 13, д. 13/3, д. 13/5, д. 15, д. 15/2.
АО "ДГК" является ресурсоснабжающей организацией (далее - РСО), поставляющей в г. Комсомольске-на-Амуре тепловую энергию и горячую воду в МКД, для целей обеспечения потребителей коммунальными услугами по отоплению и горячему водоснабжению.
Письмом от 28.08.2015 N 3433 АО "ДГК" направило в адрес ООО "УО "Служба заказчика по МКД" для подписания проект договора от 10.08.2015 N 3/4/05320/02696 на отпуск тепловой энергии и горячей воды.
Письмом от 01.09.2015 N 01-14/2374 ООО "УО Служба заказчика по МКД" возвратило АО "ДГК" вышеуказанный договор без подписания.
Отказ от заключения договора ответчик мотивировал тем, что по всем домам, находящихся в его обслуживании, собственники МКД приняли решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Истец письмом от 08.10.2015 N 4242 повторно направил оферту с предложением заключения вышеуказанного договора, которое также оставлено без ответа.
АО "ДГК", ссылаясь на уклонение ООО "УО "Служба заказчика по МКД" от заключения договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 10.08.2015 N 3/4/05320/02696, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из пункта 1 статьи 426 ГК РФ следует, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, далее - ЖК РФ).
Из положений статьи 161 ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 3).
Согласно части 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, установленными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом этих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила от 14.02.2012 N 124).
Пунктом 7 Правил от 14.02.2012 N 124 предусмотрено, что документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ООО "УО Служба заказчика по МКД" на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления.
Из пункта 27 Правил от 14.02.2012 N 124 следует, что в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с ООО "УО Служба заказчика по МКД", как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Закрепление решением общего собрания порядка внесения платы за коммунальные услуги означает установление нового способа исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации, что соответствует позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 05.05.2014 N АКПИ14-197 и определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N 310-КГ14-8259.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что условия договора от 10.08.2015 N 3/4/05320/02696 содержат требования, установленные пунктом 27 Правил от 14.02.2012 N 124.
Кроме того, существенные условия вышеуказанного договора содержатся в проекте договора, не противоречат действующему законодательству, регулирующего спорные правоотношения.
Условия, при которых исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения, предусмотрены в пункте 12 Правил от 14.02.2012 N 124.
Так, исполнитель не может быть понужден к заключению договора, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом; в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Наличие обстоятельств, подтверждающих правомерность отказа ООО "УО Служба заказчика по МКД" от заключения договора ресурсоснабжения, последним не приведено.
ООО "УО Служба заказчика по МКД" в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, направило в адрес АО "ДГК" подписанный проект договора с протоколом разногласий от 17.06.2016.2016.
АО "ДГК" подготовило протокол согласования от 22.07.2016.
Управляющей компанией в адрес ресурсоснабжающей организации направлен протокол утверждения разногласий от 22.07.2016.
Вместе с тем пункты 2.2.8, 2.2.10, 3.1.6, 3.1.16, 3.1.31, 3.1.32, 5.2.1, 8.1, а также приложения N N 1, 2, 3, 4, 5 к договору не согласованы.
АО "ДГК" просило изложить условия спорных пунктов договора в следующей редакции:
пункт 2.2.8: Информировать собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме о неисполнении исполнителем коммунальных услуг (далее - ИКУ) условий настоящего договора;
пункт 2.2.10: В случае невыполнения ИКУ законных требований РСО по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), требовать от ИКУ возмещения убытков, понесенных в результате невыполнения ИКУ указанных требований в сумме дебиторской задолженности потребителя за коммунальную услугу;
пункт 3.1.6: Передать РСО поквартирную базу данных по МКД, находящихся в управлении ИКУ и содержащую сведения о потребителях. Прием поквартирной базы данных оформляется двусторонним актом приема-передачи. Сведения об изменении данных предоставлять в РСО не позднее 5-и рабочих дней со дня произошедших изменений;
пункт 3.1.16: Обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3-х месяцев со дня принятия собственниками помещений в МКД решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением. Проводить техническое обслуживание и поверку приборов учета тепловой энергии и горячей воды в соответствии с требованиями законодательства;
пункт 3.1.31: В случае невыполнения законных требований РСО по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), ИКУ возмещает РСО убытки, понесенные в результате невыполнения указанных требований в сумме дебиторской задолженности потребителя за коммунальную услугу;
пункт 3.1.32: Уведомить в течение 3-х рабочих дней РСО об изменении места регистрации и (или) почтовых реквизитов для переписки, банковских реквизитов, а также наименования ИКУ. При реорганизации либо при переходе прав управления жилищным фондом ИКУ обязан произвести полный расчет за принятую тепловую энергию и (или) горячую воду, а также представить РСО акт передачи объектов правопреемнику. В случае невозможности определения правопреемника, PCО прекращает поставку тепловой энергии и (или) горячей воды на объекты с оформлением надлежащего акта;
пункт 5.2.1: При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета и наличии технической возможности его установки, объем горячей воды на общедомовые нужды определяется с учетом повышенных нормативов потребления, утвержденных уполномоченным органом субъекта РФ;
пункт 8.1: Договор вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2016 года. Договор считается продленным ежегодно на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора;
приложение N 1 к договору - договорной объем потребления тепловой энергии и (или) горячей воды;
приложение N 2 - перечень объектов ИКУ;
приложение N 3 - перечень актов границ раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;
приложение N 4 - температурный график;
приложение N 5 - сведения о приборах учета и месте их установки.
В соответствии со статьями 421, 422 ГК, разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Статьей 173 АПК РФ предусмотрено, что по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Согласно пункту 16 Правил от 14.02.2012 N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В силу пункта 17 указанных Правил к существенным условиям договора энергоснабжения относятся предмет договора, дата начала поставки коммунального ресурса, показатели качества и порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса, порядок определения цены договора и порядок оплаты коммунального ресурса, иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Апелляционная коллегия, проанализировав предложенную АО "ДГК" редакцию спорных условий договора, а также приложений, принимая во внимание нормы ГК РФ, ЖК РФ, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил от 14.02.2012 N 124, приходит к выводу об обоснованности принятия судом первой инстанции редакции, предложенной АО "ДГК".
Кроме того, принятыми судом первой инстанции редакциями спорных пунктов договора права ООО "УО "Служба заказчика по МКД" не нарушены.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ООО "УО Служба заказчика по МКД".
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29.09.2016 по делу N А73-5961/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5961/2016
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "Управляющая организация "Служба заказчика по многоквартирному дому"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6467/16