Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф08-6105/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 июля 2016 г. |
дело N А32-6669/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 30.12.2015 Горбанев А.С.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.01.2016 Ленченко К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма ''Лотос-Лэнд'' на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2016 по делу N А32-6669/2016 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Фирма ''Лотос-Лэнд'', принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Лотос-Лэнд" (далее - общество, заинтересованное лицо) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2016 общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Лотос-Лэнд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2016 N 09-16/92 с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, соблюдением процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, а также отсутствием оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма ''Лотос-Лэнд'' обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что заинтересованное лицо в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и постановления Правительства Российской Федерации N 1459 от 29.12.2015 "О функционировании единой автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в каждом обособленном подразделении указанном в лицензии организовало и осуществляет передачу данных об обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции при помощи программного обеспечения "Универсальный транспортный модуль" и крипто-ключа с усиленной электронной цифровой подписью, по факту являющихся техническими средствами фиксации передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую Государственную автоматизированную информационную систему. Также податель жалобы не согласен с применением судом первой инстанции положения пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в части оформления заинтересованным лицом товарно-сопроводительной документации на оборот алкогольной продукции вне складских помещений указанных в лицензии N 23ЗАП0003742 от 26.05.2014. Общество ссылается на то, что перечень документов, сопровождающих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции, определяется статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ. Положения названной статьи не относятся к лицензионным требованиям, согласно пункта 4 статьи 23.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, оформление товарно-сопроводительной документации вне места складского помещения, указанного в лицензии, не образует состав административного правонарушения. Также податель жалобы ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Лотос-Лэнд" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1022301972252, ИНН 2312026671, юридический адрес: Краснодарский край, г.Краснодар, улица Новороссийская, 232/1, дата присвоения ОГРН 12.09.2002 г.
Имеет Лицензию от 26.05.2014 года N 23ЗАП0003742 серии РА N 001467 на осуществление закупки, хранения и поставок алкогольной продукции, сроком действия до 05.05.2016 года.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу в ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Фирма "ЛОТОС-ЛЭНД", в период с 25.01.2016 по 29.01.2016, с 01.02.2016 по 05.02.2016 с 08.02.2016 по 12.02.2016 с 15.02.2016 по 18.02.2016 (Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 19.01.2016 N 17) по адресам осуществления лицензионной деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, указанных в лицензии:
- Россия, 352931, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Воровского, 77, Литер "Зз", 1 этаж, комната N 5;
- Россия, 353567, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул.Промышленная, 2/1, литер И, помещение 1, 1 этаж;
- Россия, Краснодарский край, Центральный район, г. Сочи, ул. Гагарина, 72/1, Литер В, 1 этаж, помещение 1;
- Россия, 350080, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, д. 57, литер А1, 1 этаж, помещение N 26 (секция 2), помещение N 34 (секция 5);
- Россия, 357625, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 129, Литер Б, этаж 1, комната 17 (S=407,4 кв.м.), - установлено, что отсутствуют технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в Единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Кроме того, адреса, по которым оборудованы технические средства фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, не включены в лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции N 23ЗАП0003742 от 26.05.2014, а именно:
- Россия, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Промышленная, 2/1, Литер И1, 1 этаж, помещение N 7;
- Россия, Краснодарский край, Центральный район, г. Сочи, ул. Гагарина, 72/1, литер В, 1 этаж, комната N 21, 22;
- Россия, 352931, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Воровского, 77, литер "Ж", 1 этаж, помещения 7, 8, 9;
- Россия, 350080, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, д. 57, литер А1, этаж 3, кабинет N 23;
- Россия, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 129, литер Б, этаж 1, помещение N 22.
Также установлено, что адреса, по которым обществом осуществляется оформление документов по закупке и реализации алкогольной продукции, не включены в лицензию на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции N 23ЗАП0003742 от 26.05.2014, а именно:
- Россия, Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани, ул. Промышленная, 2/1, Литер И1, 1 этаж, помещение N 7;
- Россия, Краснодарский край, Центральный район, г. Сочи, ул. Гагарина, 72/1, литер В, 1 этаж, комната N 21, 22;
- Россия, 352931, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Воровского, 77, литер "Ж", 1 этаж, помещения 7, 8, 9;
- Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. 5-я Промышленная, дом N 3, Литер А, помещение N II;
- Россия, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Пятигорская, 129, литер Б, этаж 1, помещение N 22.
По результатам проверки управление пришло к выводу об осуществлении ООО "Фирма "ЛОТОС-ЛЭНД" деятельности по розничной продаже алкогольной продукции в указанных обособленных подразделениях с нарушением условий лицензионных требований. По признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении от 18.02.2016 N 09-16/92.
Материалы дела об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
По правилам части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи;
- розничной продажи спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях;
- перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций;
- производства и оборота виноградного сусла, произведенного сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Согласно статье 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", учет объема закупки, хранения и поставки алкогольной продукции в организациях, осуществляющих закупку, хранение и поставки алкогольной продукции должен осуществляться с применением оборудования для учета оборота объема алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС, включающими в себя средства защиты информации, предотвращающие искажение и подделку фиксируемой и передаваемой информации.
Согласно пункту 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в лицензии указываются наименование лицензирующего органа, полное и (или) сокращенное наименования и организационно-правовая форма лицензиата, место его нахождения, адрес его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, места нахождения его обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно- распорядительных документах лицензиата, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности, иные места осуществления лицензируемых видов деятельности, лицензируемый вид деятельности, вид продукции в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, производственная мощность в случае, если лицензия выдается на производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, срок действия лицензии, ее номер и дата ее выдачи.
В соответствии с пунктом 20 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения.
Законом о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции предусмотрена обязанность указания в лицензии не только места нахождения организации, но и мест нахождения всех обособленных подразделений независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения.
Таким образом, организации, имеющие лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции вправе осуществлять деятельность, предусмотренной лицензией в местах нахождения их обособленных подразделений, только при условии указания их в лицензии.
Учет и фиксация в ЕГАИС объема оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется по месту нахождения каждого обособленного подразделения, указанного в соответствующей лицензии.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе актами проверки от 18.02.2016 г. N у3-а192/09, от 29.01.2016 г. у3-а117/09, N у3-а118/09, N у3- а119/09, N у3-а120/09, от 10.02.2016 г. N 8-а264/11, протоколом об административном правонарушении от 18.02.2016 г. N 09-16/92, пояснениями директора общества, подтверждается, что ООО "Фирма "ЛОТОС-ЛЭНД" допущено нарушение лицензионных требований при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в обособленных подразделениях, расположенным по адресам: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. 40 лет Победы, 148, литер А, этаж 1, помещения 2,3,4,8; Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Шоссейная, 18, литер Б, помещения 1-7.
Довод общества о том, что все лицензионные требования им соблюдены, судом первой инстанции правомерно отклонен как противоречащий материалам дела.
Кроме того, из пояснений директора общества, данных в ходе производства по делу об административном правонарушении, следует, что факт установления технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, оформления документов по закупке и реализации алкогольной продукции по адресам, не указанным в лицензии N 23ЗАП0003742, а также отсутствие технических средств фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС по адресам, указанным в лицензии, им не оспаривается (т. 1 л.д.110-111, л.д. 144, т. 2 л. д. 36, 70, 99).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Фирма "ЛОТОС-ЛЭНД", будучи лицом, осуществляющим деятельность на основании лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. Имея возможность для соблюдения лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом возложенных на него публично-правовых обязанностей, суду не представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено и обществом не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Протокол об административном правонарушении от 18.02.2016 составлен уполномоченным должностным лицом управления - заместителем начальника отдела по контролю за соблюдением лицензионных условий и требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования по Южному федеральному округу Кузьмичевым В.В. в присутствии генерального директора общества Коваленко Д.А., извещенного надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.
Административный штраф назначен в виде минимальной санкции, предусмотренной данной статьей.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2016 по делу N А32-6669/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6669/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф08-6105/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Ответчик: ООО "ФИРМА ''ЛОТОС-ЛЭНД''
Третье лицо: ООО "Фирма "Лотос-Лэнд"