Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2016 г. N Ф04-3927/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А27-1843/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей: Сбитнева А. Ю., Усаниной Н. А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Большаниной Е. Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртовой комбинат": без участия (извещено),
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу: Петрищенко И. С., доверенность от 01.04.2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртовой комбинат"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года по делу А27-1843/2016 (судья Драпезо В. Я.)
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (630099, г. Новосибирск, ул. Октябрьская, 52)
к обществу с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртовой комбинат" (ОГРН 1124213000185, ИНН 4213009781, 652152, г. Мариинск, ул. Юбилейная, 2 А)
о привлечении к административной ответственности,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртовой комбинат" (ОГРН 1124213000185, ИНН 4213009781, 652152, г. Мариинск, ул. Юбилейная, 2 А)
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу о назначении административного наказания
от 11.01.2016 N 6-01-14/12-ю-2015,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (далее - Межрегиональное управление, Росалкогольрегулирование) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мариинский спиртовой комбинат" (далее - Общество, ООО "Мариинский спиртовой комбинат) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что возврат поставленной алкогольной продукции не составляет оборот алкогольной продукции и не является самостоятельным договором.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) общество просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Росалкогольрегулирование, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Мариинский спиртовой комбинат" имеет лицензию N 42ПСЭ0004564 от 15.06.2015 на осуществление производства, хранения и поставок произведенного этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья, спирта-сырца), в том числе денатурированного сроком действия до 01.11.2017, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В связи с выявлением фактов нарушения лицензионных требований в результате анализа деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, представленных ООО "Мариинский спиртовой комбинат" и информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - "ЕГАИС"), на основании приказа исполняющего обязанности руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Шалюхиной М. Н. от 18.11.2015 N 962 уполномоченным должностным лицом Межрегионального управления с 18.11.2015 по 20.11.2015 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Мариинский спиртовой комбинат", проведение которой было согласовано с прокуратурой Кемеровской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 18.11.2015 N 7/2-1584-2015).
В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что в период с 28.09.2015 по 18.10.2015 в адрес ООО "Мариинский спиртовой комбинат" был осуществлен возврат этилового спирта от АО "Ликеро-водочный завод "Ярославский", ИНН 7601001675, (далее - "АО "ЛВЗ "Ярославский"") в объеме 299,6 тыс. дал, ранее поставленного Обществом в адрес АО "ЛВЗ "Ярославский" в соответствии с договором поставки этилового спирта от 03.04.2015 N 2.
На весь объем возвращенного этилового спирта Обществом были представлены товарно-транспортные накладные, справки "Б" и акты отгрузки по форме N П-24 (на спирт, ранее принятый АО "ЛВЗ "Ярославский"), а также железнодорожные накладные (на спирт, не принятый АО "ЛВЗ "Ярославский").
ООО "Мариинский спиртовой комбинат" осуществило приемку возвращенного этилового спирта и перекачало его на хранение в резервуары в спиртохранилище для последующей его продажи и получения прибыли. Весь объем возвращенного этилового спирта зафиксирован Обществом в ЕГАИС.
При этом в сведениях о получении продукции, зафиксированных в ЕГАИС в позиции "файл АСИиУ", в которой должен указываться файл с автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции (далее - АСИиУ), соответствующая информация отсутствует, что свидетельствует об отсутствии АСИиУ на основном технологическом оборудовании Общества.
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт от 20.11.2015 N у6-а908/03.
С целью подтверждения выявленных в ходе проведения проверки признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, 20.11.2015 Росалкогольрегулированием в отношении Общества было вынесено определение N 6-01-14/9ю-2015 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении определением от 24.11.2015 N 6-01-14/9ю-2015 об истребовании сведений у ООО "Мариинский спиртовой комбинат" были истребованы заверенные копии журналов учета отмеров спирта по типовой форме N П-23, возвращенного АО "ЛВЗ "Ярославский" и полученного ООО "Мариинский спиртовой комбинат" за период с 28.09.2015 по 18.10.2015 в количестве 299 654,70 дал.
Во исполнение определения об истребовании сведений Общество письмом от 27.11.2015 N 706/116 (вх. N 6-12939 от 03.12.2015) представило в Межрегиональное управление информацию о ранее направленных заверенных копиях страниц журналов учета отмеров спирта по типовой форме N П-23 в рамках дела об административном правонарушении N 6-01-11/03-23/536.
При рассмотрении копий страниц журнала учета отмеров спирта по типовой форме N П-23 административным органом было установлено, что измерение и учет количества возвращенного этилового спирта Общество осуществляло с использованием основного технологического оборудования - мерников металлических технических 1 класса, входящих в Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2006 N 17-р.
В рамках административного расследования был проведен осмотр территории и помещений ООО "Мариинский спиртовой комбинат" и находящихся там вещей и документов (протокол осмотра от 03.12.2015 N 6-01-14/9ю-2015) и установлено следующее.
Для учета количества возвращенного этилового спирта Обществом использовались мерники металлические технические в количестве 4 штук (зав. N 970021-2, N 910010-3, N 910010-4 и N 970018-5), которые установлены в спиртоотпускном отделении. Для перекачки спирта этилового из железнодорожных цистерн Обществом использовался насос, установленный в железной пристройке к зданию спиртоотпускного отделения. Закачка спирта в мерники проводилась посредством гибкого шланга, который прокладывался от насоса по улице далее через входную дверь в спиртоотпускное отделение и подсоединялся к стационарному трубопроводу мерников. На участке от сливной эстакады на приемке железнодорожных цистерн до насоса и от самого насоса до мерников автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на момент проведения осмотра отсутствовали.
Измеренный мерниками спирт этиловый по стационарному трубопроводу с помощью насоса, установленного в отдельном помещении здания спиртоопускного отделения, направлялся в резервуары для хранения.
На участке стационарного трубопровода от мерников до насоса автоматические средства измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на момент проведения осмотра отсутствовали.
Таким образом, фиксацию возвратов этилового спирта в ЕГАИС Общество осуществляло вручную с применением технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота продукции, без прикрепления к заявке о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции, о первичных остатках продукции файла АСИиУ.
По выявленному факту нарушения должностным лицом МРУ Росалкогольрегулирования в присутствии законного представителя ООО "Мариннский спиртовой комбинат" 20.01.2016 был составлен протокол об административном правонарушении N 6-01-14/9Ю-2015 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов, Межрегиональное управление на основании данного протокола обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Мариинский спиртовой комбинат" к административной ответственности.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
В силу статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно статьи 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона N 171-ФЗ лицензионными требованиями и условиями являются, в том числе требования, установленные в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства, в том числе этилового спирта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно быть оснащено техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 522 (действовавшего на момент совершения административного правонарушения) были утверждены Правила функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Правила).
В соответствии с пп. р), с), пункта 3 Правил организации, осуществляющие производство и (или) оборот, в том числе импорт (за исключением розничной продажи), этилового спирта (за исключением этилового спирта по фармакопейным статьям), алкогольной (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (далее - продукция, организация) должны представлять в ЕГАИС, в том числе информацию об объеме (в декалитрах) и объеме безводного (100-процентного) спирта, произведенной, закупаемой (в том числе импортируемой), используемой для собственных нужд, поставляемой (в том числе экспортируемой), хранимой (в том числе списанной, забракованной, возвращенной), перевозимой, использованной в качестве сырья продукции каждого вида и наименования, в том числе учтенном средствами измерения.
Форма, формат и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС информации, указанной в пункте 3 Правил, утверждены приказом Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих- производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149).
Пунктом 5.2.1 Приказа N 149 определено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт) представляется организациями, в адрес которых осуществляется поставка и (или) возврат продукции. В форме заявки предусмотрено поле 53 "Файл АСИнУ", в котором должен указываться файл, который выбирается из списка загруженных ранее файлов оператором организации-покупателя (получателя) продукции и сформированный на основании показателей полученных с автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Статьей 20 Закона N 171-ФЗ предусмотрен запрет использования основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
Из материалов дела следует, что ООО "Марнинский спиртовой комбинат" осуществило приемку возвращенного этилового спирта и перекачало его на хранение в резервуары в спиртохранилнще для последующей его продажи и получения прибыли. Весь объем возвращенного этилового спирта зафиксирован Обществом в ЕГАИС.
При этом в сведениях о получении продукции, зафиксированных в ЕГАИС в позиции "файл АСИиУ", в которой должен указываться файл с автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, соответствующая информация отсутствует, что свидетельствует об отсутствии АСИиУ на основном технологическом оборудовании.
Материалами административного расследования, а именно: актом внеплановой выездной проверки от 20.11.2015 N у6-а908/03, протоколом осмотра от 03.12.2015 N 6-01-14/9ю-2015, страницами журнала учета отмеров спирта этилового по типовой форме N П-23; актами об отгрузке и приемке этилового спирта по типовой форме N П-24, установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 8 Закона N 171-ФЗ и пункта 5.2.1 Приказа N 149 ООО "Мариинский спиртовой комбинат" для учета количества возвращенного этилового спирта использовало основное технологическое оборудование, а именно, мерники металлические технические, не оснащенное автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности наличия в действиях Общества события вменяемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указал суд первой инстанции, ООО "Мариинский спиртовой комбинат", осуществляя деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта со 02.11.2012, знало о необходимости соблюдения требований законодательства (о необходимости оснащения основного технологического оборудования, а именно, мерников металлических технических, автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции), и имело возможность для соблюдения указанной нормы при производстве и обороте этилового спирта, но не приняло мер по их соблюдению.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований, а также о принятии всех зависящих мер по недопущению правонарушения, судом первой инстанции не установлено, что свидетельствует о наличии вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "Марнинский спиртовой комбинат" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли, наказание Обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, в минимальном размере (100 000 руб.).
По результатам вышеуказанной проверки, по итогам административного расследования Межрегиональное управление в присутствии законного представителя Общества, составило 21.12.2015 протокол об административном правонарушении N 6-01-14/12ю-2015.
Постановлением от 11.01.2016 N 6-01-14/12ю-2015 ООО "Мариинский спиртовой комбинат" привлечено к административной ответственности, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 170 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный орган установил состав и событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, в связи, с чем обоснованно привлек заявителя к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующего.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в непринятии, как должностным лицом, так и организацией необходимых мер по учету этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо в совершении действий, направленных на нарушение установленного порядка учета этой продукции.
В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 "Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей" (далее - Постановление N 380) устанавливает правила учета объема производства, оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
В силу пункта 11 Постановления N 380 значения показателей, используемых для учета объема производства и оборота продукции, фиксируются организациями в журнале учета объема производства и оборота, за исключением розничной продажи и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядок его заполнения устанавливаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Значение показателя, используемого при учете объема продукции, указанного в абзаце втором пункта 2 названных Правил, фиксируется организацией в журнале учета использования мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта, форма и порядок заполнения которого устанавливаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
Таким образом, для осуществления надлежащего контроля за производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, осуществляющие данный вид деятельности, обязаны вести журнал в соответствии с приказом ФПС России от 17.09.2006 N ММ-3-07/53@.
В ходе внеплановой выездной проверки было установлено, что в адрес ООО "Мариинский спиртовой комбинат" в период с 28.09.2015 по 18.10.2015 был осуществлен возврат этилового спирта от ОА "ЛВЗ "Ярославский" (ИНН 7601001675) в объеме 299,6 тыс. дал. Весь объем возвращенного этилового спирта зафиксирован Обществом в ЕГАИС.
ООО "Мариинский спиртовой завод" были представлены копии документов на возвращенный этиловый спирт в количестве 283,7 тыс. дал, а именно: товарно-транспортные накладные от 10.10.2015 N 1, от 11.10.2015 N 1, N 2, N 3 и N 4, от 12.10.2015 N 5, N 6 и N 7, от 13.10.2015 N 8, N 9, N 10, N 11 и N 12, от 14.10.2015 N 13, от 15.10.2015 N 14, N 15 и N 16, от 17.10.2015 N 17 и N 18, от 18.10.2015 N 19 и N 20, и железнодорожные накладные от 17.09.2015, N ЭЕ682393, N ЭЕ684792, N N ЭЕ680458, N ЭЕ683887, N ЭЕ685554 и N ЭЕ683169, от 18.09.2015 N ЭЕ723837, N ЭЕ723041, N ЭЕ729996, N ЭЕ732920, N ЭЕ722277, N ЭЕ732002, N ЭЕ720874, N ЭЕ731086, N ЭЕ721663, N ЭЕ735367 и N ЭЕ734110, а также копии страниц журналов учета отмеров спирта (форма N П-23) и акты об отгрузке и приемке этилового спирта (форма N П-24).
Сопроводительные документы на возвращенный этиловый спирт в количестве 15 952,8 дал. Обществом представлены не были.
При этом в ходе внеплановой выездной проверки ООО "Мариинский спиртовой комбинат" Журнал учета, в котором должны быть отражены значения показателей, используемых для учета объемов оборота этилового спирта, представлен не был.
В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении определениями от 24.11.2015 и от 03.12.2015 N 6-01-14/12ю-2015 у АО "ЛВЗ "Ярославский" и ООО "Мариинский спиртовой комбинат" были истребованы копии сопроводительных документов на возвращенный этиловый спирт в количестве 15 952,8 дал.
Во исполнение определения об истребовании сведений АО "ЛВЗ "Ярославский" письмом от 30.11.2015 N 1467 и ООО "Мариинский спиртовой комбинат" письмом от 03.12.2015 N 719/126 были представлены в Управление копии товарно-транспортных накладных от 14.10.2015 N 80, N 90 и N 91, а также копии страниц журналов учета отмеров спирта (форма N П-23) и акты об отгрузке и приемке этилового спирта (форма N П-24), а также документы, подтверждающие легальность оборота этилового спирта (справки "Б" к товарно-транспортным накладным).
В результате анализа документов, представленных Обществом в ходе внеплановой выездной проверки, а также документов, полученных в ходе административного расследования, было установлено, что поставка этилового спирта ООО "Мариинский спиртовой комбинат" (поставщик) в адрес АО "ЛВЗ "Ярославский"" (покупатель) осуществлялась в рамках договора поставки от 03.04.2015 N 2, согласно пункту 2.6. которого, право собственности на продукцию переходит от поставщика к покупателю с момента ее передачи перевозчику.
В рамках исполнения вышеуказанного договора поставки Обществом в адрес АО "ЛВЗ "Ярославский" был отгружен этиловый спирт в количестве 299,6 тыс. дал., соответственно право собственности на данный этиловый спирт перешло к АО "ЛВЗ "Ярославский" с момента его отгрузки (передачи перевозчику) Обществом.
10.09.2015 и 05.10.2015 соответственно между ООО "Мариинский спиртовой комбинат" и АО "ЛВЗ "Ярославский"" были заключены: соглашение о расторжении договора в части, а также дополнительное соглашение к договору.
Согласно вышеуказанным соглашениям стороны решили расторгнуть договор в части поставки этилового спирта в количестве 299,6 тыс. дал. и привести стороны договора в указанной части в первоначальное состояние.
В период с 28.09.2015 по 18.10.2015 от АО "ЛВЗ "Ярославский" в адрес ООО "Мариинский спиртовой комбинат" был осуществлен возврат этилового спирта в объеме 299,6 тыс. дал. Право собственности на указанный этиловый, спирт перешло от АО "ЛВЗ "Ярославский"" к ООО "Мариинский спиртовой комбинат" (от Покупателя к Поставщику).
В нарушение пункта 11 Порядка учета Общество, осуществив приемку возвращенного этилового спирта от АО "Ликеро-водочный завод "Ярославский" по товарно-транспортным накладным от 10.10.2015 N 1, от 11.10.2015 N 1, N 2, N 3 и N 4, от 12.10.2015 N 5, N 6 и N 7, от 13.10.2015 N8, N 9, N 10, N 11и N 12, от 14.10.2015 NN 13, 80, 90 и 91, от 15.10.2015 N14, N 15 и N 16, от 17.10.2015 N 17 и N 18, от 18.10.2015 N 19 и N 20, и железнодорожным накладным от 17.09.2015 N ЭЕ682393, N ЭЕ684792, N N ЭЕ680458, N ЭЕ683887, N ЭЕ685554 и N ЭЕ683169, от 18.09.2015 N ЭЕ723837, N ЭЕ723041, N ЭЕ729996, N ЭЕ732920, N ЭЕ722277, N ЭЕ732002, N ЭЕ720874, N ЭЕ731086, N ЭЕ721663, N ЭЕ735367 и N ЭЕ734110 не отразило сведения об объеме возвращенного этилового спирта в разделе 3 "Оборот (закупка и хранение)" Журнала учета, возвращенного этилового спирта.
Отсутствие указанных сведений в Журнале учета возвращенного этилового спирта свидетельствует о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ, а именно, о нарушении установленного порядка учета этилового спирта при его обороте.
Возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, однако им не были приняты все возможные и зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного суду не представлено.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 КоАП РФ.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности не истек. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом. Наказание назначено в пределах санкции статьи 14.19 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к отсутствию факта оборота алкогольной продукции в связи с возвратом продукции.
В содержании пункта 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ законодателем раскрыто понятие "оборот", под которым следует понимать закупку (в том числе импорт), поставку (в том числе экспорт), хранение, перевозку и розничную продажа.
В соответствии с положениями статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Поставка товаров осуществляется путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. С указанного момента покупатель становится собственником товара, в настоящем случае - алкогольной продукции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, переход права собственности на алкогольную продукцию, в том числе возврат поставщику этилового спирта, следует расценивать именно как оборот алкогольной продукции.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на судебные акты по делу N А36-6182/2014 судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку указанные судебные акты в соответствии со статьей 69 АПК РФ не имеют преюдициального значения для рассмотрения и разрешения настоящего дела.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 апреля 2016 года по делу А27-1843/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
А. Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1843/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2016 г. N Ф04-3927/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, ООО "Мариинский спиртовой комбинат"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу, ООО "Мариинский спиртовой комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2017 Определение Верховного Суда России N 304-АД17-453
25.10.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3927/16
06.07.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5161/16
27.04.2016 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-1843/16