г. Москва |
|
06 июля 2016 г. |
Дело N А41-12432/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Закутской С.А., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Магомадовой К.С.,
при участии в заседании:
от администрации городского округа Звенигород: Шишова Ю.А. по доверенности N 36 от 23.10.15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Звенигород на решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 года по делу N А41-12432/16, принятое судьей Уваровым А.О., по иску администрации городского округа Звенигород к обществу с ограниченной ответственностью "Коммерком-БИЗ", с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области,
об обязании использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Звенигород обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Коммерком-БИЗ" об обязании использовать земельный участок площадью 2 767 кв.м. с кадастровым номером 50:49:0010201:56 и земельный участок площадью 2 133 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0040803:35, расположенные по адресу: Московская область, г. Звенигород, категория земель "земли населенных пунктов" в соответствии с видом разрешенного использования "для размещения многофункционального культурно-бытового торгового центра" (л.д. 3-6).
Иск заявлен на основании статей 7, 8, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Министерство потребительского рынка и услуг Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 года в удовлетворении иска было отказано (л.д. 86-87).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, администрация городского округа Звенигород обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации городского округа Звенигород поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, присутствующего в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "Коммерком-БИЗ" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 50:20:0041803:0035 общей площадью 2 133 кв.м. и с кадастровым номером 50:49:0010201:56 общей площадью 2 767 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения многофункционального культурно-бытового, торгового центра, расположенные по адресу: Московская область, г. Звенигород, (район станции Звенигород) (л.д. 7, 22, 48).
28.09.15 администрация городского округа Звенигород произвела осмотр земельных участков ООО "Коммерком-БИЗ", в результате чего было установлено их использование не по целевому назначению, а именно в качестве рынка строительных материалов (л.д. 23, 41).
19.10.15 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области были составлены протоколы об административном правонарушении по факту осмотра земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041803:0035 и 50:49:0010201:56, согласно которым земельный участок с кадастровым номером 50:20:0041803:0035 огорожен единым металлическим забором с земельными участками с кадастровыми номерами 50:49:0010201:56, 50:20:0041803:102, 50:20:0041803:103, доступ на участки частично ограничен. На участках расположены металлические, деревянные контейнеры, навесы, в которых осуществляется торговая деятельность строительных материалов (л.д. 15-16, 38).
На основании изложенного Управление Росреестра по Московской области пришло к выводу о нецелевом использовании ООО "Коммерком-БИЗ" принадлежащих ему земельных участков, в связи с чем постановлениями Управления Росреестра по Московской области от 16 ноября 2015 года по делу N 49/2015/2 и по делу N 49/2015/3 общество было привлечено к административной ответственности (л.д. 17-19, 33-35).
Факт нарушения ООО "Коммерком-БИЗ" режима использования земельных участков также отражен в письме Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Одинцовское" N 70/68 от 12.01.16, адресованном Главе городского округа Звенигород (л.д. 75-76).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим иском, администрация городского округа Звенигород указала на нецелевое использование ООО "Коммерком-БИЗ" принадлежащих ему на праве собственности земельных участком.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что истцом был выбран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Исходя из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу пунктов 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Как указывалось выше, ООО "Коммерком-БИЗ" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 50:20:0041803:0035 общей площадью 2 133 кв.м. и с кадастровым номером 50:49:0010201:56 общей площадью 2 767 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для размещения многофункционального культурно-бытового, торгового центра, расположенные по адресу: Московская область, г. Звенигород, (район станции Звенигород) (л.д. 7, 22, 48).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (п. 1 ст. 83 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п. 1 ст. 36 ГрК РФ).
В силу пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Из подпунктов 1 - 3 пункта 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 2 ст. 37 ГрК РФ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что на земельных участках с кадастровым номером 50:20:0040803:35 и с кадастровым номером 50:49:0010201:56 размещены временные павильоны, не относящиеся к объектам недвижимости и представляющие в своей совокупности рынок строительных материалов, а также одноэтажный торговый павильон площадью 618,3 кв.м., что не соответствует виду разрешенного использования названных земельных участков.
Доказательств возведения на них многофункционального культурно-бытового торгового центра в соответствии с видом разрешенного использования не представлено.
Факт нарушения ООО "Коммерком-БИЗ" режима использования земельных участков также отражен в письме Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Одинцовское" N 70/68 от 12.01.16, адресованном Главе городского округа Звенигород, акте проверки Одинцовского городского прокурора от 20.05.16 (л.д. 75-76).
Используя принадлежащие ему земельные участки под организацию несанкционированного рынка строительных материалов, ООО "Коммерком-БИЗ" нарушает нормы Федерального закона N 271-ФЗ от 30.12.06 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", согласно пункту 1 статьи 4 которого рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 01.01.13 для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков независимо от мест их нахождения, иных розничных рынков, находящихся на территориях Республики Крым и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания, строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
В нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Коммерком-БИЗ" доказательств получения разрешения на организацию рынка строительных материалов на спорных земельных участках не представлено.
Также в нарушение части 3 статьи 24 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" торговля ведется с временных сооружений.
Постановлениями Управления Росреестра по Московской области от 16 ноября 2015 года по делу N 49/2015/2 и по делу N 49/2015/3 ООО "Коммерком-БИЗ" было привлечено к административной ответственности в связи с нецелевым использованием принадлежащих обществу земельных участков (л.д. 17-19, 33-35).
Кроме того, Одинцовской городской прокуратурой был в Звенигородский городской суд Московской области был подан иск к ООО "Коммерком-БИЗ", ООО "Стройград", ООО "Желанный берег" о признании незаконной и запрете деятельности по организации розничного рынка в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 50:20:0041803:0035, 50:49:0010201:56, 50:20:0041803:102, 50:20:0041803:103 (N дела 2-397/2016 ~ М-247/2016).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Звенигородского городского суда Московской области 26 мая 2016 года было вынесено решение, которым заявленные требования были удовлетворены.
Таким образом, факт нецелевого использования ООО "Коммерком-БИЗ" принадлежащих ему земельных участков подтвержден материалами дела, равно как и нарушение этим прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
В соответствии с абзацем 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Указанный способ защиты нарушенного права может быть применен только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, предусмотренной законом или договором, а также реальной возможности выполнения данной обязанности.
Поскольку, ООО "Коммерком-БИЗ" в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязано использовать принадлежащие ему земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а администрация городского округа Звенигород в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации наделена функциями муниципального земельного контроля, вывод суда первой инстанции об избрании истцом ненадлежащего способа защиты своего нарушенного права нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 апреля 2016 года по делу N А41-12432/16 отменить.
Обязать ООО "Коммерком-Биз" использовать земельный участок площадью 2 767 кв.м. с кадастровым номером 50:49:0010201:56 и земельный участок площадью 2 133 кв.м. с кадастровым номером 50:20:0040803:35, расположенные по адресу: Московская область, г. Звенигород, категория земель "земли населенных пунктов" в соответствии с видом разрешенного использования "для размещения многофункционального культурно-бытового торгового центра".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.А. Закутская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12432/2016
Истец: Администрация городского округа Звенигород
Ответчик: ООО "Коммерком -БИЗ"
Третье лицо: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-12432/16
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-15580/16
06.07.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7628/16
15.04.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-12432/16