г. Москва |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А40-48222/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации на определение Арбитражного суда г.Москвы от 17.05.2016 по делу N А40-48222/16 вынесенное судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи: 94-424)
по заявлению ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента Российской Федерации (129090, Москва, Грохольский пер., д. 31)
к Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования (117152, Москва, Загородное шоссе, 18А)
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
Федоров А.К. по доверенности от 09.06.2016, Човгун В.Л. по доверенности от 24.06.2016; |
от ответчика: |
Ищенко Е.В. по доверенности от 11.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ "Поликлиника N 3" Управления делами Президента РФ (далее- заявитель, Поликлиника) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконным отказа Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее- ответчик, Фонд) во включении в Приложение N 1.3. "Перечень медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, не участвующих в горизонтальных расчетах" Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования в 2016 году, обязании Фонда включить Заявителя в указанный Перечень.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 17.05.2016 г. производство по делу прекращено по п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ. При этом, суд указал на неподведомственность спора арбитражному суду.
Учреждение не согласилось с определением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Указывает на нарушение судом при рассмотрении спора норм процессуального права, поскольку ему не была предоставлена возможность непосредственно ознакомиться с ходатайством Фонда о прекращении производства по делу, а также несоответствие выводов суда об оспаривании им нормативного правового акта, поскольку оно оспаривало ненормативный правовой акт- решение Фонда об отказе во включении его в Перечень медицинских организаций, оказывающих первичную медицинскую помощь и специализированную медицинскую помощь, не участвующих в горизонтальных расчетах (Приложение N 1.3 к Тарифному соглашению), изложенное в ответе от 15.01.2016 N 480.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить определение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенных в отзыве, просил оставить определение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу- без удовлетворения ввиду несостоятельности ее доводов.
Законность и обоснованность принятого определения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, выслушав представителей сторон, исследовав доводы жалобы и отзыва, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации, в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
В соответствии с пунктом 10 статьи 36 этого же Закона, объемы предоставления медицинской помощи, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования, распределяются решением комиссии, указанной в части 9 настоящей статьи, между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также, потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее- Положение о комиссии).
Распоряжением Правительства Москвы от 10.07.2012 N 364 - РП утвержден состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы.
Аналогичная норма установлена главой IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382, а также п.4.8 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год, утв. постановлением Правительства Москвы от 24.12.2015 N 949 - ПП (далее - Территориальная программа ОМС).
Согласно п.4.11 Территориальной программы ОМС, формирование перечней медицинских организаций, оказывающих первичную медико- санитарную помощь, применяющих способ оплаты медицинской помощи по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц к медицинской организации, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по направлениям других медицинских организаций, имеющих прикрепившихся лиц, и участвующих в горизонтальных расчетах, медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, не участвующих в горизонтальных расчетах, осуществляется Комиссией по разработке территориальной программы ОМС и утверждается Тарифным соглашением.
Согласно п.4.12 Территориальной программы, сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, установленных Территориальной программой ОМС, содержатся в Тарифном соглашении, включающем в том числе, перечни медицинских организаций, сформированные по условиям оказания медицинской помощи.
В соответствии с п.1.1 Тарифного соглашения, предметом Тарифного соглашения являются согласованные Сторонами тарифы на оплату медицинской помощи, оказываемые медицинскими организациями застрахованным лицам по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы (далее- Тарифы), способы оплаты медицинской помощи, размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи, размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
Согласно п.1.2. Тарифного соглашения Тарифное соглашение разработано в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 326-ФЗ, Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N323-ФЗ, Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 N 158н (далее- Правила обязательного медицинского страхования), Закона г.Москвы от 21.10.2015 N 59 "О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год", постановления Правительства Москвы от 24.12.2015 N949-ПП "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве на 2016 год".
Пунктом 1.3 Тарифного соглашения установлено, что тарифы устанавливаются Тарифным соглашением между Департаментом здравоохранения города Москвы, Московским городским фондом обязательного медицинского страхования, представителями страховых медицинских организаций, Медицинской профессиональной некоммерческой организацией, созданной в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 323-ФЗ, Профессиональным союзом медицинских работников города Москвы, входящими в состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы (далее- Комиссия по разработке территориальной программы ОМС).
Таким образом, из указанных положений следует, что заявитель не является стороной заключенного Тарифного соглашения. Тарифное соглашение распространяет свое действие на всех участников обязательного медицинского страхования, реализующих Территориальную программу обязательного медицинского страхования города Москвы (п.1.4 Тарифного соглашения).
В пункте 1.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами.
Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.
Правильно проанализировав приведенные выше законоположения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что фактически Заявителем оспаривается нормативный правовой акт- Тарифное соглашение.
Довод жалобы о том, что заявленные требования связаны с оспариванием отказа во включение в приложение N 1.3 Тарифного соглашения, не свидетельствует об ошибочности вывода суда первой инстанции, поскольку при рассмотрении спора по существу будет произведена проверка законности самого Соглашения, то есть нормативного правового акта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Учитывая, что в соответствии с действующим АПК РФ (ст.27-29) не предусмотрено рассмотрение споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии оснований для применения положений п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ.
Довод жалобы о том, что при рассмотрении спора ему не была предоставлена возможность ознакомления с ходатайством ответчика, при изложенных обстоятельствах дела не имеет правового значения.
Таким образом, вопреки доводам жалобы судом первой инстанции не допущено нарушений норм процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда г.Москвы от 17.05.2016 по делу N А40-48222/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-48222/2016
Истец: ФГБУ "Поликлиника N3 Управления Делами Президента РФ, ФГБУ "Поликлиника N3"
Ответчик: МГФОМС