Тула |
|
7 июля 2016 г. |
Дело N А09-16141/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Солововой М.И., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЗИГЕНИА-АУБИ" (Тульская область, Ленинский район, г. Шатск, ОГРН 1037789093506, ИНН 7702512330) - Левченко Л.М. (доверенность от 10.11.2015 N 32), Олексенко С.А. (доверенность от 05.02.2016 N 4), заинтересованного лица - Брянской таможни (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) - Жолобовой М.Г. (доверенность от 11.01.2016 N 06-62/05), Серегина С.В. (доверенность от 19.01.2016 N 06-62/71), рассмотрев в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области, апелляционную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2016 по делу N А09-16141/2015 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЗИГЕНИА-АУБИ" (далее - заявитель, ООО "ЗИГЕНИА-АУБИ", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными решений Брянской таможни (далее - таможенный орган) о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 13.10.2015 N РКТ-10102081-15/000070, от 15.10.2015 N РКТ-10102081-15/000072, от 15.10.2015 N РКТ-10102081-15/000073, от 16.10.2015 N РКТ-10102081-15/000074, от 16.10.2015 N РКТ-10102081-15/000075, от 17.10.2015 N РКТ-10102081-15/000076, от 21.10.2015 N РКТ-10102081-15/000078, от 22.10.2015 N РКТ-10102081-15/000083, от 27.10.2015 N РКТ-10102081-15/000085, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000086, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000087, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000088, от 09.11.2015 N РКТ-10102081-15/000089, от 13.11.2015 N РКТ-10102081-15/000090, от 13.11.2015 N РКТ-10102081-15/000091, от 14.11.2015 N РКТ-10102081-15/000092, от 14.11.2015 N РКТ-10102081-15/000093, от 18.11.2015 N РКТ-10102081-15/000094; решений о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов N 10102000/191115/ЗДзО-34/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-35/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-36/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-37/15/ТС, N 10102000/191115/ЗДзО-38/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-39/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-40/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-41/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-42/15/-/, N 10102000/191115/ЗДзО-43/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-44/15/-/, N 10102000/191115/ЗДзО-45/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-46/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-47/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-48/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-49/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-50/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-51/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-52/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-53/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-54/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-55/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-56/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-57/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-58/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-59/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-60/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-61/15/ТС/; а также требований об уплате таможенных пошлин и пеней от 20.11.2015 N 998, N 999, N 1000, N 1001, N 1002, N 1003, N 1004, N 1005, N 1006, N 1007, N 1008, N 1009, N 1010, N 1011, N 1012, N 1013, N 1014, N 1015, N 1016, N 1017, N 1018, N 1019, N 1020, N 1021, N 1022, N 1023, N 1024, N 1025, N 1026, N 1027, N 1028, N 1029, N 1030, N 1031.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2016 заявленные требования удовлетворены.
Брянская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт, полагая, что при классификации спорного товара таможенным органом обоснованно применены ОПИ 1 и ОПИ 6.
Таможенный орган настаивает на том, что товар поставлялся в некомплектном виде, что подтверждается и самим обществом. Кроме того, декларантом в рамках дополнительной проверки представлена определенная техническая документация общего характера, но документация, содержащая информацию о комплектности готового изделия, спецификации сборочных единиц с указание тех, которые входят в число ввезенных товаров и позволяющая определить комплектность товара в рамках одной товарной партии, не представлена.
По мнению заявителя жалобы, невозможно отнести отдельные элементы шарнирных механизмов к той же товарной подсубпозиции, что и шарниры, поскольку согласно спецификациям, товаросопроводительным документам, товар поставлялся именно в качестве фурнитуры, которая имеет свои наименования, артикулы, стоимость, упаковку, разное количество.
ООО "ЗИГЕНИА-АУБИ" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЗИГЕНИА-АУБИ" (Покупатель) и фирмой Зигениа-Ауби КГ, Германия (Продавец) заключен внешнеэкономический контракт от 10.11.2011 N 04-0311, согласно которому продавец обязался передать покупателю товар: элементы и части фурнитуры для монтажа оконной фурнитуры, упаковочные материалы для упаковки оконной фурнитуры из элементов и частей фурнитуры, устройства вентиляции, привода к электродвигателям для окон и дверей и комплектующие к ним.
Товар, поставляемый по контракту от 10.03.2011 N 04-0311, ввезен обществом на таможенную территорию Российской Федерации и предъявлен к таможенному оформлению по декларациям на товары: N 10102081/200715/0006378, N 10102081/280715/0006640, N 10102081/310715/0006767, N 10102081/030815/0006854, N 10102081/070815/0007016, N 10102081/100815/0007092, N 10102081/170815/0007341, N 10102081/170815/0007344, N 10102081/170815/0007345, N 10102081/240815/0007580, N 10102081/240815/0007586, N 10102081/010915/0007887, N 10102081/040915/0008016, N 10102081/070915/0008090, N 10102081/140915/0008336, N 10102081/210915/0008626, N 10102081/280915/0008860, N 10102081/061015/000913.
По указанным ДТ среди прочего был заявлен товар "шарниры из черных металлов, поставляемые в разобранном виде, состоят из поворотной петли, фальцевой петли, ножничной петли, фрамужной петли, врезной петли, штифта, верхней петли, нижней петли, предназначенных для оконных балконных блоков, изготовитель: "SIEGENIA-AUBI KG", товарный знак: "SIEGENIA-AUBI".
В графе 33 ДТ декларант указал код 8302 10 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС - шарниры, ставка таможенной пошлины 0 %.
Таможенный орган по всем поданным ДТ принял решения о проведении дополнительных проверок, в рамках которых у декларанта были запрошены сведения о характеристиках товаров, влияющих на классификацию товаров: документы, содержащие описание товара, его назначение, раскрывающие технические характеристики товара, а также техническую документацию о комплектности готового изделия.
К решениям о дополнительной проверке были приложены расчеты суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Расчет обеспечения сделан исходя из возможной классификации товара по коду 7326 90 (изделия из черных металлов, прочие, ставка таможенной пошлины 10 %).
Общество внесло обеспечение уплаты таможенных платежей (денежный залог) по таможенным распискам, после чего товар выпущен в свободное обращение.
По всем запросам таможенного органа по каждой ДТ общество представило запрошенные документы и сведения, а именно: внешнеторговый контракт от 10.03.2011 N 04-0311 со всеми действующими дополнениями, спецификации, техническое описание товара, информационное письмо представительства фирмы "ЗИГЕНИА-АУБИ КГ" в г. Москве, техническую документацию; краткую версию каталога (раздел Петлевые группы для конструкций из ПВХ); раздел "Петлевая группа" из обучающего технического курса; заключения технического эксперта "ЗИГЕНИА-АУБИ КГ" по комплектности изделий и заверенный перевод; сертификат DIN EN ISO 9001:2008 N 7916246810, экспертное заключение о соответствии продукции Единым санитарно-эпидемиологическим требованиям к товарам 684/УДП-07-12; сертификат соответствия ГОСТ Р РОСС DE.CJI34.H01223; протокол сертификационных испытаний от 04.06.2014 N 015; протокол сертификационных испытаний от 04.06.2014 N 015/1.
По одной из деклараций на товары, а именно по ДТ N 10102081/280715/0006640 принято решение о проведении таможенной экспертизы товаров, для чего отобраны пробы и образцы товара.
После получения заключения таможенного эксперта от 24.09.2015 N 025062 в отношении спорных товаров Брянской таможней приняты решения о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 13.10.2015 N РКТ-10102081-15/000070, от 15.10.2015 N РКТ-10102081-15/000072, от 15.10.2015 N РКТ-10102081-15/000073, от 16.10.2015 N РКТ-10102081-15/000074, от 16.10.2015 N РКТ-10102081-15/000075, от 17.10.2015 N РКТ-10102081-15/000076, от 21.10.2015 N РКТ-10102081-15/000078, от 22.10.2015 N РКТ-10102081-15/000083, от 27.10.2015 N РКТ-10102081-15/000085, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000086, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000087, от 30.10.2015 N РКТ-10102081-15/000088, от 09.11.2015 N РКТ-10102081-15/000089, от 13.11.2015 N РКТ-10102081-15/000090, от 13.11.2015 N РКТ-10102081-15/000091, от 14.11.2015 N РКТ-10102081-15/000092, от 14.11.2015 N РКТ-10102081-15/000093, от 18.11.2015 N РКТ-10102081-15/000094.
Согласно указанным решениям спорный товар классифицирован таможней по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8302 41 500 0: крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие, для окон (ставка таможенной пошлины 15 %).
В дальнейшем в связи с вынесением решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС в период с 16.10.2015 по 18.11.2015 таможенный орган принял решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары.
Изменение кода классификации товара и применение ставки таможенной пошлины 15 % повлекло за собой доначисление таможенных платежей.
Часть доначислений была взыскана за счет денежного залога, внесенного обществом в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, по решениям Брянской таможни о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов N 10102000/191115/ЗДзО-34/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-35/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-36/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-37/15/ТС, N 10102000/191115/ЗДзО-38/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-39/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-40/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-41/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-42/15/-/, N 10102000/191115/ЗДзО-43/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-44/15/-/, N 10102000/191115/ЗДзО-45/15/ТС/, N 10102000/191115/ЗДзО-46/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-47/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-48/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-49/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-50/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-51/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-52/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-53/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-54/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-55/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-56/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-57/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-58/15/-/, N 10102000/201115/ЗДзО-59/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-60/15/ТС/, N 10102000/201115/ЗДзО-61/15/ТС/.
В отношении остальной части доначислений в адрес общества таможня направила требования об уплате таможенных платежей от 20.11.2015 N 998, N 999, N 1000, N 1001, N 1002, N 1003, N 1004, N 1005, N 1006, N 1007, N 1008, N 1009, N 1010, N 1011, N 1012, N 1013, N 1014, N 1015, N 1016, N 1017, N 1018, N 1019, N 1020, N 1021, N 1022, N 1023, N 1024, N 1025, N 1026, N 1027, N 1028, N 1029, N 1030, N 1031.
Полагая, что вышеперечисленные решения Брянской таможни о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, решения о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и требования об уплате таможенных пошлин и пеней не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, ООО "ЗИГЕНИА-АУБИ" обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств и утверждается Комиссией таможенного союза.
В пункте "а" статьи 1 Международной конвенции "О гармонизированной системе описания и кодирования товаров" от 14.06.1983 указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает Номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
Российская Федерация присоединилась к Международной конвенции Гармонизированной системы описания и кодирования товаров с 01.01.1997 (постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372).
Классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) осуществляется в соответствии с основными правилами интерпретации (ОПИ).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров.
Разделом 3 названного Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Согласно названной норме Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Согласно пункту 6 Положения ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
ОПИ 1 применяется в первую очередь;
ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
Согласно пункту 7 Положения при классификации товара осуществляется следующая последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации:
7.1. Определение товарной позиции с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения;
7.2. Определение субпозиции (подсубпозиции) на основании ОПИ 6 и с помощью ОПИ 1 - ОПИ 5, применяемых в порядке, установленном пунктом 6 настоящего Положения, путем замены в текстах ОПИ 1 - ОПИ 4 термина "товарная позиция" термином "субпозиция" ("подсубпозиция") в соответствующем числе и падеже, если товарная позиция, определенная в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения, имеет подчиненные субпозиции (подсубпозиции):
определение однодефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной товарной позиции;
определение двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции);
определение трехдефисной подсубпозиции в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции);
и так далее до достижения необходимого уровня классификации.
Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В соответствии с правилами 1, 6 ОПИ ТН ВЭД ТС классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций ТН ВЭД России и соответствующих примечаний к разделам и группам. Для юридических целей, в первую очередь, имеют значение наименования субпозиций и примечания, имеющие к ним отношение, а также положения ОПИ ТН ВЭД России при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.
Согласно правилу 2 (а) ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде.
Согласно Правилу 3 ОПИ ТН ВЭД, в случае, если в силу названных Правил или по каким-либо другим причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с товарной позицией с более общим описанием.
В соответствии с текстом товарной позиции 8302 ТН ВЭД в нее включаются: крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, используемые для мебели, дверей, лестниц, окон, штор, в салонах транспортных средств, шорных изделий, чемоданов, ящиков, шкатулок или аналогичных изделий; вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия из недрагоценных металлов, автоматические устройства из недрагоценных металлов для закрывания дверей.
Товарная позиция 8302 ТН ВЭД включает в себя 5 однодефисных субпозиций:
- 8302 10 000 шарниры;
- 8302 20 000 мебельные колеса;
- 8302 30 000 крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали для моторных транспортных средств, прочие; крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие;
- крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие: (не имеет цифрового кода);
- 8302 50 000 0 вешалки для шляп, крючки для шляп, кронштейны и аналогичные изделия;
- 8302 60 000 автоматические устройства для закрывания дверей.
Согласно примечанию 1 к Группе 83 ТН ВЭД "Прочие изделия из недрагоценных металлов" в данной группе части изделий, изготовленные из недрагоценных металлов, должны включаться в те же товарные позиции, что и изделия, в состав которых они входят (за исключением изделий из черных металлов товарной позиции 7312, 7315, 7317, 7318 или 7320 или аналогичных изделий из других недрагоценных металлов (группы 74-76 и 78-81), что согласуется с правилом 2 (а) ОПИ ТН ВЭД.
При таможенном оформлении общество описало спорный товар как "шарниры из черных металлов, поставляемые в разобранном виде, состоят из поворотной петли, фальцевой петли, ножничной петли, фрамужной петли, врезной петли, штифта, верхней петли, нижней петли, предназначенных для оконных балконных блоков, изготовитель: "SIEGENIA-AUBI KG", товарный знак: SIEGENIA-AUBI" и классифицировало его по коду ТН ВЭД 8302 10 000 (шарниры).
Брянской таможней по результатам дополнительной проверки в отношении данного товара применен код ТН ВЭД 8302 41 500 0 (крепежная арматура, фурнитура и аналогичные детали прочие, для окон), в рамках другой однодефисной субпозиции.
Согласно Пояснениям к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, том IV:
В товарную позицию 8302 включаются:
(А) Шарниры всех типов (например, шарнирные петли, подвесные петли, угловые петли, ременные петли и тали).
(Г) Крепежная арматура, фурнитура и аналогичные изделия для зданий.
К данной категории товаров относятся:
(1) Дверные предохранительные устройства с цепочкой, засовом и т.д.; шпингалеты или болты для оконных переплетов и фурнитура к ним; оконные задвижки и стойки; ключи для фрамуг или световых люков, стойки и фурнитура; каютные крючки и глазки; крючки и фурнитура для двойных оконных рам; крючки, задвижки, фиксаторы, кронштейны и концевые ролики для жалюзей или штор; пластины для почтовых ящиков; дверные молотки, глазки и т.д. (кроме оснащенных оптическими элементами).
(2) Защелки (включая шаровые пружинные защелки), засовы, задвижки, щеколды и т.д. (кроме засовов, открывающихся ключом, которые входят в товарную позицию 83.01) для дверей.
(3) Фурнитура для скользящих дверей или окон магазинов, гаражей, сараев, ангаров и т.д. (например, пазы и направляющие, бегунки и ролики).
(4) Пластины замочных скважин и наличники замков для дверей в строениях.
(5) Фурнитура для занавесок, штор или портьер (например, штоки, трубки, соединительные муфты, кронштейны, связки, крючки с веревками, зажимы, передвижные или бегунковые кольца, фиксаторы); зажимные крючки, направляющие приспособления и держатели узлов для шторных веревок и т.д.; лестничная фурнитура, такая как защитные устройства для лестничных ступеней; зажимы для лестничных ковров, лестничные прутья, набалдашники лестничных перил.
Штоки, трубки и прутья, пригодные для использования в качестве штоков для занавесок или лестничных прутьев и т.д., только разрезанные по длине и просверленные, классифицируются в зависимости от составляющего их металла.
(6) Угловые крепления, закрепительные пластины, уголки и т.д. для дверей, окон или жалюзи.
(7) Засовы и скобы для дверей; ручки и набалдашники для дверей, включая ручки для замков или щеколд.
(8) Дверные фиксаторы и закрывающие устройства для дверей.
Шарнир представляет собой вращательную кинематическую пару, то есть подвижное соединение двух частей, которое обеспечивает им вращательное движение: вокруг общей оси (цилиндрический шарнир, шарнирная петля); вокруг общей точки (шаровой шарнир); с равной угловой скоростью (шарнир равных угловых скоростей).
Таким образом, квалифицирующими признаками шарнира являются: 1) составной характер изделия (соединение двух частей) и 2) обеспечение вращательного движения одной части относительно другой.
Согласно заключению таможенного эксперта от 24.09.2015 N 025062 образцы спорного товара представляют собой часть нижней петли, устанавливаемой на створку; часть нижней петли, устанавливаемой на раму; ось (штифт) нижней петли, устанавливаемой на раму; часть верхней петли, устанавливаемой на раму; две нижних (боковых) петли (правая и левая); верхняя правая петля с ножницами; верхняя левая петля с ножницами; часть верхней петли, устанавливаемой на створку. Образцы товара используются в поворотных, откидных или поворотно-откидных устройствах оконного или балконного блока.
Из указанного заключения также следует, что на разрешение эксперта ставился, в частности, и вопрос о том, чем является спорный товар (законченным изделием, готовым к использованию или частями готового изделия).
В заключение от 24.09.2015 N 025062 приведен вывод эксперта о том, что исследуемые образцы товара не являются базовым комплектом поворотного, откидного или поворотно-откидного устройства оконного или балконного блока, как минимум, по причине отсутствия ряда необходимых деталей.
Вместе с тем ввозимые товары как базовый комплект поворотного, откидного или поворотно-откидного устройства обществом не декларировались.
Суд первой инстанции, с учетом того, что спорный товар декларировался обществом как шарниры в разобранном виде, сделал верный вывод о том, что для правильной классификации товара имеют значение характеристики товара и его завершенность: является ли данный товар законченным изделием, которое может использоваться отдельно, или представляет собой части готового изделия, обладают спорные товары по отдельности или в собранном виде характеристиками шарнира либо представляют собой иной товар.
Делая вывод о том, что исследуемые образцы товара не являются базовым комплектом поворотного, откидного или поворотно-откидного устройства, эксперт при этом не указывает, каким именно товаром являются исследованные образцы.
В исследовательской части заключения эксперта со ссылкой на ГОСТ 30777-2012. "Межгосударственный стандарт. Устройства поворотные, откидные, поворотно-откидные, раздвижные для оконных и балконных дверных блоков. Технические условия" указано, что базовый комплект поворотно-откидного устройства включает в себя:
- основной механизм, привод - элемент, с помощью которого вращательное движение ручки преобразуется в возвратно-поступательное движение, передающееся на другие элементы конструкции;
- угловые передачи - группа механизмов, передающих возвратно-поступательное движение через угол створки оконного блока;
- ножницы - механизм подвижной связи устройства, обеспечивающий откидывание створки на определенный угол и ее фиксацию в заданном положении, а также закрепление створки в открытом положении в верхней или боковой точке на раме;
- блокиратор ошибочного действия - устройство (механизм), предотвращающее одновременное открывание и откидывание створки, позволяющее правильно и последовательно менять способы открывания оконных блоков;
- верхнюю и нижнюю петлевые группы - подвижные механизмы для закрепления и движения створки на раме в верхней и нижней точках;
- запорную откидную планку - планка, устанавливаемая на раме и служащая в качестве нижней опоры для окна, открытого в режиме откидывания.
- запорную ответную планку - планка, устанавливаемая на раме и предназначенная для надежной фиксации зацепа в закрытом положении створки.
При этом таможенный эксперт указал, что внутри базового комплекта можно выделить петлевую группу, куда входит система нижней, верхней и (или) боковой петель, модификаций которых даже у одного производителя довольно много. По сути, петлевая часть этих устройств представляет собой шарнир, т.е. подвижное соединение деталей, образующих кинематическую пару.
Из представленных в материалы дела пояснений производителя спорного товара следует, что ввезенный в виде отдельных компонентов товар представляет собой петлевую группу, состоящую из ряда элементов - петли различных видов, опоры петли, штифты опоры, которые будучи собранными, образуют шарнир. Петлевая группа является одним из узлов оконно-дверной фурнитуры, который состоит из нескольких деталей (петля, опора петли, штифт, декоративные накладки), в сборе образующих шарнир, который обеспечивает поворот створки. Элементы петлевой группы, будучи представленными в некомплектном или незавершенном виде, обладают основными характеристиками комплектного (завершенного) товара. Применение отдельно какого-либо из этих элементов невозможно.
Согласно каталогу производителя Зигениа-Ауби КГ поворотные петли, фальцевые петли, ножничные петли, фрамужные петли, врезные петли, штифты, верхние и нижние петли различных артикулов могут быть использованы только совместно с другими элементами в составе шарнира, отдельное применение указанных изделий, а также их применение с элементами фурнитур других производителей невозможно.
Ссылка таможенного органа на решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 121, справедливо отклонена судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно указанному решению ножницы на раме, представляющие собой элемент фурнитуры поворотно-откидного окна, состоящий из двух стальных пластин, соединенных стальным уголком и содержащих пластмассовую вставку, приспособление регулировки длины, заклепки, монтажную планку с осью, классифицируются в подсубпозиции 8302 41 500 0 Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
В указанном решении речь идет об ином товаре, обладающим конкретными характеристиками.
Ни один из спорных товаров, в том числе и ножничная петля, в отношении которых Брянской таможней принимались решения о классификации, не соответствует описанию, приведенному в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.07.2014 N 121.
При осмотре образцов спорных товаров и демонстрации порядка их сборки и принципов действия судом первой инстанции установлено, что при сборке отдельных элементов, они образуют подвижное соединение деталей (кинематическую пару), обеспечивающее поворотно-вращательное движение вокруг общей оси, что соответствует характеристикам шарнира.
Заявителем для обозрения также представлен товар "ножницы на раме", обеспечивающий откидывание створки окна на определенный угол и ее фиксацию в заданном положении, а также закрепление створки в открытом положении в верхней или боковой точке на раме.
Из материалов дела также следует, что товар "ножницы" при таможенном декларировании описывался заявителем как элемент оконной фурнитуры с применением кода 8302 41 500 0.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод таможенного органа о том, что товар поставлялся в некомплектном виде, поскольку из оспариваемых решений таможенного органа не усматривается, что указанный довод явился основанием для принятия решений о классификации товара.
Согласно решениям о проведении дополнительной проверки заявителю предлагалось представить, в частности, техническую документацию о комплектности готового изделия, спецификации сборочных единиц с указанием тех, которые входят в число ввезенных товаров.
Заявителем в таможню представлены техническое описание товара, информационное письмо представительства фирмы "ЗИГЕНИА-АУБИ КГ" в г. Москве, техническая документацию: краткая версия каталога (раздел "Петлевые группы" для конструкций из ПВХ); раздел "Петлевая группа" из обучающего технического курса; заключения технического эксперта "ЗИГЕНИА-АУБИ КГ" по комплектности изделий и заверенный перевод.
Представление указанных документов таможенным органом не оспаривается.
При этом из представленного в материалы дела каталога производителя товара следует, что в нем приведены описания и фотографии каждого товара, с указанием его артикула и примерами комбинаций с иными артикулами.
Таможенным органом не представлено доказательств того, что декларированные заявителем компоненты спорного товара несовместимы между собой и в принципе не могут образовать петлевую группу.
Кроме того, в экспортных декларациях указан код спорного товара 8302 100 0 по Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товара.
Ссылка Брянской таможни на несоблюдение заявителем порядка декларирования товара в несобранном или разобранном виде, установленного статьей 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), правомерно не принята во внимание судом первой инстанции, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 215 Закона N 311-ФЗ установлено, что товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение периода, установленного в соответствии с настоящей статьей, может декларироваться (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором) с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 указанного федерального закона одним из условий для применения предусмотренного данной статьей порядка декларирования товара, является наличие решения о классификации товара, подтверждающего классификацию товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, по классификационному коду завершенного или комплектного товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, или иным таможенным органом, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, лицу, правомочному выступать в качестве декларанта товара, до декларирования товара либо его компонентов.
Порядок принятия такого решения о классификации товара установлен статьей 107 Закона N 311-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Закона N 311-ФЗ решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего сроки, определенные статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза, особенности декларирования которого определены статьей 215 настоящего Федерального закона, принимается в отношении товара, классифицируемого в товарных позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0) и в позициях групп 84-86, 88-90 по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, указанной статьей закона установлен исчерпывающий перечень групп и товарных позиций, в отношении которых может быть принято решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде. В указанный перечень не включены ни группа 83 ТН ВЭД в целом, ни отдельные позиции указанной группы.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 107 Закона N 311-ФЗ в рассмотрении заявления о принятии решения по классификации товара отказывается, если компоненты товара в соответствии с правилами классификации товаров не образуют товар, классифицируемый по кодам, указанным в части 1 настоящей статьи.
Отсутствие решения по классификации товара исключает возможность декларирования товара в специальном порядке, установленном статьей 215 Закона N 311-ФЗ.
В тоже время положения статей 215, 107 Закона N 311-ФЗ не исключают возможности декларирования в общем порядке и с применением одного классификационного кода товара в несобранном или разобранном виде, не указанного в части 1 статьи 107 указанного федерального закона.
Довод таможенного органа о том, что решением Брянской таможни от 25.02.2016 N 10102000/250216/03 в порядке ведомственного контроля решения Погарского таможенного поста Брянской таможни от 13.11.2015 N РКТ-10102081-15/000091 и от 14.11.2015 N РКТ -10102081-15/000092 отменены в части классификации товара "набор петли FS 27/48 TS K1" и "набор петли FS 27/43 TS K1", а также о том, 05.02.2016 Брянской таможней приняты решения N РКТ-10102081-15/000072И и N РКТ-10102081-15/000073И об изменении решения по классификации товара, которыми внесены изменения в графу 5 соответственно решений по классификации товара от 15.11.2015 N РКТ-10102081-15/000072 и от 15.11.2015 N РКТ-10102081-15/000072, также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Решениями от 05.02.2016 вносились изменения в графу 5 (описание товара), которые не затрагивали существа принятого решения.
Решение Брянской таможни от 25.02.2016 N 10102000/250216/03 отменяло вышеуказанные решения Погарского таможенного поста Брянской таможни только в части одного товара, не изменяя классификации иных товаров, указанных в этих решениях.
Кроме того, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением таможенного законодательства" от 17.06.1996 N 5 разъяснено, что определение позиции, к которой относится конкретный товар в соответствии с ТН ВЭД, в компетенцию арбитражного суда не входит. Поэтому, если арбитражным судом в ходе рассмотрения такого спора будет установлено, что классификация товаров произведена неправильно, он признает решение таможенного органа недействительным.
Таможенным органом не представлено надлежащих доказательств того, что каждый из компонентов спорного товара представляет собой самостоятельный товар, который может использоваться самостоятельно, отдельно от других компонентов, а также того, что спорный товар в сборке не обладает квалифицирующими признаками шарнира.
Таким образом, таможенным органом не доказаны невозможность классификации спорных товаров как шарниров и необходимость их отнесения к крепежной арматуре, фурнитуре для окон с классификацией по коду ТН ВЭД 8302 41 500 0.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые решения Брянской таможни недействительными.
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что изменение таможней кода спорных товаров по ТН ВЭД ЕАЭС повлекло за собой применение более высокой таможенной пошлины (15 %) и соответствующее доначисление таможенных платежей.
Часть доначислений была взыскана за счет денежного залога, внесенного обществом в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, по решениям Брянской таможни о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. В отношении остальной части доначислений в адрес общества таможней направлены требования об уплате таможенных платежей.
Поскольку вышеперечисленные решения Брянской таможни о зачете денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и требования об уплате таможенных платежей основаны на решениях Брянской таможни о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, суд первой инстанции верно отметил, что признание недействительными классификационных решений влечет за собой и недействительность решений о зачете и требований об уплате таможенных платежей.
Ссылка заявителя жалобы на то, что суд первой инстанции неправомерно ссылался на Пояснения к Единой товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС России N 18) разъяснено, что при проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
Кроме того, суд апелляционной инстанции находит, что произведенная судом первой инстанции оценка доказательств соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума ВС России N 18. Согласно данным разъяснениям, обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Кодекса решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит, что оценка доказательств основана на правильном применении судом первой инстанции норм материального права, сделанные судом выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, и принял решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2016 по делу N А09-16141/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-16141/2015
Истец: ООО "ЗИГЕНИА-АУБИ"
Ответчик: Брянская таможня