г. Тула |
|
7 июля 2016 г. |
Дело N А23-1179/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бондаренко О.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью микрофинансовой организации "Займ-Экспресс" на решение Арбитражного суда Калужской области от 21.04.2016 по делу N А23-1179/2016, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация "Займ-Экспресс" (г. Москва, ОГРН 1117746180870, ИНН 7703739359) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1024001345598, ИНН 4026003620) о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2016 N 04-01ар/2016, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью микрофинансовая организация "Займ-Экспресс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области о признании незаконным и отмене постановления от 19.02.2016 N 04-01ар/2016.
Решением суда от 21.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что спорная конструкция является информационным указателем, позволяющим донести до потребителя информацию о месте нахождения, виде деятельности. Считает, что в случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное или максимальное значение суммы или срока кредита или выражения "от", "до" (в отношении суммы или срока кредита) и процентная ставка (включая дополнительные платежи и комиссии) не меняет своего значения при указанных в рекламе сумме или сроке, то в данном случае сумма или срок кредита не является условием, влияющим на стоимость кредита для заемщика, и указание всех условий договора, определяющих стоимость кредита для заемщика и влияющих на него, не является обязательным.
Управлением заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в виду невозможности явки представителя.
По смыслу части 1 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) безусловным основанием отложения судебного разбирательства является неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, если в отношении этого лица у суда отсутствуют сведения об извещении его о времени и месте судебного разбирательства.
Согласно статье 156 Кодекса при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу части 3 статьи 158 Кодекса в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
При этом отложение дела в любом случае является правом, а не обязанностью суда.
В силу частей 4, 6 статьи 59 Кодекса представлять интересы Управления в суде может любое лицо по доверенности. Заинтересованное лицо, являясь юридическим лицом, вправе направить другого представителя для защиты своих прав. Кроме того, в ходатайстве не приведено уважительных причин невозможности явки представителя.
Заявитель явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц на основании статьи 156 Кодекса.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Кирченковой Е.В. в прокуратуру г. Обнинска от 30.11.2015 прокуратурой 17.12.2015 принято решение о проведении проверки исполнения законодательства о рекламе. С решением ознакомлен представитель общества - Родионов Н.О., действовавший по доверенности от 01.12.2015.
В ходе проверки установлено, что общество занимает нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Обнинск, ул. Аксенова, д. 17, на основании договора аренды от 31.07.2015, заключенного с ООО "Ромашка".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ общество располагается по юридическому адресу: г. Москва, ул. Рочдельская, д. 15, стр. 8 и осуществляет деятельность по предоставлению кредитов, в том числе потребительских.
На фасаде здания д. 17 по ул. Аксенова г. Обнинска, размещен рекламный шит с логотипом юридического лица, видом и условиями деятельности, осуществляемой организацией.
При опросе представителя общества - Родионова Н.О. установлено, что разрешение на размещение данного рекламного щита у организации отсутствует.
Результаты проверки были зафиксированы в акте от 30.12.2015. К данному акту приложены фотоматериалы.
Письмом от 11.01.2016 N 638ж-2015 материалы проверки о нарушении законодательства о рекламе в связи с наличием в действиях генерального директора общества и иных лиц признаков составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) прокуратурой города Обнинска направлены Управлению для принятия решения по существу.
Определением от 15.01.2016 N 31/04 Управление области возбудило дело об административном правонарушении N 04-01ар/2016 по факту события административного правонарушения, выразившегося в размещении и распространении обществом рекламы о предоставлении займов, без указания всех условий предоставления займа, а также без указания наименования организации или имени лица, предоставляющих финансовые услуги, ответственность за которое предусмотрена статье частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Определением от 15.01.2016 N 32/04 у общества были истребованы документы, необходимые для рассмотрения дела.
Данные определения были направлены в адрес общества сопроводительным письмом от 15.01.2016 N 33/04 и получены обществом 22.01.2016, что подтверждается представленным в материалы дела почтовым уведомлением.
Управление 18.01.2016 за N 35/04 направило в адрес общества уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, которое было получено обществом 22.01.2016, что подтверждается почтовым уведомлением.
По фактам выявленных нарушений в отсутствие представителя заявителя 08.02.2016 был составлен протокол об административном правонарушении N 04-01ар/2016, в котором со ссылкой на выявленные проверкой факты констатировалось, что в городе Обнинске Калужской области по адресу: ул. Аксенова, д. 17 размешена реклама услуг по предоставлению потребительских займов, посредством ее размещения на рекламном щите следующего содержания: "ЗАЙМ-ЭКСПРЕСС" Выдаем Деньги (займы до 30 000 руб., оформление за 15 минут без справок и поручителей. Требуется только паспорт РФ). 8-800-333-02-02 www.zaim-express.ru без указания всех условий предоставления займа, а также без указания наименования организации или имени лица, предоставляющих финансовые услуги.
Из объяснений, взятых у представителя генерального директора общества - Родионова Николая Олеговича сотрудником прокуратуры города Обнинска от 28.12.2015 следует, что рекламный щит размещен специализированным отделом заявителя.
Определением от 08.02.2016 N 187/04 было назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
Определение и протокол об административном правонарушении от 08.02.2016 были направлены в адрес общества письмом от 08.02.2016 N 188/04 и получены 16.02.2016, что подтверждается почтовым уведомлением.
Дело об административном правонарушении было рассмотрено 19.02.2016 в отсутствие представителя общества и по результатам его рассмотрения вынесено оспариваемое постановление, в котором сделан вывод о наличии вины заявителя в совершении им правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ в связи с чем ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований.
В силу части 6 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 000 руб. до 500 00 руб.
В соответствии с положениями статей 33 и 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные Федеральным законом.
Антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятия, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Независимо от формы или используемого средства распространения реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств непосредственно в момент ее представления именно как реклама. Таким образом, признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке, сформировать к нему положительной отношение и закрепить его образ в памяти потребителя.
В соответствии с пунктами 2-3 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот), средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу пункта 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица или на сумму расходов, которую понесут, воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе).
Спорная конструкция направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к финансовой услуге в виде выдачи займов, и поэтому является рекламной конструкцией.
Согласно разъяснениям пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - постановление N 58) не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает критериям, перечисленным в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе и составляющим в совокупности легальное понятие рекламы, однако является обязательной к размещению в силу закона или размещается в силу обычая.
Так, в силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Федеральное законодательство устанавливает определенный объем информации, доведение которого до сведений потребителей как участников гражданского оборота, с одной стороны, является обязательным, с другой - служит целям индивидуализации хозяйствующего субъекта, что следует рассматривать как установление основ единого рынка.
Действующее законодательство не содержит понятия "вывеска". Под вывеской обычно понимается конструкция в объемном или плоском исполнении, расположенная, как правило, на фасаде здания, перед входом в занимаемое помещение, которая информирует о находящейся внутри организации. Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа в занимаемое им помещение
Право на получение обязательной информации, содержащейся на вывеске, следует рассматривать как реализацию конституционно закрепленного права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, что закреплено в статье 29 Конституции Российской Федерации и относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых находится в ведении Российской Федерации.
Таким образом, в первую очередь вывеска призвана донести до сведения неопределенного круга лиц определенную законом информацию. Если на вывеске размещается иная информация, то ее квалификация в качестве рекламной информации основана на дополнительных обстоятельствах. Разграничение рекламы и вывесок осуществляется с учетом их целевого назначения и фактических обстоятельств размещения.
Помимо информирования населения о своем расположении в конкретном здании юридические лица и индивидуальные предприниматели могут размещать на фасадах зданий рекламу, способствующую продвижению их товаров и услуг на рынке. Как указывалось выше, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Спорная конструкция направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, а именно к финансовой услуге в виде выдачи займов, и поэтому является рекламной конструкцией. При этом, на указанной конструкции отсутствуют необходимые сведения, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, доведение которых является обязательным критерием, входящим в понятие "вывеска", а именно наименование организации, предоставляющей рекламируемые услуги, место ее нахождения, а также режим работы.
В судах обеих инстанции общество настаивает на том, что спорная конструкция расположена у входа в офис и поэтому является вывеской, вместе с тем рядовой потребитель, исходя из содержания вышеуказанной конструкции, не может сделать однозначный вывод о том, что в месте размещения спорной конструкции находится общество, так как спорная конструкция не содержит сведений ни о месте нахождения (непосредственно в самом здании), ни о наименовании, ни о режиме работы.
В части 3 статьи 28 Закона о рекламе указано, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита (займа), пользованием им и погашением кредита (займа), содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
К условиям, определяющим стоимость кредита (займа) для заемщика, относятся сумма кредита (займа), срок кредитного договора (договора займа), процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, о порядке уплаты суммы кредита (займа), а также иные условия, если их включение в кредитный договор (договор займа) может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору (договору займа).
Вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.
Вместе с тем, необходимые сведения о кредите (займе) не доведены до потребителей надлежащим образом, что является нарушением действующего законодательства, поскольку стоимость рекламируемой обществом финансовой услуги для заемщика объективно не могла складываться только из указанных в рекламе условий.
Общество со ссылкой на утвержденные Центральным банком среднерыночные значения полной стоимости потребительского кредита (займа) по категориям потребительских кредитов (займов), считает, что в случае, если в рекламе кредитов указывается минимальное или максимальное значение суммы или срока кредита или выражения "от", "до" (в отношении суммы или срока кредита) и процентная ставка (включая дополнительные платежи и комиссии) не меняет своего значения при указанных в рекламе сумме или сроке, то в данном случае сумма или срок кредита не является условием, влияющим на стоимость кредита для заемщика, и указание всех условий договора, определяющих стоимость кредита для заемщика и влияющих на него, не является обязательным. Однако, неуказание необходимых условий кредитования, лишает потребителя понимания относительного суммы, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному договору (договору займа).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что даже если исходить из позиции общества, то из материалов административного производства следует, что в рекламе отсутствует срок кредитования, а также не указан адрес организации, предоставляющей кредитную услугу.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Совершение заявителем административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, которые соответствуют критериям относимости, допустимости и достоверности.
У заявителя имелась объективная возможность соблюсти требования действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению данных требований.
Учитывая изложенное, в действиях общества содержится состав вменяемого ему правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено Управлением в пределах сроков давности, установленных статье 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих по правилам части 4 статьи 270 Кодекса безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 21.04.2016 по делу N А23-1179/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1179/2016
Истец: ООО микрофинансовая компания Займ-Экспресс, ООО микрофинансовая организация Займ-Экспресс
Ответчик: Управление федеральной антимонопольной службы по Калужской области, УФАС по Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3075/16
20.07.2016 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3075/16
07.07.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3220/16
21.04.2016 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-1179/16