Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2016 г. N Ф05-15116/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий, об оспаривании действий
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
5 июля 2016 г. |
Дело N А40-216918/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.02.2016 по делу N А40-216918/15, принятое судьей Уточкиным И.Н. (шифр судьи 92-1755)
по заявлению Минобороны России
к Межрегиональному операционному управлению Федерального казначейства
третьи лица: 1) ФГУП "31 Арсенал", 2) Федеральное казначейство
об оспаривании действий, уведомления от 29.09.2015 N УПЛ-15-1758, обязании вернуть денежные средства,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 20.10.2015; |
от заинтересованного лица: |
Турусина А.Г. по дов. от 11.01.2016, Шепелев Б.В. по дов. от 11.01.2016; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
С Т А Н О В И Л:
Министерство обороны обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Межрегионального Операционного Управления Федерального Казначейства по принятию исполнительного листа ФС N 000037162 от 19.01.2015 (уведомление N УПЛ-15-1758 от 29.09.2015) к исполнению, обязании вернуть денежные средства в размере 660 911,74 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Минобороны РФ доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без ихо участия.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 267, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 16.12.2014 по делу N А38-4628/2014 с ФБУ "Войсковая часть 31353" в пользу ФГУП "31 Арсенал" взысканы денежные средства.
На основании вышеуказанного судебного акта 14.02.2013 Арбитражным судом Республики Марий Эл выдан исполнительный лист серии ФС N 000037162.
Исполнительный лист предъявлен в Межрегиональное операционное УФК.
В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ Межрегиональное операционное УФК уведомлением от 29.09.2015 N УПЛ-15-1758 сообщило Минобороны о поступлении исполнительного документа.
Данное уведомление послужило основанием для подачи настоящего заявления в суд.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности предусмотренных ст.198 АПК РФ условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.
Рассмотрев спор повторно, коллегия считает указанный вывод суда первой инстанции ошибочным.
Так, правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Главой 24.1БК РФ.
Согласно п. 1 ст. 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения- должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику, как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 242.1 БК РФ содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в п.3 ст.242.1 БК РФ внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в п.14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
При этом, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Лицевой счет получателя бюджетных средств ФБУ "Войсковая часть 31353" в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства не открыт.
На основании п.1 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Учитывая, что другие должники, равно как и указание на субсидиарную ответственность в решении суда по данному делу, отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имелось законных оснований для принятия к исполнения исполнительного листа серии ФС N 000037162.
Кроме того, согласно п.1 разд.1 Положения о Межрегиональном операционном УФК, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185, Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Таким образом, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального казначейства, то есть, на него также распространяется п.3 ст.242.1 БК РФ.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что оспариваемые действия и уведомление ответчика не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.
Вместе с тем, при рассмотрении спора в суде, представитель Заявителя пояснил, что указанное в заявлении требование о возврате перечисленных денежные средства на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации не является самостоятельным требованием, а должно расцениваться апелляционным судом как предложенный им способ восстановления его нарушенных прав. В данном случае, он не настаивает на предложенном ранее способе.
Учитывая описанные обстоятельства, апелляционный суд, в данном конкретном случае, считает, что способом восстановления нарушенных прав Заявителя, является удовлетворение его требований по делу.
Таким образом, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.02.2016 по делу N А40-216918/15 отменить.
Признать действия Межрегионального операционного управления Федерального казначейства, выразившиеся в принятии исполнительного листа серии ФС N 000037162 от 19.01.2015 к исполнению незаконными.
Признать незаконным уведомление Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 29.09.2015 N УПЛ-15-1758.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-216918/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 ноября 2016 г. N Ф05-15116/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНОБОРОНЫ РОССИИ
Ответчик: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управлние Федерального казначейства
Третье лицо: ФГУП "31 Арсенал", ФГУП 31 Арсенал МО РФ, Федеральное казначейство