Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2016 г. N Ф09-8573/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А60-53105/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириенко И.К.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СМУ-1": не явились;
от заинтересованного лица Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области: Безруких А.С., удостоверение, доверенность от 20.05.2015;
от третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Центр стандартизации и подтверждения соответствия", Федеральной службы по аккредитации, общества с ограниченной ответственностью "Магадан-тест": представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 марта 2016 года
по делу N А60-53105/2015, принятое судьей Калашником С.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМУ-1" (ОГРН 1086659008688, ИНН 6659172980)
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (ОГРН 1036602642592, ИНН 6658076955)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Центр стандартизации и подтверждения соответствия" (ОГРН 1107746914934, ИНН 7724766924), Федеральная служба по аккредитации (ОГРН 5117746026756, ИНН 7736638268), общество с ограниченной ответственностью "Магадан-тест" (ОГРН 1074910003849, ИНН 4909096882)
о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-1" (далее - ООО "СМУ-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий МРЭО ГИБДД Главного Управления МВД России по Свердловской области по аннулированию регистрации транспортных средств: 1. автокран марки ZOOMLION ZLJ5300JQZ25V 2011 года выпуска, VIN L5E5H3D25BA023272, N двигателя WP7.270E301010K002949, шасси (рама) N L5E5H3D25BA023272, цвет бело-красный; 2. автокран марки ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V 2011 года выпуска, VIN L5E5H3D35BA034538, N двигателя WP10.2701611Е150002, шасси (рама) N L5E5H3D35BA034538, цвет серый. Обязать восстановить регистрацию указанных транспортных средств.
Определением арбитражного суда от 19.02.2016 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Центр стандартизации и подтверждения соответствия", Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), общество с ограниченной ответственностью "Магадан-тест".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.03.2016 (резолютивная часть объявлена 24.03.2016) требования удовлетворены. Признаны незаконными действия МРЭО ГИБДД Главного Управления МВД России по Свердловской области по аннулированию регистрационного учета транспортных средств.
Решением суда на Главное управление МВД России по Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем восстановления регистрационного учета транспортного средства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало судебный акт в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, неправильное применение судом норм материального права.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на законности аннулирования регистрации транспортных средств, поскольку действие документа, на основании которого определялся один из технических параметров транспортных средств (сертификатов, определяющими экологический класс автомобиля) прекращено. Действия по аннулированию регистрации совершены в пределах компетенции регистрирующего органа, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает, что паспорта транспортных средств выдавались на основании действующего сертификата; при ввозе на территорию Российской Федерацию транспортные средства соответствовали установленным нормативам, прошли проверку таможенным органом.
Третьи лица ООО "Центр стандартизации и подтверждения соответствия", Федеральная служба по аккредитации, ООО "Магадан-тест" отзывы на апелляционную жалобу не представили, извещены о времени и месте рассмотрения дела апелляционным судом надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "СМУ-1" на праве собственности принадлежат транспортные средства - автокран марки ZOOMLION ZLJ5300JQZ25V (2011 года выпуска, VIN L5E5H3D25BA023272, N двигателя WP7.270E301010K002949, шасси (рама) N L5E5H3D25BA023272, цвет бело- красный, ПТС 28 ТХ 827191; автокран марки ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V (2011 года выпуска, VIN L5E5H3D35BA034538, N двигателя WP10.2701611Е150002, шасси (рама) N L5E5H3D35BA034538, цвет серый, ПТС 28 ТХ 827237. Данные транспортные средства приобретены заявителем в 2014 году на основании договора купли-продажи N287/11-Е. Регистрация транспортных средств произведена МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области с выдачей свидетельств о государственной регистрации ТС 66 25 N399325 и ТС 66 25 N 399329.
На основании предписаний Федеральной службы по аккредитации, органами по сертификации приняты решения о прекращении действия сертификата соответствия N C-CN.AB23.A.02973 (приказ ООО "Магадан-Тест" N 30 от 17.12.2012) и сертификата соответствия N C-CN.AГ17.A.08897 (решение ООО "Центр стандартизации и подтверждения соответствия" от 14.02.2012).
Уведомлениями от 24.04.2015 N 22/3777, N 22/3770 МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области известило ООО "СМУ-1" о том, что регистрация автокранов марки ZOOMLION ZLJ5300JQZ25V, ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V аннулирована в соответствии с пунктом 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001, гос. знаки, свидетельство о регистрации транспортного средства и ПТС выставлены в розыск. Основанием для аннулирования регистрации транспортных средств послужила отмена сертификатов соответствия C-CN.AB23.A.02973 и C-CN.AГ17.A.08897 (письмо МРЭО ГИБДД от 31.05.2015 N 22/4921).
Полагая, что действия регистрирующего органа по аннулированию регистрационного учета транспортных средств - автокранов марки ZOOMLION ZLJ5300JQZ25V, ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V являются незаконными, нарушают права и законные интересы ООО "СМУ-1", общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что соответствие спорного транспортного средства 4 экологическому классу административным органом не опровергнуто, наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 Правил N 1001, не подтверждено.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
В пункте 2 Правил N 1001 указано, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Пунктом 51 Правил N 1001 установлено, что при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительным конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, регистрационные знаки в случае их наличия сдаются в подразделение Госавтоинспекции и утилизируются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств, кроме признанных поддельными, а также регистрационные знаки, не предоставленные в регистрационное подразделение, выставляются в розыск.
В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (далее - Положение от 23.06.2005 N 496/192/134), документом, идентифицирующим автомобильную технику, является паспорт транспортного средства, который выдается в целях упорядочения допуска транспортных средств к эксплуатации на территории Российской Федерации.
На основании п. 70 Положения от 23.06.2005 N 496/192/134 (в редакции, действующей в спорный период) в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 N 609, паспорта не выдаются.
В соответствии с п. 72 Положения от 23.06.2005 N 496/192/134 выданный паспорт признается недействительным в случае, если впоследствии документы, на основании которых выдан этот паспорт, признаются поддельными (подложными) либо недействительными (необоснованно выданными).
Из материалов дела следует, что в паспорта транспортных средств на основании сертификатов N C-CN.AB23.A.02973 и N C-CN.AГ17.A.08897 внесены данные об экологическом классе транспортных средств.
Учитывая факт признания недействительными (прекратившим действие) сертификатов соответствия N C-CN.AB23.A.02973 и C-CN.AГ17.A.08897 о подтверждении экологического класса спорных автотранспортных средств, в соответствии с пунктом 51 Правил регистрации регистрация транспортных средств прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Установив, что сертификаты соответствия, выданные в отношении спорных транспортных средств (автокраны марки ZOOMLION ZLJ5300JQZ25V, ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V), отменены, регистрирующий орган обоснованно, в соответствии с действующим законодательством, аннулировали регистрационный учет транспортных средств.
Вместе с тем, нарушения, связанные с регистрацией транспортного средства, не могут являться безусловным основанием для лишения собственника (или иного законного владельца) правомочий по пользованию и распоряжению своим имуществом в соответствии с его предназначением. Иное означало бы несоразмерное ограничение прав, не обусловленное конституционно значимыми целями. Следовательно, сам по себе факт снятия с регистрационного учета транспортного средства не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства, но при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения
Указанная позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Возможность и способы восстановления регистрации транспортного средства прямо предусмотрены Правилами регистрации, в соответствии с которыми отмена регистрации транспортного средства не влечет за собой абсолютное лишение прав его собственника (законного владельца) на осуществление принадлежащих ему правомочий в отношении транспортного средства.
На основании пункта 13 Правил регистрации восстановление регистрации транспортных средств, которая прекращена (аннулирована) при установлении обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, производится в случае устранения причин, явившихся основанием для прекращения (аннулирования) регистрации.
В пункте 51 Правил регистрации установлены способы восстановления регистрации:
- в случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств, с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства;
- в иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
Таким образом, собственник (законный владелец) вправе обратиться к органу, осуществлявшему регистрацию и снятие с регистрации автотранспортного средства, с заявлением о восстановлении регистрационного учета с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства, представив доказательства устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации.
С 01.01.2015 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, которым установлена процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Приложением N 8 к ТР ТС 018/2011 установлен перечень требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в том числе требования к двигателю и его системам.
Согласно п. 9.2 указанного Приложения, дымность отработавших газов транспортных средств с дизелями в режиме свободного ускорения не должна превышать значений коэффициента поглощения света, указанного в документах, удостоверяющих соответствие транспортного средства Правилам ЕЭК ООН N 24-03, либо значений, указанных на знаке официального утверждения, нанесенном на двигатель или транспортное средство, либо установленных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. При отсутствии вышеуказанных сведений дымность отработавших газов не должна превышать для двигателей экологического класса 4 и выше - 1,5 м-1.
Техническим регламентом ТР ТС 018/2011 предусмотрен перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, а также формы и схемы подтверждения соответствия требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" и рекомендации по их выбору.
Таким образом, в случае подтверждения соответствия транспортных средств требованиям Технического регламента "О безопасности колесных транспортных средств" заявитель вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о восстановлении регистрационного учета транспортного средства с выдачей новых подтверждающих документов.
Следовательно, Техническим регламентом также предусмотрена процедура оценки соответствия, проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации.
Соответствующие выводы суда первой инстанции о том, что аннулирование сертификата соответствия на спорные ТС не имеет правового значения являются ошибочными. При этом необязательно в случае прекращения действия сертификата соответствия доказывать, что данный сертификат выдан на основании подложных, поддельных, недействительных документов.
В рассматриваемом случае на момент регистрации транспортных средств в 2014 году действие сертификатов соответствия, подтверждающих экологический класс транспортных средств, было прекращено.
Таким образом, совокупность предусмотренных ст. 201 АПК РФ оснований для признания действий Управления МВД по Свердловской области по аннулированию регистрации транспортных средств незаконными материалами дела и его обстоятельствами не подтверждается.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на неверном применении норм материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба заинтересованного лица - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 марта 2016 года по делу N А60-53105/2015 отменить в части, изложив резолютивную часть решения в новой редакции:
"В удовлетворении требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СМУ-1" (ОГРН 1086659008688, ИНН 6659172980) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 12 000 (Двенадцать тысяч) руб. 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению от 27.10.2015 N 555".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-53105/2015
Истец: ООО "СМУ-1"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "МАГАДАН-ТЕСТ", ООО "ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ", ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО АККРЕДИТАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2017 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 254-ПЭК17
06.10.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8573/16
08.07.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7038/2016
31.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-53105/15