Все основные мероприятия в сфере регулирования труда ЕС осуществляет, используя рамки социальной политики, предусмотренной главой 1 раздела XI части III Договора о ЕС, включающей статьи 136 - 145.
Целями социальной политики Европейского сообщества согласно пар. 1 ст. 136 Договора, учреждающего ЕС, являются: "содействие занятости, улучшение условий жизни и труда с тем, чтобы сделать возможной их гармонизацию, сохраняя при этом все достижения, а также содействие надлежащей социальной защите, диалогу между предпринимателями и трудящимися, развитие человеческих ресурсов ради долговременного обеспечения высокого уровня занятости и борьбы с обездоленностью".
Сообщество поддерживает и дополняет действия государств-членов в следующих областях:
- улучшение производственной среды в целях охраны здоровья и обеспечения безопасности работающих;
- условия труда;
- информирование и консультирование трудящихся;
- интеграция лиц, исключенных из рынка труда;
- равенство мужчин и женщин в отношении возможностей на рынке труда и обращения с ними на работе.
Среди них приоритетными областями в соответствии с пар. 3 ст. 137 Учредительного договора являются: социальное обеспечение и социальная защита работников, защита работников после прекращения действия трудовых контрактов с ними; представительство и коллективная защита интересов работников и предпринимателей, включая их право на совместное принятие решений, условия найма и труда граждан третьих стран, легально проживающих на территории Сообщества, борьбу с обездоленностью и модернизацию систем социальной защиты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду параграф 1 статьи 137 Договора, учреждающего Европейское Сообщество
Европейское сообщество также поощряет сотрудничество между государствами-членами и содействует координации их действий во всех областях социальной политики, и особенно в следующих вопросах:
- занятость;
- трудовое законодательство и условия труда;
- базовое и последующее профессиональное обучение;
- социальное обеспечение;
- предотвращение профессионального травматизма и профессиональных заболеваний;
- гигиена на производстве;
- право на профессиональные объединения и коллективные переговоры между предпринимателями и трудящимися.
Как видно, центральные вопросы социальной политики - это различные аспекты трудовых отношений и иных, тесно связанных с ними, отношений по труду. Очевидно, что учредительный акт предоставляет Европейскому сообществу возможность проводить разнообразные мероприятия по регулированию труда в рамках его компетенции.
В европейском трудовом праве сегодня сложился комплекс норм, направленных на обеспечение реализации трудовых прав работников. Нормы трудового права ЕС уделяют внимание отношениям в сфере рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, защиты работников при массовых увольнениях, банкротстве предприятия и смене собственника предприятия, а также развитию процессов производственной демократии, которые имеют тенденции к динамичному развитию.
Ст. 30 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. закрепляет положение о том, что каждый работник в соответствии с правом Союза, национальным законодательством и практикой имеет право на защиту в случае необоснованного увольнения.
Охране занятости и обеспечению права на труд служат принятые ЕС правовые акты, регулирующие положение работников при банкротстве предприятия и смене собственника компании.
Долгое время эту сферу на уровне ЕС регулировала принятая Советом 20 октября 1980 г. Директива 80/987/ЕЭС о защите работников в случае несостоятельности работодателя. Основная идея, заложенная в ее положениях, заключается в том, что в случае банкротства, а также тогда, когда работодатель ввиду отсутствия средств не выполняет свои обязанности по выплате заработной платы работникам, последняя должна выплачиваться из специальных гарантированных фондов. Такие фонды формируются независимо от операционного капитала предприятия и не подлежат распределению между остальными кредиторами в процессе признания компании банкротом.
Появление Директивы 80/987/ЕЭС стало принципиальным шагом Сообщества в развитии, как европейского трудового права, так и права Сообществ в целом. Именно неудовлетворительная имплементация положений Директивы 80/987/ЕЭС Итальянской Республикой стала подоплекой объединенного Дела С-6/90 и С-9/90 "Francovich" (1991 г.)*, в котором был сформулирован постулат об ответственности государств-членов перед частными лицами за неисполнение норм, содержащихся в европейском законодательстве.
В 2002 году в Директиву 80/987/ЕЭС были внесены принципиальные изменения. Они были введены в действие Директивой Европейского парламента и Совета 2002/74/ЕС от 23 сентября 2002 г., изменяющей Директиву Совета 80/987/ЕЭС о сближении законодательства государств-членов, относящегося к защите работников в случае банкротства работодателя.
В соответствии с ними Директива применяется к требованиям работников, происходящим из трудовых договоров и трудовых отношений и предъявляемым к работодателю, находящемуся в состоянии банкротства.
Суд интерпретировал понятие работников применительно к рассматриваемой Директиве в решении по делу "Wagner Miret", включив в число работников также "топ-менеджеров" обанкротившегося предприятия**.
Сам работодатель согласно ст. 2 признается в состоянии банкротства в случае, когда в отношении его предъявлено требование о начале коллективных процедур на основании несостоятельности в соответствии с законодательством государства-члена, подразумевающее лишение работодателя имущества и назначения ликвидатора или лица, выполняющего сходные функции, и если власти, уполномоченные применять упомянутые положения:
- примут решение о начале процедуры банкротства;
- или объявят предприятие работодателя или его бизнес полностью закрытыми, а также о том, что наличного имущества не хватает для открытия процесса.
Государства-члены могут исключать требования некоторых категорий работников из сферы действия Директивы 80/987/ЕЭС в связи с существованием других форм гарантий, предоставляющих работнику сходную защиту.
Государства-члены в соответствии с Директивой предпринимают меры, необходимые для обеспечения гарантийными фондами выплат выходных требований работников, возникших из трудовых договоров и трудовых отношений, в том числе в случае трансграничных ситуаций.
Директива Совета 80/987/ЕЭС от 20 октября 1980 г. о сближении законодательства государств-членов, относящегося к защите работников в случае банкротства работодателя, существенно изменялась несколько раз. Это привело к тому, что читать ее текст неспециалисту в области права стало практически невозможно. Именно поэтому было принято решение данную Директиву кодифицировать в целях обеспечения ясности изложения ее положений.
Такая кодификация была проведена на основе Директивы Европейского парламента и Совета 2008/94/ЕС от 22 октября 2008 г. о защите работников в случае банкротства работодателя.
к.ю.н. Калиниченко П.А.
------------------------------
* Дело C-6/90 и 9/90 Francovich v. Italy [1991] ECR 4295.
* Дело C-334/92 Wagner Miret v. Fondo de garantia salarial [1993] ECR I-6911.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.