Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2016 г. N Ф09-9448/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А50-26124/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.07.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.07.2016.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Макарова Т.В., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кычевой С.В.,
при участии
от Администрации города Кунгура Пермского края: Батурина Е.В., представитель по доверенности, паспорт,
от индивидуального предпринимателя Мазунина В.В.: Семенов Н.Д., представитель по доверенности, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле, представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истцов, Администрации муниципального образования "Кунгурский муниципальный район Пермского края", Администрации Плехановского сельского поселения,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2016 года, принятое судьей Гуляевой Е.И.,
по делу N А50-26124/2015
по иску Администрации муниципального образования "Кунгурский муниципальный район Пермского края", Администрации Плехановского сельского поселения
к Администрации города Кунгура Пермского края
о возложении обязанности принять земельный участок в постоянное бессрочное пользование, провести рекультивацию,
третьи лица: индивидуальный предприниматель Мазунин Владимир Валентинович, Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края, Комитет по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгура Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
установил:
Администрация муниципального образования Кунгурский муниципальный район Пермского края (далее - Администрация муниципального района) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с иском к Администрации города Кунгура Пермского края (далее - Администрация городского округа) об обязании принять земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 в постоянное бессрочное пользование Управления городского хозяйства администрации г. Кунгура с последующей государственной регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур на участок, а также об обязании провести рекультивацию данного земельного участка (дело N А50-26124/2015).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Мазунин Владимир Валентинович, Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края, Комитет по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгура Пермского края, Администрация Плехановского сельского поселения.
С аналогичным иском к Администрации городского округа в арбитражный суд обратилась Администрация Плехановского сельского поселения (далее - Администрация поселения) (дело N А50-1192/2016).
Определением от 02.02.2016 дела N N А50-26124/2015, А50-1192/2016 объединены судом в одно производство для совместного рассмотрения, делу присвоен N А50-26124/2015.
Определением суда от 24.02.2016 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра по Пермскому краю).
Решением суда первой инстанции от 24.03.2016 в удовлетворении иска отказано.
Истцы, Администрация муниципального района и Администрация поселения, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение. Указывают, что с 11.08.1966 земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 использовался для складирования хозяйственно-бытовых отходов с территории г. Кунгура. По утверждению истцов, данный участок использовался для свалки ТБО МО "Город Кунгур" и на содержание данного объекта МО "Город Кунгур" выделялись денежные средства в размере 499 979 руб. 88 коп. Отмечает, что статус фактического пользователя Администрация г. Кунгура принимала и признавала. Считают, что ответчиком не выполнены принятые на себя обязательства по исполнению условий межмуниципального соглашения по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления от 20.06.2013 N 1. Более подробно доводы заявителей изложены в апелляционной жалобе.
Администрация города Кунгура Пермского края, не согласилась с доводами жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик считает, что истцом не представлены доказательства использования Администрацией города Кунгура спорного земельного участка. Указывает на то, что Администрация города Кунгура не несет каких-либо обязательств, вытекающих из использования спорного земельного участка МУП "Служба единого заказчика".
Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Пермскому краю в отзыве указало, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении объекта недвижимого имущества - земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, общая площадь 57222 кв.м., расположенный по адресу: Пермский край, Кунгурский район, 1250 м по направлению на юг от д. Полетаево, кадастровый номер 59:24:3600102:454, каких-либо дополнений по существу заявленных требований Управление не имеет. В отзыве изложено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя Управления. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции рассмотрено и удовлетворено.
От иных, участвующих в деле лиц, отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражают, просят решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.08.1966 Исполнительным комитетом Кунгурского районного Совета депутатов трудящихся принято решение N 171 об отводе Кунгурскому горкомхозу для организации городской свалки нечистот в постоянное пользование земельный участок из земель колхоза "Новая жизнь" общей площадью 9,56 га с выплатой колхозу стоимости освоения участка и компенсаций.
16.06.1998 Администрацией Кунгурского района (арендодатель) и муниципальным учреждением "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка площадью 95600 кв.м для свалки хозяйственно-бытовых отходов (пункты 1.1, 1.3 договора) со сроком действия 10 лет (пункт 2.1 договора).
МУ "СЕЗ" 31.12.2003 реорганизовано путем выделения муниципального унитарного предприятия г. Кунгура "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства".
На дату 25.03.2008 указанный земельный участок учтен в ГКН с кадастровым номером 59:24:3600102:0454, при этом категория земель не установлена, разрешенное использование - для свалки хозяйственно-бытовых отходов (кадастровый план от 25.03.2008 N 24/08-01-0931).
17.04.2008 главой Кунгурского муниципального района на основании материалов межевания принято постановление N 600, которым данный земельный участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Этим же постановлением утвержден проект границ земельного участка с кадастровым номером 59:24:3600102:0454 с указанием общей площади 57222 кв.м и местоположением: Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д. Полетаево; МУП "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" предписано сдать земельный участок общей площадью 38378 кв.м по акту рекультивации (п.5 постановления).
16.06.2008 Администрацией Кунгурского муниципального района и МУП "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 16.06.1998, которым ранее заключенный договор аренды расторгнут (т.1 л.д.15).
Признанное судом несостоятельным (банкротом) МУП "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" исключено из ЕГРЮЛ 07.12.2010 ввиду завершения всех процедур в рамках дела о несостоятельности (банкротстве).
Постановлением главы Кунгурского муниципального района от 11.11.2008 N 2033 земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ "Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края" для свалки хозяйственно-бытовых отходов (т.1 л.д.16).
01.01.2010 на основании постановления главы Кунгурского муниципального района от 25.02.2009 N 186 МУ Комитет имущественных и земельных отношений Кунгурского муниципального района (арендодатель) и ИП Мазуниным В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 59:24:3600102:454 для свалки хозяйственно-бытовых отходов на срок с 01.01.2010 по 30.12.2010; участок передан предпринимателю по акту приема-передачи (т.1 л.д.17-20).
Также с предпринимателем Мазуниным В.В. заключены аналогичные краткосрочные договора аренды указанного земельного участка от 21.01.2011 (со сроком действия до 30.12.2011), от 30.12.2011 (со сроком действия до 28.12.2012).
Управлением имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района и предпринимателем Мазуниным В.В. 21.12.2012 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 30.12.2011 о продлении срока действия договора аренды земельного участка до 28.12.2013, аналогичное соглашение заключено сторонами 13.01.2014 о продлении срока действия договора до 25.05.2014 (т.1 л.д.29, 30).
Обращаясь в арбитражный суд, истцы указали, что обязательства, принятые МО "Городской округ "Город Кунгур" по межмуниципальному соглашению, до настоящего времени не исполнены, земельный участок не принят, мероприятия по рекультивации не осуществлены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Права на земельные участки определяются правилами, установленными Земельным кодексом, введенным в действие 30 октября 2001 года.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Частью 5 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) также определено, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса), введенной вступившим в силу с 01.07.2006 Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что земельный участок площадью 57222 кв.м с кадастровым номером номером 59:24:3600102:454, местоположением: Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д. Полетаево, расположен за пределами административных границ города Кунгура, на территории Плехановского сельского поселения. Указанный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Участвующие в деле лица эти обстоятельства не оспаривают.
Как следует из исковых заявлений Администрации муниципального района Пермского края и Администрации поселения, одним из заявленных истцами требований является понуждение ответчика (Администрации городского округа) принять земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 в постоянное бессрочное пользование Управления городского хозяйства администрации г. Кунгура с последующей государственной регистрацией права собственности муниципального образования Город Кунгур на участок, а также об обязании провести рекультивацию данного земельного участка.
То есть, обращение в арбитражный суд преследует цель прекращения права государственной неразграниченной собственности на земельный участок и возникновения на него права собственности муниципального образования город Кунгур.
Из Устава города Кунгура Пермского края, принятого решением Кунгурской городской Думы от 11.07.2005 N 207, следует что город Кунгур является муниципальным образованием, наделенным Законом Пермской области от 10.11.2004 N 1769-367 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципального образования "Город Кунгур" Пермского края" статусом городского округа.
Между тем, земельный участок с кадастровым номером N 59:24:3600102:454 не признан относящимся к собственности муниципального образования город Кунгур (городского округа) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, не является безвозмездно переданным в муниципальную собственность города Кунгура из федеральной собственности или из собственности иного муниципального образования в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
По смыслу законодательных норм, регулирующих разграничение государственной собственности на землю, возникновение права собственности муниципальных образований на земельные участки возможно в данной процедуре исключительно на участки, расположенные в границах муниципальных образований.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для возникновения права собственности городского округа город Кунгур на спорный земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, приведенных в пункте 3 статьи 3.1 ФЗ N 137-ФЗ, является верным.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 20.06.2013 муниципальными образованиями Березовский муниципальный район Пермского края, Кишертский муниципальный район Пермского края, Кунгурский муниципальный район Пермского края, городской округ город Кунгур заключено межмуниципальное соглашение, предметом которого указана совместная деятельность, направленная на координацию действий участников по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления (п.1.1 соглашения).
Как определено в пункте 1.3 соглашения, создание мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа в рамках соглашения включает в себя: строительство межмуниципального полигона ТБО Юго-Восточного округа на территории Кунгурского района в 1,7 км северо-западнее д. Мыльники и в 6 км юго-западнее от г. Кунгура; строительство мусороперерабатывающей станции на данном полигоне и трех мусороперерабатывающих станций на территории Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципального районов; строительство площадок временного накопления (складирования) отходов на территории Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципального районов; закрытие всех объектов обращения с отходами, не отвечающих нормативным требованиям; рекультивация объектов обращения с отходами на территориях Березовского, Кунгурского и Кишертского муниципальных районов.
Разделом 2 соглашения предусмотрено, что городской округ г. Кунгур в рамках соглашения обязуется передать незавершенный строительством полигон по утилизации и захоронению ТБО г. Кунгура и Кунгурского района, расположенный по адресу: Кунгурский район, в 1,7 км северо-западнее д. Мыльники и в 6 км юго-западнее г. Кунгура, в собственность Пермского края в срок до 01.06.2013, а также организовать проведение мероприятий по закрытию и выводу из эксплуатации свалки ТБО г. Кунгура, расположенной на территории Кунгурского муниципального района в 1250 м южнее д. Полетаево, по истечении срока действия лицензии (25.05.2014), с последующей рекультивацией после передачи земельного участка от Кунгурского муниципального района в постоянное бессрочное пользование Управлению городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края с последующей регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур.
Пунктом 2.4 соглашения определено, что Кунгурский муниципальный район в рамках соглашения обязуется для проведения мероприятий по закрытию и выводу из эксплуатации с последующей рекультивацией свалки ТБО г. Кунгура передать земельный участок под городской свалкой с местоположением: Кунгурский муниципальный район, в 1250 м южнее д.Полетаево, в постоянное (бессрочное) пользование Управлению городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края с последующей регистрацией права собственности муниципального образования город Кунгур - после ввода в эксплуатацию межмуниципального полигона ТБО.
Исследовав соглашение, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что оно в полной мере отвечает признакам предварительного договора (статья 429 Гражданского кодекса Российской Федерации), так как по его условиям стороны приняли на себя обязательства в будущем осуществлять совместную деятельность, направленную на координацию действий участников по созданию мусороперерабатывающего комплекса Юго-Восточного округа и организации эффективной системы сбора, вывоза, переработки и утилизации отходов потребления (пункт 1.1 соглашения). Кроме того, из содержания пункта 2.1 и пункта 2.4 соглашения следует, что в собственность муниципального образования город Кунгур (и постоянное (бессрочное) пользование Управления городского хозяйства администрации г. Кунгура) занятый свалкой ТБО земельный участок должен быть передан Кунгурским муниципальным районом.
Постановление главы Кунгурского муниципального района от 11.11.2008 N 2033, которым земельный участок с кадастровым номером 59:24:3600102:454 предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБУ "Управление городского хозяйства администрации г. Кунгура Пермского края" для свалки хозяйственно-бытовых отходов (т.1 л.д.16) не исполнено, в ЕГРП право постоянного (бессрочного) пользования указанного лица зарегистрировано не было, что подтверждено имеющейся в деле выпиской из ЕГРП от 10.03.2016.
На то обстоятельство, что уполномоченным органом во исполнение соглашения, то есть после 20.06.2013, принято решение о передаче спорного участка в собственность муниципального образования город Кунгур, истцы не ссылаются, соответствующих доказательств арбитражному суду не представлено.
При этом само по себе соглашение о намерениях (предварительный договор) без соответствующего исполнения намерений не является основанием возникновения и (или) прекращения права собственности на земельный участок.
Материалами настоящего дела подтверждается, что спорный земельный участок был сформирован для организации городской свалки нечистот и предоставлен Кунгурскому горкомхозу с 11.08.1966 в постоянное пользование; с 16.06.1998 участок был передан в аренду муниципальному учреждению "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" сроком на 10 лет; на 25.03.2008 участок учтен в ГКН с кадастровым номером 59:24:3600102:0454 с разрешённым использованием - для свалки хозяйственно-бытовых отходов; 17.04.2008 на основании материалов межевания участок отнесен к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", уточнена площадь участка - 57222 кв.м и его местоположение - Пермский край, Кунгурский район, 1250 м южнее д.Полетаево; 16.06.2008 Администрацией Кунгурского муниципального района и МУП "Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" договор аренды расторгнут.
Начиная с 01.01.2010 земельный участок был передан в аренду ИП Мазунину В.В. с оформлением акта приема-передачи (т.1 л.д.17-20); с учетом заключения с данным лицом договоров аренды участка в январе 2011 года, в декабре 2011 года, изменением договора аренды в части срока его действия до 25.05.2014 пользование участком с 01.01.2010 по 25.05.2014 осуществлял ИП Мазунин В.В.
В ходе рассмотрения дела участвующие в деле лица пояснили, что въезд на территорию спорного земельного участка перекрыт, дорожное покрытие снято, установлен знак "Стоп", однако размещенные на участке отходы не утилизированы, не захоронены, участок не рекультивирован.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия (п. 1); защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (п. 2); ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель (п. 4); рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот (п. 6).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 01.01.2016) к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В новой редакции приведенной нормы закона определено, что к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
По правилам пункта 24 части 1 статьи 16 приведенного ФЗ N 131-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2016), к вопросам местного значения городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Новой редакций указанной нормы установлено, что к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, вопросы обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов являются вопросами местного значения как муниципального района, так и городского округа.
Учитывая, что спорный земельный участок формировался и предоставлялся для организации свалки ТБО, принимая во внимание, что земельным участком начиная с 1998 года распоряжались (путем передачи в пользование и аренду для целей размещения свалки ТБО), уполномоченные на то органы Кунгурского муниципального района, при этом соответствующие меры к лицам, непосредственно использовавшим участок и не осуществлявшим длительное время утилизацию и захоронение отходов и допустившим образование свалки, не принимались, исключительно на ответчика (Администрацию городского округа), не имевшего полномочий на распоряжение участком, не может быть возложена ответственность за ухудшение земельного участка, в том числе обязанность по его восстановлению посредством проведения рекультивации.
Наличие причинно-следственной связи между загрязнением земельного участка и действиями Администрации городского округа не доказано. Обоснования тому, что загрязнение участка является следствием противоправных действий (бездействия) ответчика, иски не содержат.
Также суд первой инстанции отметил, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов является вопросом местного значения муниципального района. Обращаясь в арбитражный суд с иском к Администрации городского округа о рекультивации земельного участка, расположенного на территории муниципального района и поселения, и не предпринимая мер к решению приведенного выше вопроса местного значения, Администрация муниципального района и Администрация поселения уклоняются от решения вопроса местного значения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия выводы суда первой инстанции находит не противоречащими примененным нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, как не подтвержденные соответствующими доказательствами и не опровергающие правомерных выводов суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов суд апелляционной инстанции не усматривает.
При отмеченных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены решения суда от 24.03.2016 не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 24 марта 2016 года по делу N А50-26124/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-26124/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2016 г. N Ф09-9448/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Кунгурского муниципального района, Администрация Плехановского сельского поселения
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУНГУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ, МО "Город Кунгур" в лице администрации г. Кунгура
Третье лицо: Администрация Плехановского сельского поселения, Комитет по градостроительству и ресурсам администрации г. Кунгура Пермского края, Мазунин Владимир Валентинович, Управление городского хозяйства администрации города Кунгура Пермского края, Управление Росреестра по Пермскому краю