г. Самара |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А72-1630/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - не явился, извещен,
от индивидуального предпринимателя Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курмановой Светлане Ивановне - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2016 года по делу N А72-1630/2016 (судья Чернышева И.В.) принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курмановой Светлане Ивановне,
о взыскании 24 000 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Курмановой Светлане Ивановне о взыскании 24.000 руб. 00 коп. субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства из областного бюджета Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2016 года по делу N А72-1630/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Курмановой Светланы Ивановны на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предметом спора является возврат полученных ответчиком субсидий в размере 24.000 руб. 00 коп. - средства на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
В рассматриваемый период действовало Постановление Правительства Ульяновской области от 06.03.2014 N 83-П "О Порядке предоставления из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства", который разработан в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1231 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям", регламентирующие предоставление из областного бюджета Ульяновской области средств на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
Получателями субсидий являются сельскохозяйственные товаропроизводители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - получатели субсидий).
Субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Министерство осуществляет проверку представленных документов и принимает решение о выдаче субсидий или об отказе в предоставлении субсидии.
По настоящему делу истцом было принято решение о выдаче субсидий в размере 24000 руб. 00 коп. и указанные денежные средства перечислены ответчику платежным поручением от 11.04.2014 N 102821.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, в соответствии с Порядком субсидия предоставляется с целью возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, улучшение плодородия и качества почв.
Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Заявленные требования истец обосновывает нарушением ответчика пункта 6 Порядка, согласно которому условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее -посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Вместе с тем, основания для возврата субсидии указаны в пункте 12 Порядка.
Согласно пункту 12 Порядка в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления получателю субсидии в срок, не превышающий 10 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидии в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
Анализ указанного пункта позволят сделать вывод, что основанием для возврата субсидии является, во-первых, нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, во-вторых, представления недостоверных сведений.
Иными словами, на основании пункта 12 Порядка истец имеет право требовать возврата субсидии только в том случае, если условия, установленные при ее предоставлении, были нарушены ответчиком, а не органом, предоставившим субсидию, либо получателем субсидии представлены недостоверные сведения.
Ответчик является сельскохозяйственным товаропроизводителем, для получения субсидии ответчиком были представлены заявление, справка-расчет, форма статистической отчетности за 2013 год (форма N 2-фермер), справка по состоянию плодородия почв, гарантийное обязательство.
Условием предоставления субсидии в текущем финансовом году является наличие посевной площади сельскохозяйственной культуры (далее - посевная площадь) в предшествующем финансовом году.
Субсидии предоставлены в 2014 году, цель предоставления - возмещение затрат, а не будущее финансирование. Наличие посевной площади в предшествующем 2013 году подтверждается формой 2-фермер, эти документы должны быть проверены министерством в момент выдачи субсидии.
Доказательств того, что ответчиком были представлены недостоверные сведения, не представлено.
Как указано выше, в соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой деятельность (это и есть условия предоставления субсидии, а не деятельность по представлению документов). Цели субсидии ответчиком соблюдены. Иное не доказано.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что довод истца об изменении ответчиком посевной площади в 2014 году не является основанием к взысканию с ответчика ранее выданной субсидии.
Кроме того, согласно представленной форме отчета 1-фермер 2015 года следует, что осенью 2014 года произведен сев озимой пшеницы на площади 120 га. Ответчиком представлены первичные документы о приобретении в 2014 году дизельного топлива и гидравлического масла.
Доказательства того, что ответчиком субсидии использованы на иные цели, а не на затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, истцом в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что истцом не доказано наличие условий для возврата субсидии.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.04.2016 года по делу N А72-1630/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1630/2016
Истец: Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
Ответчик: ИП ГКФХ Курманова С. И., Курманова Светлана Ивановна