город Ростов-на-Дону |
|
08 июля 2016 г. |
дело N А32-40483/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Галова В.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от истца: представитель не явился, надлежаще извещен,
от ответчика: Мирошниченко В.В. - представитель по доверенности от 23.03.2016, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НоворосБетон"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2016 по делу N А32-40483/2015
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
(ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371)
к обществу с ограниченной ответственностью "НоворосБетон"
(ИНН 2315154230, ОГРН 1092315003813)
о взыскании 634 786 рублей,
принятое судьей Куликовым О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "НоворосБетон" (далее - ответчик, общество) о взыскании 634 786 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что истец в исковом заявлении указал, что ответчиком были нарушены п.п. 4.2., 6.3 договора субсидирования N 20/14С, ответчик не выполнил условия предоставления поддержки: в установленные сроки не предоставил отчетность по договору финансовой аренды.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2016 с общества в пользу департамента взыскано 634 786 рублей субсидий. Суд также взыскал с общества в доход федерального бюджета 15 696 рублей государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что уполномоченный орган не отрицает факт представления документов ответчиком 09.12.2015. Однако предоставление документации с нарушением сроков, установленных договором субсидирования, не устраняет допущенных ответчиком нарушений обязательств и условий предоставления субсидии, установленных порядком субсидирования, поскольку пункт 3.5 порядка субсидирования, пункт 6 договора субсидирования, устанавливающие порядок возврата субсидий, носят императивный характер. Возможность установления отсрочки предоставления отчетной документации ни порядком субсидирования, ни договором субсидирования не предусмотрена.
Заявленные ответчиком причины несвоевременного предоставления отчетности являются внутренними организационными проблемами ответчика. Также не представлены доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением об установлении иного срока для представления документов. Указывая на то, что документы представлены в уполномоченный орган 08.12.2015, ответчик не представил доказательства невозможности представления документов ранее 08.12.2015.
Кроме того, суд отметил, что в пунктом 7.1 договора субсидирования установлен исчерпывающий перечень оснований для освобождения сторон от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору, согласно которому стороны освобождаются от ответственности, если неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения договора в результате событий чрезвычайного характера, которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. К обстоятельствам непреодолимой силы относятся события, на которые стороны не могут оказывать влияния и за возникновение которых не несут ответственности, например, землетрясение, наводнение, пожар, забастовки, массовые беспорядки, военные действия, террористические акты, чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства и тому подобное. Указанный выше перечень оснований для освобождения сторон от ответственности является исчерпывающим.
Изложенные ответчиком обстоятельства не могут служить основанием для освобождения его от ответственности за невыполнение условий предоставления субсидии.
Общество с ограниченной ответственностью "НоворосБетон" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2016 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд не принял во внимание п. 6.1 договора субсидирования N 20/14С: "Если информация, указанная в пунктах 4.3., 4.4 настоящего договора не представляется "Субъектом предпринимательства" в "Министерство" в срок, установленный в пункте 4.6. Договора, суммы полученных субсидий в срок 10 календарных дней со дня уведомления "Министерством" "Субъектом предпринимательства" подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством РФ и Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 4.6. договора субсидирования отчетность, указанная в п.п.. 4.3, 4.4. договора предоставляются в "Министерство" "Субъектом предпринимательства" не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом.
Ответчиком условия, предусмотренные договором субсидирования, были исполнены в срок, указанный в п. 4.6. договора субсидирования.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил оставить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2016 по делу N А32-40483/2015 без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик указал, что, несмотря на осведомленность ответчика о причине обращения истца в суд, отчетность представлена с нарушением тридцатидневного срока со дня оформления (составления, подписания) соответствующих документов, о чем свидетельствует отметка департамента от 10.12.2015 с присвоенным входящим номером В-333/5585-10.12.15, и кроме того указанная отчетность была представлена не в полном объеме, а именно отсутствовала копия свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенная в установленном законом порядке.
Довод ответчика о том, что судом не учтены пункты 4.6, 6.1 договора субсидирования, истец считает несостоятельным, по причине того, что указанные пункты договора предусматривают последствия нарушения условий о представлении отчетной документации, установленной пунктами 4.3 - 4.4 договора, которую, как утверждает ответчик, он истцу предоставил. Однако пункты 4.3 - 4.4 договора предусматривают представление иной документации, чем та, непредставление которой послужило основанием иска. Основанием для обращения в суд послужило непредставление отчетности, обязанность по представлению которой установлена пунктом 4.2 договора субсидирования, а не пунктами 4.3 - 4.4 договора субсидирования, представление которой освобождает ответчика от обязанности исполнять иные обязательства, установленные договором субсидирования.
Ответчик не предоставил суду доказательства о наличии оснований для освобождения его от ответственности за неисполнение обязательств по договору субсидирования.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края (в настоящее время Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края) с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидий в целях возмещения части затрат по направлению "Возмещение (субсидирование) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства".
Приказом министерства от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" обществу предоставлены субсидии в сумме 3 799 122 рублей (т. 1, л.д. 35).
23.12.2014 между министерством и обществом (субъект предпринимательства) заключен договор о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства N 20/14С (далее - договор субсидирования) (т. 1, л.д. 39-44).
В соответствии с пунктом 2.1 предметом договора субсидирования является предоставление министерством бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат общества на уплату первого взноса по договорам финансовой аренды (лизинга), в том числе и по договору от 03.12.2013 N НБР-031213-С, заключенному с ООО "Нефтегазмашлизинг", в общей сумме 8 563 140 рублей, а именно по договору 03.12.2013 N НБР-031213-С в сумме 634 786 рублей.
Пунктом 2.2 договора субсидирования предусмотрено, что субсидии предоставляются в размере 70% от суммы первого взноса (за вычетом налога на добавленную стоимость), составляющего не более 30% от стоимости предмета лизинга (за вычетом налога на добавленную стоимость), произведенного субъектом малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга), в сумме 3 799 122 рублей за счет средств краевого бюджета.
Платежным поручением от 24.12.2014 N 7459 обществу перечислены денежные средства в размере 3 799 122 рублей (т. 1, л.д. 45).
Согласно пункту 4.2 договора субсидирования общество обязалось при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в данном пункте, предоставить в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного обществом, по договору лизинга, прошитую, пронумерованную, заверенную организацией - лизингодателем и обществом; копию договора купли-продажи предмета лизинга между продавцом и лизингодателем; копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга; копию паспорта транспортного средства; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства.
Согласно имеющимся у уполномоченного органа данным срок действия договора финансовой аренды (лизинга) от 03.12.2013 N НБР-031213-С истек 10.06.2015.
Истцу от ответчика информация в связи с окончанием срока договора не поступила, в связи с чем истец направил ответчику соответствующее уведомление от 14.10.2015 N 333-2358/15-02-04.
Общий размер субсидии составил 3 799 122 рубля.
Объем средств, согласованных уполномоченным органом, для расчета общей суммы субсидии, по договору от 03.12.2013 N НБР-031213-С составил 634 786 рублей, что подтверждается расчетом суммы субсидии (т. 1, л.д. 14).
Однако в нарушение своих обязательств, установленных в пункте 1.11.2 Порядка субсидирования, пункте 1.1 приказа уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, а также пунктах 4.2, 6.3 договора субсидирования, общество не выполнило условие предоставления поддержки в установленные сроки.
Ответчик указывает (т. 1, л.д. 61), что во исполнение уведомления от 14.10.2015 (т. 1, л.д. 10 )обществом 08.12.2015 в адрес департамента были направлены истребуемые документы: договоры N ДКП/НРБ-031213-С/1, N ДКП/НРБ-031213-С/2, N ДКП/НРБ-031213-С/3 купли-продажи транспортного средства к договору лизинга от 03.12.2013 N НБР-031213-С, акты сдачи-приемки транспортного средства к указанным договорам купли-продажи от 10.06.2015, паспорта транспортных средств и свидетельства об их регистрации (т. 1, л.д. 66-67, 87-95).
Департамент не отрицает факт представления документов ответчиком 09.12.2015. Однако утверждает, что они предоставлены с нарушением сроков, установленных договором субсидирования и не в полном объеме (отсутствуют заверенные копии свидетельств о регистрации транспортных средств).
Поскольку договор N 20/14С от 23.12.2014 предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон подлежат регулированию нормами бюджетного законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий) условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Истец является Уполномоченным органом, координатором подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Подпрограмма) государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14.10.2013 N 1201.
пунктом 1.11.2 Порядка возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования) установлено условие предоставления субсидии - предоставление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены Уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказом Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014 - 2018 гг." государственной программы Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - приказ Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167), который является нормативным правовым актом и 23.09.2014 опубликован на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru.
В соответствии с пунктом 1.1 приказа Уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в Уполномоченный орган:
копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке;
копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора);
копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование);
копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке;
копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Обязательство по предоставлению ответчиком аналогичной отчетности также установлено пунктом 4.2 договора субсидирования.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка субсидирования ответственность за соблюдение целей и условий, установленных при предоставлении субсидий, за достоверность представляемых документов и сведений несут субъекты малого и среднего предпринимательства.
Положениями пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
Истец, требуя возврата субсидии, указывает, что в соответствии с пунктом 3.5 Порядка субсидирования и аналогичным ему пунктом 6.3 договора субсидирования в случае выявления фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, суммы полученных субсидий в течение 10 календарных дней со дня уведомления уполномоченным органом субъекта малого и среднего предпринимательства подлежат возврату в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для возврата субсидии в иске действительно указано несвоевременное предоставление подтверждающих документов, указанных в пункте 4.2 договора субсидирования. Его несоблюдение влечет последствия, предусмотренные пунктом 6.3 договора субсидирования. Поэтому апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы о своевременно представлении отчетной документации, установленной пунктами 4.3 - 4.4 договора, и вытекающей из этого невозможности применения к нему последствий, установленных пунктом 6.1 договора.
Суд отклоняет и довод ответчика о том, что условие о предоставлении в срок отчетности не является условием для возврата полученной субсидии и преследует лишь цель контроля за использованием предоставленной субсидии, а результатом нарушения указанного условия может быть лишь проведение контрольных мероприятий (т. 1, л.д. 132).
Условие о своевременном предоставлении отчетности является условием, установленным при предоставлении субсидии, а потому при его нарушении применяются последствия, установленные пунктом 3.5 Порядка субсидирования и пунктом 6.3 договора субсидирования.
Суд первой инстанции верно отклонил довод ответчика о несвоевременном предоставлении отчетных документов по причине ожидания получения паспортов транспортных средств и неизготовлении копий свидетельств об их регистрации по причине невнимательности работника ответчика по основанию отнесения указанных причин к внутренним организационным проблемам ответчика.
Правильность указанных выводов подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2016 по делу N А32-28563/2015 со сходными фактическими обстоятельствами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права заявителем. Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2016 по делу N А32-40483/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40483/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ИНВЕСТИЦИЙ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, Департамент поддержки предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей КК
Ответчик: ООО "НоворосБетон"