город Омск |
|
29 ноября 2016 г. |
Дело N А46-6267/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12276/2016) Администрации города Омска (далее - Администрация г. Омска, заявитель) на решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2016 по делу N А46-6267/2016 (судья Захарцева С.Г.), принятое
по заявлению Администрации г. Омска (ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
к Министерству культуры Омской области ОГРН 1045504007713, ИНН 5503079182 (далее - Министерство, заинтересованное лицо)
о признании недействительным пункта 2 предписания от 17.03.2016 N 6,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации г. Омска - Жмотов В.А. по доверенности N 03-5265 от 19.10.2016 сроком действия 1 год (удостоверение);
от Министерства - Чугай Д.А. по доверенности N 11 от 18.05.2016 сроком действия по до 31.05.2017 (удостоверение),
установил:
Администрация г. Омска обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству о признании недействительным пункта 2 предписания от 17.03.2016 N 6 в части срока его исполнения и обязании установить срок исполнения предписания - 30.12.2016.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.08.2016 в удовлетворении заявленного Администрацией г. Омска требования отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из его законности, а также наличия у заявителя реальной возможности исполнения пункта 2 предписания в установленный им срок.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация г. Омска обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2016 отменить, принять до делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель ссылается на то, что установленный в предписании срок, является недостаточным для его исполнения, сам срок ничем не регламентирован, а потому само предписание (в оспариваемой части) является незаконным.
Администрация г. Омска также просит установить новый срок исполнения предписания - 30.12.2016.
Представитель Министерства в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Министерства от 11.03.2016 N 96-рм "О проведении внеплановой выездной и документарной проверки Администрации города Омска" в период с 11.03.2016 по 17.03.2016 в отношении Администрации г. Омска заинтересованным лицом проведена внеплановая выездная и документарная проверка Администрации г. Омска.
Основанием для проведения проверки послужила статья, размещенная на сайте интернет-версии журнала "Бизнес-курс" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в которой сообщалось о сносе объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Дом, где помещался штаб восстания 22 декабря 1918 г.", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Суровцева, Д. 1.
Распоряжением Министерства от 09.02.2016 N 42-рм утверждено охранное обязательство на объект.
Указанное охранное обязательство направлено в адрес департамента имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) 10.02.2016.
В последующем, письмом от 21.03.2016 в Департамент направлены изменения к распоряжению N 42-рм.
По результатам проведенной проверки Министерством составлен акт проверки от 17.03.2016 N 15, выдано предписание N 6 от 17.03.2016 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения внеплановой выездной и документарной проверки Администрации г. Омска.
Пунктом 2 указанного предписания на Администрацию г. Омска возложена обязанность разработать проект консервации объекта и провести противоаварийные мероприятия на объекте на основании законоположений, содержащихся в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в срок до 29.04.2016.
Во исполнение указанного пункта предписания Департамент, являясь собственником недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области (в казне), обратился к организациям, расположенным на территории города Омска, имеющим лицензии на указанный вид деятельности, с письмом, в котором просил сообщить о стоимости данного вида работ, в целях определения начальной (максимальной) цены контракта на разработку проекта консервации объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Суровцева, д. 1.
Полагая, что вышеупомянутое предписание в части пункта 2 нарушает права и законные интересы Администрации г. Омска, последняя обратилась в арбитражный суд с соответствующим требованием.
10.08.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 8 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995N 92 (далее - Устав), Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска.
В статье 9 Устава определено, что к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Омска, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Омска.
Аналогичная норма предусмотрена статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, а также свидетельствам о государственной регистрации права, объект культурного наследия "Дом, где помещался штаб восстания 22 декабря 1918 г.", расположенный по адресу: г. Омск, ул. Суровцева, д. 1 (далее - объект культурного наследия), является муниципальной собственностью, следовательно, Администрация г. Омска совместно со своими структурными подразделениями несет бремя его сохранения и содержания.
Из положений статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Под консервацией в силу статьи 41 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" понимается научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Таким образом, консервация - это составная часть сохранения объекта культурного наследия, которую обеспечивает собственник объекта культурного наследия, то есть Администрация г. Омска.
Из письма Минкультуры России от 27.05.2014 N 106-01-39/12-ГП "Разъяснение о ремонтных и противоаварийных работах" следует, что в целом, консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника.
Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника. При этом требований к составу проекта консервации законом не предусмотрено.
Порядок производства работ по сохранению по сохранению объекта культурного наследия регламентирован статьёй 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ (разрешения на проведение указанных работ), выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также проектной документации на проведение работ, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Частью 5 этой же статьи упомянутого закона установлено, что лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
Частью 6 статьи 45 этого правового акта определено, что к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Оспариваемым пунктом предписания заявителю было предложено подготовить проект консервации объекта.
Администрация г. Омска, не оспаривая по существу со ссылками на нормы права оспариваемое в части предписание, ссылается лишь на неверное, по её мнению, установленного в предписании срока для его исполнения.
Суд апелляционной инстанции расценивает данный довод подателя жалобы как необоснованный, исходя из следующего.
В апелляционной жалобе заявитель просит установить срок исполнения пункта 2 предписания - 30.12.2016.
При этом правовых обоснований необходимости установления такого срока ни апелляционная жалоба, ни материалы настоящего дела не содержат.
Кроме того, как утверждает Министерство и не оспаривает Администрация г. Омска заявителю выдано третье предписание от 05.10.2016 N 38, в котором последнему для разработки проекта консервации объекта и проведение противоаварийных мероприятий на объекте установлен новый срок - 30.12.2016, то есть тот, который просит Администрация г. Омска.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.08.2016 по делу N А46-6267/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6267/2016
Истец: Администрация города Омска, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ