город Омск |
|
05 июля 2016 г. |
Дело N А46-3658/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7119/2016) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2016 по делу N А46-3658/2016 (судья Захарцева С.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" (ОГРН 1025500536324, ИНН 5501042385) к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (ОГРН 1025500517866, ИНН 5503060781) о признании решения N 6 от 25.01.2016 частично недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" - Игнатченко О.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 1 от 25.03.2016 сроком действия 1 год).
установил:
бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская больница N 6" (далее - заявитель, БУЗОО "ГБ N 6") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании решения N 6 от 25.01.2016 частично недействительным.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Омской области от 18.05.2016 по делу N А46-3658/2016 заявление БУЗОО "ГБ N 6" удовлетворено. Решение Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Советском административном округе г. Омска N 6 от 25.01.2016 признано недействительным в части привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 3 454,46 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 5 048,66 руб., недоимки на страховую часть пенсии в сумме 18 997,28 руб., накопительную часть пенсии в сумме 1878,57 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 4839,39 руб.
Этим же решением с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска БУЗОО "ГБ N 6" взыскано 3 000,00 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на законность и обоснованность оспариваемого решения, поскольку, по мнению контролирующего органа, единовременные и ежемесячные выплаты медицинским работникам - молодым специалистам, произведённые БУЗОО "ГБ N 6", с которым они состоят в трудовых отношениях, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ).
В представленном до начала судебного заседания отзыве БУЗОО "ГБ N 6" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении слушания по делу не заявил, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель БУЗОО "ГБ N 6" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившегося в судебное заседание представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В отношении заявителя была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки сотрудниками Пенсионного фонда составлен акт выездной проверки N 118 от 15.12.2015 и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах от 27.07.2015 N34 и решение о привлечении к ответственности за правонарушение, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в сумме 3454,46 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в размере 5 048,66 руб.
Указанным решением заявителю также предложено уплатить недоимку на страховую часть пенсии в сумме 18 997,28 руб., накопительную часть пенсии в сумме 1878,57 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 4839,39 руб.
Полагая, что решение N 6 от 25.01.2016 в указанной выше части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
18.05.2016 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из оспариваемого решения, основанием для его принятия послужило то, что медицинским учреждением в 2012 и 2014 годах не были начислены страховые взносы на единовременные и ежемесячные выплаты молодым специалистам.
Постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" предусмотрена денежная выплата медицинским работникам при условии:
1) наличие высшего или среднего медицинского образования;
2) поступление на работу впервые после 1 января 2012 года по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области (далее - учреждения) по трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
3) возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора с учреждением (за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящего Положения);
4) работа по должности, указанной в пункте 9 настоящего Положения (в части назначения ежемесячных денежных выплат) (пункт 2 Постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников").
Как следует из материалов дела и не оспаривается подателем жалобы, БУЗОО "ГБ N 6" на основании Постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников", были произведены единовременные и ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан. Настоящее Положение регулирует порядок предоставления единовременных и ежемесячных денежных выплат медицинским работникам.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее по тексту - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее по тексту - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, нотариусам и т.д.), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для их плательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных этим плательщиками за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Аналогичные положения об определении базы для начисления страховых взносов содержатся в статье 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ также закреплена норма, аналогичная пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой государственные пособия не подлежат обложению страховыми взносами.
Спорные выплаты отвечают признакам пособия, обозначенным в статье 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", поскольку предусмотрены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и осуществляются за счёт средств его бюджета, направлены на социальную поддержку определенной категории работающих (молодых специалистов), не связаны с результатами их труда, а потому согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ о страховых взносах, страховыми взносами не облагаются.
Постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников", принятого в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан", предусмотрена денежная выплата медицинским работникам при условии:
- наличие высшего или среднего медицинского образования;
- поступление на работу впервые после 01.01.2012 по полученной специальности в государственные учреждения здравоохранения Омской области по трудовому договору, заключенному на срок не менее 3 лет или на неопределенный срок;
- возраст до 28 лет включительно на день заключения трудового договора;
- работа по должности.
Таким образом, на основании Постановления Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников", БУЗОО "ГБ N 6" проводило ежемесячные денежные выплаты молодым специалистам в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Из чего следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из приведенных норм права следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно статье 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановление Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" принято в соответствии с Законом Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
Согласно указанному Постановлению ежемесячные денежные выплаты медицинским работникам - мера социальной поддержки, при которой гражданину выплачивается денежная сумма в размере, определенном областным законодательством, не в качестве компенсации стоимости дополнительных материальных благ, необходимых гражданину в связи с его возрастом, состоянием здоровья, а по иным причинам, а именно: в связи с острым дефицитом специалистов в сфере здравоохранения из-за невысокой заработной платы, который не позволяет лечебным учреждениям выполнять свою социально-значимую функцию; обеспечивать своевременную, качественную, доступную медицинскую помощь населению.
Именно в связи с этим Постановление и увязывает выплату ее с договорными трудовыми отношениями. Оно предусматривает выплаты не всем без исключения медицинским работникам, а только молодым специалистам - работникам, специальность которых в особом дефиците: врачи-анестезиологи, "узкие" специалисты, ведущие амбулаторно-поликлинический прием, средний медицинский персонал.
То обстоятельство, что меры социальной поддержки выплачиваются работодателем, вовсе не доказывает связь их с трудовыми отношениями, с оплатой труда.
Спорные выплаты, несмотря на их ежемесячное осуществление, производятся из средств БУЗОО "ГБ N 6", предоставляются безвозмездно, вне зависимости от результатов работы получающего их работника, не являются оплатой за неё, а направлены на социальную их поддержку как относящихся к категории граждан, нуждающихся в ней в связи с занятостью в социально значимой сфере, и квалифицируются как государственное пособие, не подлежащее, в силу прямого указания, содержащегося в пункте 1 части 1 статьи 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, обложению страховым взносам.
Письмом от 05.02.2014 Департамент экономики и финансов Министерства здравоохранения Омской области со ссылкой на Постановление Правительства Омской области от 17.11.2010 N 223-п "О порядке осуществления бюджетным и автономным учреждением Омской области полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме" уведомил бюджетные учреждения Омской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Омской области, что с 2014 года предоставление единовременных и ежемесячных денежных выплат медицинским работникам в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 13.03.2012 N 46-п "О мерах социальной поддержки медицинских работников" будет производиться учреждениями как исполнение публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, и обосновал это исполнение следующим.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическими лицами, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.
Бюджетные учреждения могут осуществлять полномочия исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме (пункт 5 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
При этом, финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации по исполнению указанных публичных обязательств осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (пункт 6 статьи 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ).
Для финансирования расходов по исполнению публичных обязательств перед гражданами в денежной форме, осуществляемые бюджетными учреждениями, были открыты специальные лицевые счета.
При этом, зачисление на них бюджетных средств на эти цели осуществляется только в объеме сумм ежемесячных денежных выплат, без финансирования средств на уплату взносов на обязательное страхование, поскольку на основании приведенных выше нормативных актов эти выплаты не являются составляющими заработной платы молодых специалистов, а потому не облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Тот факт, что законодатель приравнивает выплаты к пособиям, подтверждает и часть 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, которая освобождает от налогообложения не только государственные пособия, а также и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, вопреки утверждениям подателя жалобы, исходя из анализа вышеприведенных норм Федерального закона N 212-ФЗ, Федерального закона N 125-ФЗ и Закона Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан" следует, что спорные выплаты носят характер социальной поддержки, а не характер выплат и иных вознаграждений, начисляемых страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что удовлетворив заявленные БУЗОО "ГБ N 6" требования о признании решения УПФР в Советском АО г. Омска N 6 от 25.01.2016 в оспоренной плательщиком части суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.05.2016 по делу N А46-3658/2016 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-3658/2016
Истец: Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области ""Городская больница N 6", Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Городская больница N 6"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Советскому административному округу г. Омска