Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-15622/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Правоотношение: по договору газоснабжения в отношении земельного участка
город Москва |
|
8 июля 2016 г. |
дело N А40-15529/16 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.07.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.
судей: |
Лепихина Д.Е., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2016
по делу N А40-15529/16, принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по заявлению ГУП МО "Мособлгаз" (143026, Московская область, Одинцовский район, р.п. Новоивановское, ул. Калинина, дом 1, ОГРН 1025006176216)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (125009, Москва, пер. Газетный, дом 1/12; 115054, Москва, ул. Бахрушина, дом 20, ОГРН 1037739510423)
треть лицо: ООО "Заречье" (142190, Москва, Троицк, Октябрьский проспект, дом 14, офис 1, 2, ОГРН 1085003004283)
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Гриб М.М. по доверенности от 22.12.2015;
от заинтересованного лица - Азаренков Д.Г. по доверенности от 22.12.2015;
от третьего лица - Юрченков А.С. по доверенности от 11.03.2016, Грачев Н.А. по доверенности от 04.04.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2016 признан незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы, оформленный письмом от 29.12.2015 N ДГИ-1-591661/15-2 в предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства газопровода среднего давления протяженностью 320 п.м. для газификации котельной мини-гостиницы "Дом рыбака", расположенной по адресу: Москва, Троицк, в районе улицы Заречная, на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31 и на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем совершения определенных действий по согласованию предоставления земельного участка для строительства газопровода.
К участию в деле привлечено третье лицо - ООО "Заречье".
Департамент, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представители общества и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 20.08.2014 между ГУП МО "Мособлгаз" и ООО "Заречье" на основании Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (заключен публичный договор о подключении N 00/729-1955-14, в соответствии с которым ГУП МО "Мособлгаз" обязано подключить к сети газораспределения котельную мини-гостиницы "Дом-рыбака", расположенную по адресу: Москва, Троицк, в районе улицы Заречная, на земельном участке с кадастровым номером 50:54:020112:31. Для осуществления подключения котельной для теплоснабжения малоэтажной жилой застройки в рамках вышеуказанного договора о подключении ГУП МО "Мособлгаз" обязано построить газопровод от сети газораспределения ГУП МО "Мособлгаз" до границ земельного участка, принадлежащего ООО "Заречье".
С целью строительства газопровода ГУП МО "Мособлгаз" 13.11.2015 обратилось в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением N 6323 о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с целью дальнейшего заключения договора аренды земельного участка на период строительства газопровода. К заявлению приложена схема земельного участка.
29.12.2015 Департаментом письмом N ДГИ-1-591661/15-2 отказано ГУП МО "Мособлгаз" в предварительном согласовании предоставления земельного участка, сославшись на то, что в соответствии с принятым на совещании 05.12.2015 у Мэра г. Москвы решениями земельно-правовые отношения подлежат оформлению в случае размещения газопроводов с рабочим давлением свыше 0,6 Мпа. Для размещения объектов с рабочим давлением менее 0,3 Мпа оформление земельно-правовых отношений не требуется.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента является необоснованным и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В соответствии с п. 4.2.9 Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, к полномочиям Департамента городского имущества г. Москвы относится предварительное согласование предоставления земельного участка, а п. 4.2.2 названного Положения предусмотрено полномочие Департамента по заключению договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, находящихся на территории г. Москвы, государственная собственность, на которые не разграничена (за исключением земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, территорий общего пользования), для проектирования и строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения, предусмотрен ст. ст. 39.6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для размещения объектов, предназначенных для обеспечения газоснабжения.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен 30-дневный срок на рассмотрение заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно п. 7 ст. 37.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Данные статьи Земельного кодекса Российской Федерации содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не подлежит расширительному толкованию. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает исключений для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предоставлении земельного участка в зависимости от давления газопровода.
Кроме того в п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия размещения таких объектов на основании п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации не установлен.
Статьей 90 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено предоставление земельных участков для строительства объектов трубопроводного транспорта.
Согласно п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
Указанные обстоятельства свидетельствует о незаконном отказе Департамента в предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства газопровода с целью газификации указанного объекта, поскольку лишает предприятие права на осуществление строительства газопровода в соответствии с требования законодательства (оформление правоустанавливающего документа на земельный участок) и оформления в установленном порядке права хозяйственного ведения ГУП МО "Мособлгаз" на газопровод среднего давления, как объект недвижимого имущества (осуществление государственной регистрации права).
Из материалов дела следует, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка под строительство сетей газораспределения, с целью дальнейшего заключения договора аренды земельного участка на период строительства сроком до 11 месяцев предприятие представило комплект документов, содержащих сведения о рабочем давлении планируемых к строительству газопроводов до 0, 6 Мпа.
В связи с изложенным, отказ Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, препятствующим выполнению ГУП МО "Мособлгаз" обязательств, предусмотренных Правилами подключения и прилагаемыми к иску публичным договором о подключении.
Ссылки Департамента в обосновании отсутствия требования по оформлению земельно-правовых отношений для размещения газопроводов с рабочим давлением менее 0, 3 Мпа на постановление Правительства г. Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП и постановление Правительства г. Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП, являются необоснованными, исходя из следующего.
Постановление Правительства г. Москвы N 636-ПП "О размещении и установке на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" распространяется на объекты не капитального строительства, тогда как газопроводы, газораспределительные сети являются линейными объектами капитального строительства.
Следует отметить, что газопроводы не являются временными объектами и постановление Правительства г. Москвы от 19.05.2015 N 299-ПП "Об утверждении правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещение временных объектов в г. Москве" не исключает оформление земельно-правовых отношений для размещения газопроводов, являющимися объектами капитального строительства.
Ссылка Департамента в апелляционной жалобе на постановление Правительства г. Москвы от 22.03.016 N 108-ПП, которым отменено разрешение на строительство газопроводов до 0, 6 МПа, отклоняется, поскольку указанный нормативно-правовой акт издан после принятия судом оспариваемого решения.
Таким образом, права и законные интересы заявителя оспариваемым отказом нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Руководствуясь ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается Департамент, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.04.2016 по делу N А40-15529/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-15529/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 2 ноября 2016 г. N Ф05-15622/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУП " МО Мособлгаз", ГУП газового хозяйства Московской области ( ГУП МО "Мособлгаз")
Ответчик: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО "Заречье"