г. Пермь |
|
08 июля 2016 г. |
Дело N А60-4071/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Носковым В.Н.,
при участии:
от заявителя ООО "СМП "Стройэнерго" (ОГРН 1106670004638, ИНН 6670283725) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга (ОГРН 1026604943309, ИНН 6660154801) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2016 года
по делу N А60-4071/2016,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.
по заявлению ООО "СМП "Стройэнерго"
к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга,
о признании недействительным решения в части,
установил:
ООО "Строительно-монтажное предприятие "Стройэнерго" (далее - заявитель, предприятие, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Управление, страховщик) о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 17.12.2015 N 075/030/1738-2015 в части: неправомерного доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам в размере 48 076,22 руб.; неправомерного доначисления страховых взносов на сумму расходов по найму жилого помещения при служебной командировке в соответствии с ч. 1 ст. 7 ФЗ N 212-ФЗ в размере 687 820 руб.; неправомерного начисления пеней в связи с доначислением взносов в размере 172 870,26 руб.; неправомерного привлечения ООО "СМП "Стройэнерго" к ответственности в виде штрафа в размере 147 250,75 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.04.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. Считает ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что при наличии проведенной в 2012 году аттестации рабочих мест по условиям труда, дополнительные тарифы по дифференцированной шкале, установленной ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в 2013-2014 годах при допустимых условиях труда составляют 0%, а также о том, что спорные выплаты по найму жилья в командировке не являются доходом работников, не входят в действующую на предприятии систему оплаты труда, а именно: не являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение затрат работника в соответствии с локальным нормативным актом.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу Управления - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СМП "Стройэнерго" состоит на учете в ГУ-УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга в качестве страхователя (регистрационный номер 075-030-106861).
07.09.2015 начальником Управления УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга принято решение N 075/030/1738-2015 о проведении выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в отношении плательщика страховых взносов - ООО "СМП "Стройэнерго".
В соответствии с указанным решением в период с 07.09.2015 по 05.11.2015 проведена выездная проверка в отношении ООО "СМП "Стройэнерго". По результатам выездной проверки составлен акт от 18.11.2015 N 075/030/1738-2015, выявивший ошибки плательщика в определении объекта обложения страховыми взносами и необоснованное отнесение выплат к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
За неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов Управлением принято решение от 17.12.2015 N 075/030/1738-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершенное нарушение законодательства РФ о страховых взносах (ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ) в виде взыскания штрафа в размере 147 250,75 руб., начислены пени по состоянию на 17.12.2015 в размере 172 978,76 руб., страхователю доначислены страховые взносы: на страховую часть - 592 780,59 руб.; на накопительную часть - 95 397,03 руб.; по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 ФЗ N 212 - 48 076,22 руб.
Основанием для принятия названного решения послужили следующие выводы Управления:
- не были начислены дополнительные взносы с заработной платы работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, в размере 2% (2013 г.) и 4% (2014 г.);
- не были начислены страховые взносы на суммы выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации;
- не были начислены страховые взносы на суммы оплаты проживания сотрудников в командировке, при этом документально расходы по найму жилого помещения не подтверждены, оплата производилась при отсутствии подтверждающих документов, из расчета 700 руб. сутки.
Полагая, что решение Управления от 17.12.2015 N 075/030/1738-2015 в части доначисления страховых взносов по дополнительным тарифам, доначисления страховых взносов на сумму расходов по найму жилого помещения при служебной командировке, начисления пеней в связи с доначислением названных взносов, привлечения ООО "СМП "Стройэнерго" к ответственности и взыскания штрафа вынесено неправомерно, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными, решение Управления в обжалуемой части незаконным, в связи с чем удовлетворил заявление предприятия.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства: нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается, в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее по тексту - Закон N 212-ФЗ), если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования предоставляется страховщику, в рассматриваемом случае - Пенсионному фонду Российской Федерации.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации, индивидуальные предприниматели), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 этого же Закона, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование. Сумма страховых взносов, согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ, исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В соответствии с пунктами 3, 4, 5 статьи 15 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлены объекты обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для страхователей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время подлежат применению Списки 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (подпункт "б" пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537).
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
В пункте 5 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 разъяснено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Для лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, установлены следующие дополнительные тарифы: в 2013 г. - 2%; в 2014 г. - 4%; с 2015 г. и далее - 6%.
В пункте 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (Законом N 421-ФЗ признана утратившей силу с 1 января 2014 года).
При этом статья 58.3 Закона N 212-ФЗ с 01.01. 2014 дополнена частью 2.1 следующего содержания: для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, перечисленные в таблице, при этом в отношении допустимого класса условий труда 2 дополнительный тариф установлен в размере 0%.
Контроль за исполнением установленных требований осуществляет Пенсионный фонд и его территориальные органы.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Как установлено судами, в ООО "СМП "Стройэнерго" в 2012 г. была проведена аттестации рабочих мест по условиям труда и по ее результатам установлены определенные классы условий труда. Для рабочего места электросварщик ручной сварки определен допустимый класс условий труда 2.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Таким образом, в 2013 году общество освобождалось от уплаты дополнительных тарифов на основании п. 4 ст. 58.1 Закона 212-ФЗ, в 2014 году дополнительный тариф по дифференцированной шкале, установленной частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, при допустимых условиях труда класса 2 составляет 0%.
При этом Карта аттестации рабочего места по условиям электросварщик ручной сварки представлялась при проведении проверки.
Позиция Фонда о том, что начисление страховых взносов по дополнительному тарифу производится независимо от обеспечения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии, признается апелляционным судом основанной на неправильном толковании норм права, по смыслу которых увеличение бремени выплат путем введения дополнительного тарифа обусловлено необходимостью пенсионного обеспечения работников, досрочно вышедших на пенсионное обеспечение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у предприятия отсутствовала обязанность уплачивать в 2013-2014 годах дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных работникам заявителя.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного суда РФ от 22.01.2015 N 307-КГ15-18130.
Кроме того, в оспариваемом решении содержатся выводы о нарушении со стороны заявителя ст. 7, 9 ФЗ N 212 в части неначисления на суммы выплаты по возмещению расходов по найму жилого помещения при служебных командировках.
Признавая решение Управления в указанной части недействительным, суд исходил из того, что указанные суммы не являются доходом (экономической выгодой) работников, спорные выплаты не входят в действующую на предприятии систему оплаты труда, а именно: не являются оплатой труда работников в рамках трудовых отношений, а представляют собой компенсацию, направленную на возмещение затрат работника в соответствии с локальным нормативным актом.
Заявитель жалобы указывает на то, что при непредставлении работниками документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения в служебных командировках, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие нормы в настоящее время установлены только в отношении расходов, связанных со служебными командировками работникам, финансируемым за счет федерального бюджета. Управление считает, что для коммерческих организаций не подлежат обложению страховыми взносами только фактически произведенные расходы работникам по найму жилого помещения при его командировке. В данном случае выплаты по возмещению расходов по найму жилого помещения в служебных командировках при отсутствии документов подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Рассмотрев названные доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для признания их обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, локальным нормативным актом порядок возмещения ООО "СМП "Стройэнерго" расходов, связанных со служебными командировками работников урегулированы "Положением о служебных командировках ООО "СМП "Стройэнерго", утвержденным и введенным в действие приказом директора предприятия от 10.01.2012 N 01/2, которым установлено, что в случае непредставления документов, подтверждающих оплату жилья во время командировки, норматив возмещения расходов на проживание без подтверждающих документов составляет 700 рублей в сутки.
Таким образом, указанным локальным нормативным актом Общества, принятым в соответствии со статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации, определен порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебной командировкой, в частности, по найму жилого помещения в случае непредставления подтверждающих документов; сумма таких расходов возмещается в размере 700 рублей в сутки.
Факт нахождения работников в командировках подтвержден материалами дела и Управлением не оспаривается.
С учетом изложенного общество обоснованно не включило в базу для начисления страховых взносов компенсацию расходов по найму жилого помещения, определенную исходя из 700 рублей в сутки.
Данные выплаты производятся вне зависимости от трудового результата и личного вклада работника, а зависят только от факта нахождения в командировке за пределами места нахождения работодателя и места жительства работника. Соответственно, эти выплаты относятся к компенсациям, предусмотренным статьями 164 и 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
По своему характеру рассматриваемая компенсация (суточные) не предполагает возмещения документально подтвержденных расходов, а определяется исходя из продолжительности поездки, что не является нарушением закона. Так, ни статья 168 ТК РФ, ни статья 9 Федерального закона N 212-ФЗ не предусматривают признания выплаты компенсационной только в случае, если работником представляется документ, подтверждающий сумму понесенных им расходов.
Пунктами 12, 13, 21, 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, обязанность документально подтверждать расходы при служебных командировках установлена лишь для расходов по проезду и найму жилого помещения. Обязанность по документальному подтверждению дополнительных расходов не установлена.
В данном случае заявителем оформлены все необходимые документы, подтверждающие как понесенные расходы на выплату компенсаций (суточных), так и наличие оснований для их выплат.
Экономическая выгода у работника и, соответственно, объект обложения страховыми взносами может возникнуть только тогда, когда работнику выплачивается сумма в больших размерах и является для него вознаграждением. В рассматриваемом же случае суточные выплачивались в пределах установленного норматива в качестве возмещения расходов, а не вознаграждения.
Таким образом, выплаты, произведенные обществом в проверенных периодах, являются компенсационными и не подлежат обложению страховыми взносами.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Управления - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 апреля 2016 года по делу N А60-4071/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-4071/2016
Истец: ООО "СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "СТРОЙЭНЕРГО"
Ответчик: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга Свердловской области