Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2016 г. N Ф05-13512/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
11 июля 2016 г. |
дело N А40-176406/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.07.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 31 и Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2016
по делу N А40-176406/14, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по заявлению ПАО Банк ВТБ24 (101000, Москва, улица Мясницкая, дом 35, ОГРН 1027739207462)
к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 31 (ОГРН 1027700532298; 127006, Москва, Страстной бульвар, дом 7, стр. 1; 117105, Москва, улица Нагатинская, дом 1, стр. 2), Фонду социального страхования Российской Федерации (107139, Москва, Орликов переулок, дом 3, корп. А, ОГРН 1027739443236)
о признании недействительными требования и приказа;
при участии:
от заявителя - Юрздицкий И.А. по доверенности от 01.10.2015;
от заинтересованных лиц - Семин А.С. по доверенности от 14.06.2016, Киселева Н.С. по доверенности от 27.05.2016, Литра В.А. по доверенности от 14.12.2015;
установил: решением Арбитражного суд г. Москвы от 31.03.2016 признаны незаконными требование Государственного учреждения - Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственного учреждения - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 31 от 22.07.2014 N 7731125026 о представлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в расчет по исчисленным и уплаченным страховым взносам; приказ от 12.09.2014 N 631 о финансовом обеспечении в 2014 предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, вынесенные в отношении ПАО Банк ВТБ 24; действия Фонда социального страхования в Российской Федерации по согласованию решения об отказе в финансовом обеспечении в 2014 (письмо от 03.09.2014 N 17-03-11/05-10673); действия ГУ-МРО ФСС в лице филиала N 31, выразившиеся в отказе ПАО Банк ВТБ24 в финансовом обеспечении предупредительных мер в 2014 в сумме 9.568.125 руб. за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в 2014 и на ГУ-МРО ФСС в лице филиала N 31 возложена обязанность вынести решение о финансовом обеспечении ПАО Банк ВТБ24 для проведения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в сумме 9.568.125 руб., дополнительно к суммам, выделяемым в текущем году; на Фонд социального страхования в Российской Федерации возложена обязанность согласовать решение о финансовом обеспечении ПАО Банк ВТБ24 для проведения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в сумме 9.568.125 руб., дополнительно к суммам, выделяемым в текущем году.
Учреждение и Фонд не согласились с выводами суда первой инстанции, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый акт, по мотивам, изложенных в жалобах.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованных лиц поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" устанавливает, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Согласно абз. 4 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает, в том числе, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона N 125-ФЗ приказом от 10.12.2012 N 580н Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации принят нормативный правовой акт - Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (приказ).
Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил закреплено, что финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации в текущем финансовом году, при этом, объем средств, направляемых на финансовое обеспечение не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов, произведенных в предшествующем календарном году на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями и на оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно, на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Кроме того, финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Решение вопроса об обращении за предоставлением финансового обеспечения связано с мероприятиями по улучшению и оздоровлению условий труда в организации страхователя, что обуславливает заявительный характер указанной процедуры и выделение средств по результатам рассмотрения соответствующего заявления страхователя. (Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер подается в территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя в срок до 1 августа текущего календарного года, с приложением документов, перечисленных в п. 4 Правил).
В силу п. 10 Правил территориальный орган Фонда вправе отказать в финансовом обеспечении в случаях если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени, штрафы, не погашенные на день подачи заявления; представленные документы содержат недостоверную информацию; предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены; при предоставлении страхователем неполного комплекта документов.
Перечень оснований об отказе в финансовом обеспечении является исчерпывающим.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона N 125-ФЗ, страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, и в соответствии с подп. 17 п. 2 указанной статьи Закона - самостоятельно вести учет начисления и перечисления страховых взносов.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, страхователю начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184.
Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 21.05.2008 N 110 утверждены Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Из материалов дела следует, что 04.07.2014 Банком ВТБ24 (ПАО) направлены в адрес страховщика - ГУ-МРО ФСС РФ филиал N 31 отчетность формы 4 ФСС за 1 полугодие 2014 по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, в том числе расчет по обязательному страхованию несчастных случаев на производстве - таблица N 7 и расчет расходов по обязательному страхованию несчастных случаев на производстве - таблица N 8. Указанная отчетность получена страховщиком, что подтверждается квитанцией N 5133-3357-7941-01-7731125026 о получении расчета 04.07.2014.
22.07.2014 учреждением проведена камеральная проверка расчетов ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма-4 ФСС РФ) за 1 полугодие 2014.
22.07.2014 в адрес банка учреждением выставлено требование N 7731125026 о предоставлении необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указано, что в таблице 7 строка 11 - 616.304, 19 руб., в таблице 8 строка 1 - 152 дня нетрудоспособности, сумма - 616.304, 19 руб., сумма 464.775, 71 руб. не принята к зачету, так как 1 случай, произошедший с Е.Н. Шишкиной квалифицирован как не страховой, 10 несчастных случаев находятся на рассмотрении в отделении Фонда.
31.07.2013 банком направлены страховщику пояснения (письмо N 23-03-18/39318).
Согласно 11 Методических указаний N 110, если страхователем не внесены соответствующие исправления в установленный срок, и есть основания полагать, что им допущены правонарушения, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность, Фондом рекомендовано включить этого страхователя в план документальных выездных проверок.
В силу п. 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки, в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении страхователем нарушений порядка уплаты страховых взносов, расходования средств обязательного социального страхования или (и) обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицом, проводившим камеральную проверку, составляется акт камеральной проверки (приложения N 4, N 5) по установленной форме в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.
Акт камеральной проверки в отношении ВТБ24 (ПАО), предусмотренный п. 12 Методических указаний N 110, филиалом не составлен.
В соответствии с п. 13 Методических указаний по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний или решение об отказе в привлечении к ответственности.
Каких-либо решений страховщиком не принято.
Согласно п. 17 постановления Фонда от 21.05.2008 N 110 на основании решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, вынесенного руководителем отделения (филиала отделения) Фонда по результатам проверки, отделение (филиал отделения) направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование выносится на основании вступившего в силу решения о привлечении страхователя к ответственности.
Решение о привлечении к ответственности банка не принималось, требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в адрес банка не направлялось.
Из материалов дела следует, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности, в связи с несчастным случаем на производстве подтверждены соответствующими документами в порядке, предусмотренном действующем законодательством, нормативными документами, действия Банка ВТБ24 (ПАО) при выплате пособий по страхованию сотрудникам банка соответствуют действующему законодательству.
В соответствии с п. 7 ст. 15 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных Заболеваний" выплаты пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, производятся страхователем и засчитываются в счет уплаты страховых взносов.
Законодательством Российской Федерации определен закрытый перечень оснований, предусматривающий отказ в зачете страховых выплат.
Согласно пп. 3 п. 1 ст.11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования", п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации, либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве.
Из материалов дела следует, что общее количество несчастных случаев составляет 9 случаев (Алехина И.А., Болотникова СВ., Будакэ В.И., Васильева М.А., Горенко А.А., Регэций С.И., Устюжанин А.А., Федоренко Д.В., Шишкина Е.Н.)
Случаи с указанными работниками банка произошли в период с сентября по октябрь 2013 и признаны банком страховыми.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 125-ФЗ, назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального Закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", настоящий Федеральный Закон распространяется на случаи, связанные с обеспечением пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем, только в определенной части.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 13 Федерального Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету подлежат несчастные случаи, произошедшие с работником и другими лицам, участвующими в производственной деятельности работодателя, при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя, а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
В соответствии со ст. 230 названного Кодекса по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекший за собой потерю работником трудоспособности на срок не менее 1 дня, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме, который в 3-дневный срок после завершения расследования - выдается пострадавшему.
В соответствии со ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской Федерации утверждено Положение "Об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
Банком ВТБ24 (ПАО) соответствующие действия выполнены, что подтверждается представленными документами: перечень сотрудников, по которым произведены выплаты на основании листов нетрудоспособности, актами, протоколами комиссии.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом произведена выплата работникам пособия по временной нетрудоспособности в нарушение действующего законодательства, страховщиком не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, не допускается.
Из материалов дела следует, что банк обратился в Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 31, с заявлением от 29.07.2014 N 23-03-18/38298 о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Заявление получено 29.07.2014.
К заявлению банком приложен договор о проведении специальной оценки условий труда от 28.07.2014, который предусматривает выполнение работ по оценке условий труда до 15.12.2014 на сумму 9.568.125 руб. и План финансового обеспечения предупредительных мер в 2014, форма которого предусмотрена приложением к Правилам. План финансового обеспечения предупредительных мер на 2014 год разработан на основе бюджета банка на 2014 год.
План финансового обеспечения предупредительных мер включает в себя планируемые расходы в текущем финансовом году (2014) в сумме 9.568.125 руб. При этом, срок выполнения мероприятий по указанному плану - декабрь 2014.
Оспариваемым приказом от 12.09.2014 N 631 ГУ МГО ФСС РФ - филиал N 31 отказано банку ВТБ 24 (ПАО) в финансовом обеспечении предупредительных мер в размере 9.568.125 руб. за счет сумм страховых взносов, так как, по мнению учреждения и фонда, у банка имелась недоимка по уплате страховых взносов, пени, штрафы, не погашенные на день подачи заявления в территориальный орган фонда.
Письмом от 08.09.2014 N 09-19/09/19167 Фондом социального страхования сообщено банку об отказе в согласовании направления средств на финансовое обеспечение предупредительных мер.
Из пояснений банка следует, что в связи с отсутствием дополнительных источников финансирования в сумме 9.568.125 руб., банком заключено дополнительное соглашение N 1 к договору о проведении специальной оценки условий труда, уменьшая сумму проведенных работ до 159.375 руб.
Приказ 12.09.2014 N 631 отменен приказом от 25.12.2014 N 809.
Финансовое обеспечение осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисляемых в Фонд социального страхования в текущем финансовом году.
Вместе с тем, в бюджет Фонда социального страхования за период с сентября 2014 по декабрь 2014 банком уплачены страховые взносы в сумме 17.869.288, 25 руб.
Таким образом, не согласовав и не приняв решение о финансовом обеспечении предупредительных мер в установленные сроки в 2014, и учитывая, что банком документы о финансовом обеспечении в 2014 получены 31.12.2014, то есть с пропуском установленных сроков, банком не получено финансовое обеспечение в 2014 в сумме 9.568.125 руб. за счет сумм страховых взносов банка, которые перечислены в Фонд в 2014.
Согласно п. 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Следовательно, при оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, либо должностного лица, арбитражный суд в любом случае обязан рассмотреть заявленные требования по существу, вне зависимости от того, отменен ли оспариваемый ненормативный правовой акт либо продолжает свое действие.
На момент вынесения приказа от 12.09.2014 N 613 у банка отсутствовала недоимка по уплате страховых взносов, доказательств обратного не представлено.
Иные основания для отказа в удовлетворении заявления банка у административного органа отсутствовали.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемых действий незаконными и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Доводы апелляционных жалоб подлежат отклонению как противоречащие установленным по делу обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.03.2016 по делу N А40-176406/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176406/2014
Истец: Банк ВТБ 24(ЗАО), ПАО Банк ВТБ 24
Ответчик: ГУ Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (Филиал N31), ГУ-Московское региональнгое отделение ФСС РФ, ГУ-МРО ФСС РФ, Фонд социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13512/16
17.03.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3637/17
07.10.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13512/16
11.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23777/16
31.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-176406/14