Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2016 г. N Ф09-9193/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Челябинск |
|
11 июля 2016 г. |
Дело N А76-28518/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2016 по делу N А76-28518/2015 (судья Трапезникова Н.Г.).
В судебном заседании участвуют представители:
Центрального банка Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Малыш Л.В. (доверенность N 2-3378 от 02.11.2015);
Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Авдиенок Е.А. (доверенность N 99 от 31.12.2015).
УСТАНОВИЛ:
17.11.2015 Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области (далее - заявитель, банк, плательщик) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными приказа Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) N 850/15 от 02.09.2015 об отмене ранее установленной скидки к страховым тарифам.
По результатам выездной проверки составлен акт N 747 н/с от 28.11.2014, подтвердивший правомерность применения в 2013 году скидки 40 % к страховому тарифу, но приказом от 02.09.2015 эта скидка была отменена в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за январь 2012 года, что является незаконным.
В январе 2012 года работником банка Маликовой А.В. для оплаты представлен листок нетрудоспособности от 29.12.2011 с указанием кода причины "несчастный случай на производстве", который был оплачен в сумме 25 968,15 руб. за счет расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.
В январе 2012 года банк принял эту сумму к вычету. Фондом проведена экспертиза несчастного случая и установлено, что несчастный случай не связан с производством, произведен перенос выплаченной суммы из категории "расходов по обязательному страхованию на производстве" в расходы на "случай временной нетрудоспособности", платежным поручением от 02.03.2012 спорная сумма перечислена в фонд. Ответчик в ходе внутренней проверки, проведенной в 2015 году, необоснованно оценил эти действия как несвоевременное перечисление текущих страховых взносов за январь 2012 года.
Таким образом, страховые платежи банком вносились в полном размере, и задолженность по текущим платежам отсутствовала, законных оснований для отмены скидки не было.
Скидки к страховому тарифу являются государственной услугой, и возможность их отмены в прошедших отчетных периодах не предусматривается (т.1 л.д. 2-5, т.2 л.д.3-6).
Фонд заявленные требования не признал, сослался на законность отмены скидки (т.1 л.д.81-82, 131 - 133).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.04.2016 требования удовлетворены, приказ N 852/15 от 02.09.2015 признан недействительным.
Суд пришел к выводам о том, что страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу в соответствии с установленной методикой и соблюдением условий, в т.ч. по своевременной уплате страховых взносов, отсутствию задолженности по страховым взносам, которые перечисляются в бюджет фонда ежемесячно.
Отсутствуют нормативные положения, устанавливающие основания и порядок принятия решения об отмене ранее представленных скидок и допускающих возможность такой отмены, его механизма и оснований, в связи с чем, приказ об отмене скидок не основан на нормах закона.
Не может быть признано законной отмена в 2015 году скидок, которые были установлены в 2012 году на период 2013 года, поскольку скидки или надбавки рассчитываются страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливаются с 1 января очередного финансового года.
Оспариваемый приказ принят не по результатам выездной или камеральной проверки, а по мероприятиям внутреннего контроля, которые не носят публичного характера, ранее 2012 год был предметом выездной проверки, и нарушений порядка уплаты страховых взносов в этом году установлено не было (т.2 л.д. 82-86).
26.05.2016 от фонда поступила апелляционная жалоба об отмене решения.
В рамках проведения мероприятий по внутреннему контролю в 2015 году фонд установил несвоевременную уплату страховых взносов за январь 2012 года, что является несоблюдением условий для предоставления скидки по страховым взносам за 2013 год. В связи с чем, действие скидки было правомерно отменено (т.2 л.д.93).
Банк возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.
При отсутствии возражений сторон пересмотр судебного решения производится в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Центральный банк России зарегистрирован в качестве юридического лица свидетельством от 02.12.1990, является плательщиком страховых взносов, состоит на учете в территориальном отделении фонда по месту нахождения филиала (т.1 л.д.10-26).
17.10.2012 фондом издан приказ N 1628/12 об установлении банку скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование на 2013 год в размере 40 процентов (т.1 л.д.49).
22.10.2012 фонд направил уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев с учетом скидки на 2012 год (т.1 л.д.24-26).
Актом документальной проверки N 747 н/с от 28.11.2014 нарушений в порядке исчисления и уплаты в 2012 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не установлено (т.1 л.д.27-38), что подтверждено решением N 339/747 н/с от 30.12.2014 (т.1 л.д.43-46).
На основании акта о несчастном случае от 29.12.2011 (т.1 л.д.54-56) и листка нетрудоспособности (т.1 л.д.57) работнику банка Маликовой А.В. выплачено пособие по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев, на сумму выплаты произведен вычет из суммы страховых взносов (т.1 л.д.58).
Письмом от 03.02.2012 фонд сообщил об отсутствии оснований для оценки несчастного случая как страхового и связанного с производственной деятельностью (т.1 л.д.59). Платежным поручением N 2028 от 02.03.2012 сумма в 25 969 руб. банком возвращена в бюджет фонда (т.1 л.д.62).
10.09.2015 фондом направлено письмо об отмене ранее принятого приказа N 1628/12 от 17.10.2012 об установлении скидки на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2013 год, сделаны ссылки на нарушения сроков уплаты текущих страховых взносов в январе 2012 года, предложено произвести перерасчет (т.1 л.д.47). Издан приказ N 850/15 от 02.09.2015 об отмене ранее действующего приказа (т.1 л.д.48).
Письмом от 06.11.2015 Челябинским региональным отделением фонда социального страхования в пересмотре решения об отмене скидки отказано (т.1 л.д.63-64).
По утверждению подателя жалобы - фонда он при отмене скидки действовал правомерно, установив неполную уплату страховых взносов в январе 2012 года.
Суд первой инстанции признал незаконным отмену "задним" числом ранее введенной скидки, отсутствие оснований и механизма такой отмены.
Суд апелляционной инстанции не видит оснований для отмены судебного решения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) страховщик (фонд) вправе устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу, размер которых рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю.
Приказом Минтруда России от 01.08.2012 N 39н утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2012 N 25340), по п.8 которой пунктом условиями для установления страхователям скидок и надбавок являются:
а) осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности в течение не менее 3 лет с момента его государственной регистрации до года, в котором рассчитывается скидка;
б) своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
в) отсутствие задолженности по страховым взносам на дату подачи заявления об установлении скидки.
Указанные скидки были установлены банку приказом N 1628/12 от 17.10.2012, который действовал до 2015 года и был отменен другим приказом.
Суд первой инстанции установил отсутствие нормативных положений, устанавливающих основания и порядок принятия решения об отмене ранее предоставленных скидок и допускающих возможность такой отмены. Механизм и основания для отмены ранее установленной скидки действующим законодательством о социальном страховании не предусмотрены - Правила не устанавливают порядок и основания отмены уже предоставленных скидок, а фонд, отменяя ранее принятый приказ, совершил не предусмотренные законом действия. Неустранимые сомнения и неясности были истолкованы в пользу плательщика.
Суд правомерно указал, что согласно п.10 Правил размер скидки или надбавки рассчитывается страховщиком на очередной финансовый год в текущем финансовом году и устанавливается с 1 января очередного финансового года и, отменив скидку к страховому тарифу в 2015 году, Фонд нарушил требование данного пункта Правил, который содержит запрет на какое либо изменение скидки к страховому тарифу в текущем году, и тем более по истечении финансового года (что произошло в рассматриваемом споре).
Следует учесть, что в ходе ранее проведенной выездной проверки фондом нарушений порядка перечисления в бюджет страховых взносов в 2012 году установлено не было.
При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2016 по делу N А76-28518/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
И.А.Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28518/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2016 г. N Ф09-9193/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ ЧРО ФСС Филиал N 2, Центральный банк Российской Федерации в лице отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ