Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 ноября 2016 г. N Ф08-7571/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании права собственности
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
город Ростов-на-Дону |
|
10 июля 2016 г. |
дело N А53-1940/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Авдониной О.Г., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Щепиной Н.Н. по доверенности от 11.01.2016,
от ответчика: представителя Тарасовой Е.А. по доверенности от 26.10.2015,
от третьего лица: представителя Николаевой Ю.Е. по доверенности от 21.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Азовского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 мая 2015 года по делу N А53-1940/2015
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
к ответчику администрации Азовского района Ростовской области
при участии третьего лица федерального государственного унитарного предприятия "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства"
о признании права собственности,
принятое в составе судьи Смольковой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - ТУ ФАУГИ в РО, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к администрации Азовского района Ростовской области (далее - администрация, ответчик) о признании федеральной собственности права на:
- земельный участок площадью 8 212 617 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:331, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с юга с ФГУП "Взморье";
- земельный участок площадью 1 587 438 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:332, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с запада с х. Узяк;
- земельный участок площадью 144 448 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:333, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с газопроводом, с востока с нефтепроводом;
- земельный участок площадью 123 724 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:334, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с юга с р. Узяк;
- земельный участок площадью 58 798 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:335, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с р. Узяк;
- земельный участок площадью 36 338 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:336, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с газопроводом, с востока с нефтепроводом;
- земельный участок площадью 164 000 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:337, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с терминальным комплексом СУГ и нефтепродуктов;
- земельный участок площадью 13 481 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:339, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с востока с канализационным коллектором (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения приняты судом первой инстанции определением от 06.04.2015).
Исковые требования основаны на том, что спорные земельные участки были сформированы за счёт территории земель, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "АзНИИРХ" (правопреемнику ФГУП "Взморье"). Учитывая, что земли из фактического владения ФГУП "АзНИИРХ" не выбывали, на участках располагается имущество, принадлежащее Российской Федерации на праве собственности, в силу прямого указания пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земли с 01.07.2006 поступили в собственность Российской Федерации. В связи с этим, администрация необоснованно в 2009 году внесла спорные земли в фонд запаса Азовского района, сформировала 8 земельных участков и зарегистрировала на них право собственности муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.05.2015 исковые требования удовлетворены, за Российской Федерацией признано право собственности на 8 земельных участков.
Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждён факт расположения на земельных участках водных объектов (в том числе около 20 прудов) и гидротехнических сооружений (среди которых дамбы водоемов, сбросная сеть водоемов, коллекторы, водозаборные ковши), имеющих неразрывную связь с проточными водными объектами - реками Узяк и Дон.
Государственная собственность на земельные участки, в границах которых расположены пруды, обводненный карьер, разграничена в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Указанные гидротехнические сооружения созданы в целях размещения в границах спорных земельных участков системы проточных прудов и каналов, обеспечивающих разведение рыбы, являются неотъемлемой частью земельных участков и водных объектов. В целом гидротехнические сооружения, водные объекты и земельные участки представляют собой комплекс недвижимого имущества, необходимый для хозяйственной деятельности федерального предприятия, который не может быть разделен на части и должен обладать свойством единства для целей гражданского оборота с учетом ограничений, установленных законодательством.
Требования истца расценены судом в качестве негаторных, в связи с чем суд указал, что к заявленным требованиям не подлежит применению срок исковой давности. Учитывая, что материалами дела подтверждается факт сохранения у истца владения земельными участками, иск о признании права собственности Российской Федерации на участки подлежит удовлетворению.
С принятым судебным актом не согласилась администрация, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- в материалы дела не представлены выписки из реестра федерального имущества на 85 объектов недвижимого имущества, расположенных на спорных земельных участках, в связи с чем суд необоснованно пришёл к выводу о том, что земельные участки заняты объектами недвижимого имущества, принадлежащими Российской Федерации;
- истцом не представлены доказательства, подтверждающие факт размещения имущества ФГУП "АзНИИРХ" на земельном участке площадью 1 078 га. Суд не учёл, что, даже если предположить, что предприятию принадлежал участок общей площадью 1 078 га, то ранее на основании постановления главы администрации Азовского района N 1267 от 22.11.2000 предприятию был передан участок площадью 388 га;
- суд необоснованно пришёл к выводу о том, что право публичной собственности на спорные земли было разграничено в силу положений статьи 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации";
- суд необоснованно пришёл к выводу о том, что письмом Ростехнадзора от 29.04.2015 N 3852/13-10.2 подтверждается размещение на спорных участках гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации;
- истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации пояснил, что с учётом заключения судебной экспертизы администрация признаёт исковые требования в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:331. Представитель указала, что заключение судебной экспертизы подтверждается факт практически полного наложения границ земельного участка, ранее предоставленного ФГУП "Взморье", на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331, при таких обстоятельствах дробление уже сформированного земельного участка на несколько новых участков является нецелесообразным. В остальной части представитель администрации доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме, просила отменить решение суда первой инстанции в части признания за Российской Федерацией права собственности на иные земельные участки. Расходы по оплате судебной экспертизы представитель просила оставить на администрации при любом исходе дела.
Представитель ТУ ФАУГИ к РО с доводами апелляционной жалобы не согласилась, при вынесении решения по делу просила руководствоваться заключением судебного эксперта.
Представитель третьего лица поддержала правовую позицию, озвученную представителем ТУ ФАУГИ к РО.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на территории села Кагальник Азовского района Ростовской области на основании приказа Министерства рыбного хозяйства СССР от 17.09.1955 N 225 был создан рыбоводный завод - структурная единица Ростовского производственного торгового объединения рыбной промышленности и фирменной торговли "Донрыба". Постановлением администрации Азовского района Ростовской области от 17.06.1993 N 325 ФГУП "Взморье" зарегистрировано как государственное предприятие с правом юридического лица. Функции учредителя предприятия осуществляли Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное агентство по рыболовству.
Полномочия собственника федерального имущества на территории Ростовской области осуществляет Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, в соответствии с которым Территориальное управление осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества, закрепление его на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.
Территориальным управлением Росимущества в Ростовской области был осуществлен учет имущества ФГУП "Рыбоводный завод "Взморье" в реестре федерального имущества в количестве 85 объектов. Истец указывает, что данные объекты располагаются на земельном участке площадью 1078 гектар.
Как следует из материалов дела, 14.05.1953 общим собранием членов колхоза "Власть Советов" (протокол N 3) принято решение о согласовании проекта передачи Аздонрыбводу 970 га земли: пахотной 60 га, сенокосной - 100 га, выпасной - 385 га, заболоченных земель - 425 га.
Исполкомом Азовского района Совета депутатов трудящихся Ростовской области принято решение N 248 от 21.05.1958 об отводе Аздонрыбводу под строительство Узякского рыбоводного хозяйства из земель колхоза "Власть Советов" земельного участка площадью 970 га.
В 1999 году ФГУП рыбоводный завод "Взморье" обратился в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Азовского района Ростовской области в целях переоформления прав на ранее закреплённый земельный участок, предоставив комитету весь пакет документов, имевшийся у предприятия.
В материалы судебного дела представлены два постановления главы администрации Азовского района Ростовской области, имеющих одинаковые дату - 22.11.2000 и номер - N 1267, но с разным содержанием:
- в одном постановлении указывается на перерегистрацию в бессрочное (постоянное) пользование ФГУП рыбоводный завод "Взморье" земельного участка общей площадью 338 га, в том числе под прудами 233 га, под каналами 27 га, под дамбами, дорогами 29 га, под постройками 4 га, под болотами 45 га. В отношении земельного участка площадью 740 га указано, что решение будет принято дополнительно;
- во втором постановлении указывается на то, что предприятию подлежит перерегистрации земельный участок общей площадью 1 078 га, в том числе под прудами 844 га, под каналами 27 га, под дамбами и дорогами 58 га, под постройками 4 га, под болотами 145 га.
Документация, на основании которой принимались решения о перерегистрации земель за ФГУП рыбоводный завод "Взморье" в материалы дела не представлена, по утверждению администрации данная документация утрачена, по сведениям ТУ ФАУГИ в РО и ФГУП "АзНИИРХ" вся имевшаяся правоустанавливающая документация была передана комитету в момент обращения с заявлением о переоформлении земель.
На основании распоряжения ТУ ФАУГИ в РО от 09.02.2010 N 58-р ФГУП "Взморье" реорганизовано путем присоединения к ФГУП "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" (ФГУП "АзНИИРХ").
06.09.2011 в ЕГРП внесена регистрационная запись N 61-61-02/260/2011-51 о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:01:600004:0203, площадью 338 га, находящийся по адресу: Ростовская область, Азовский район, примерно в 1 700 м. по направлению на юг от ориентира пп 4914 с. Кагальник, расположенного в пределах участка.
Истец указывает, что по данным Минсельхоз России за ФГУП рыбоводный завод "Взморье" числился земельный участок площадью 1 078 га.
ТУ ФАУГИ в РО стало известно, что в 2009 году федеральный земельный участок, площадью 740 гектар был внесен в земли запаса Азовского района. Впоследствии из данного федерального земельного участка были сформированы и поставлены на кадастровый учет 9 земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600004:331; 61:01:0600004:332; 61:01:0600004:333; 61:01:0600004:334; 61:01:0600004:335; 61:01:0600004:336; 61:01:0600004:337; 61:01:0600004:338; 61:01:0600004:339.
На основании постановлений администрации Азовского района Ростовской области N 714 от 21.07.2009 и N 780 от 05.08.2009 было зарегистрировано право собственности муниципального образования "Азовский район" на данные земельные участки.
По данным Территориального управления Росимущества в Ростовской области на данных земельных участках имеются объекты недвижимого имущества, раннее закрепленные на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Взморье", а в настоящее время переданные на баланс ФГУП "АзНИИРХ": более 10 гидросооружений (контурная дамба водоемов НВХ, сбросная сеть водоемов НВХ N N 1,2, коллектор, водозаборный ковш и др.) и около 20 прудов (выростных, нерестовых и зимовальных), имеющих гидравлические связи с проточными водными объектами - реками Узяк и Дон.
Администрация, не соглашаясь с доводами истца, указывает, что земельный участок площадью 740 га не использовался ФГУП рыбоводный завод "Взморье", в связи с чем ещё в 2000 году был изъят у предприятия и включён в состав земель запаса. В связи с этим, в последующем администрация правомерно сформировала, в том числе за счёт данной площади земель, спорные земельные участки. Однако соответствующие распорядительные акты администрации в отношении земельного участка площадью 740 га в материалы дела также не представлены.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что право постоянного (бессрочного) пользования могло прекращаться исключительно по основаниям и в порядке, закреплёнными нормами земельного законодательства, действующими в соответствующий период.
Суд неоднократно предлагал администрации представить доказательства наличия оснований для прекращения у государственного предприятия права пользования землями, возникшего в результате издания Исполкомом Азовского района Совета депутатов трудящихся Ростовской области решение N 248 от 21.05.1958. Однако такие документы в материалы дела представлены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, одним из которых является признание права. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
В пунктах 58 и 59 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено следующее. Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Федеральным законом Российской Федерации N 53-ФЗ от 17.04.2006 (вступил в действие до момента государственной регистрации права собственности муниципального образования на спорные земельные участки) положения Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнены статьёй 3.1, пунктами 1, 3 которой установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Одним из правовых оснований заявленного иска выступало утверждение ТУ ФАУГИ в РО о том, что спорные земельные участки были сформированы за счёт территории земель, ранее предоставленных правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", на данных участках располагается имущество, принадлежащее Российской Федерации, в том числе закреплённое за государственным предприятием.
В материалы дела был представлен акт комиссионного осмотра спорных земельных участков от 17.10.2014 (т. 3 л.д. 26-109), согласно которому:
- на земельном участке с кадастровым номером 61:01:0600004:331 располагаются гидротехнические сооружения, внесённые в реестр федеральной собственности; имеющиеся подводящие и магистральные каналы заполнены водой; наблюдается устойчивая гидравлическая связь водоёмов НВХ N N 1, 2, 3 с поверхностными проточными ввозными объёктами р. Узяк и р. Дон. Гидротехнические сооружения находятся во владении и пользовании ФГУП "АзНИИРХ";
- на земельных участках с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335, 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339 наличие имущества, находящегося в собственности Российской Федерации либо во владении ФГУП "АзНИИРХ" не выявлено (в том числе непосредственно на участках отсутствуют какие-либо водные объекты, гидротехнические сооружения и т.д.). В актах имеется указание на то, что участки визуально граничат с рекам Узяк и Дон, в связи с чем в их состав включена береговая полоса рек (20 метров).
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело и признавая за Российской Федерацией право собственности на все 8 спорных земельных участка, не исследовал вопрос о границах земельного участка, изначально закреплённого за правопредшественником ФГУП "АзНИИРХ".
Устраняя данный недочёт суда первой инстанции, определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 по делу назначено проведение судебной экспертизы, в ходе которой эксперту поручено:
1) с учётом представленных в материалы судебного дела N А53-1940/2015 документов, в том числе контурных планов (том 4 материалов дела) описать границы и определить площадь земельного участка, предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ" для размещения Узякского рыбоводного хозяйства;
2) с учётом полученных сведений о границах и площади земельного участка предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ" для размещения Узякского рыбоводного хозяйства определить, пересекают ли он (его границы) границы следующих земельных участков:
- земельного участка площадью 8 212 617 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:331, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с юга с ФГУП "Взморье";
- земельного участка площадью 1 587 438 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:332, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с запада с х. Узяк;
- земельного участка площадью 144 448 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:333, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с газопроводом, с востока с нефтепроводом;
- земельного участка площадью 123 724 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:334, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с юга с р. Узяк;
- земельного участка площадью 58 798 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:335, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с р. Узяк;
- земельного участка площадью 36 338 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:336, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с газопроводом, с востока с нефтепроводом;
- земельного участка площадью 164 000 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:337, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с севера с терминальным комплексом СУГ и нефтепродуктов;
- земельного участка площадью 13 481 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:339, расположенного по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с востока с канализационным коллектором. Если границы земельных участков пересекаются, то указать местоположение (координаты) и площадь пересечения границ в отношении каждого земельного участка".
Проведение судебной экспертизы поручено эксперту Ростовского филиала открытого акционерного общества "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съёмок имени П.Р. Поповича" (ОАО "Госземкадастрсъёмка" - ВИСХАГИ) Радаеву А.П.
По итогам проведения судебной экспертизы в адрес суда апелляционной инстанции поступило заключение от 25.11.2015, из содержания которого, с учётом дополнительных письменных пояснений эксперта N 01/111 от 02.03.2016 и N 01/136 от 25.03.2016, полученных на запросы суда, пояснений эксперта, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции от 14.03.2016, следует, что:
- действительная площадь земельного участка, предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", составляет 11 269 906 кв.м.;
- границы земельного участка, предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", частично пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:331, площадь пересечения составляет 7 209 510 кв.м.;
- границы земельного участка, предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", не пересекаются с границами земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335, 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339;
- земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600004:331, 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335 частично располагаются в зонах с особыми условиями использования - охранные зоны, прибрежная защитная полоса и береговая полоса реки Дон и реки Узяк.
С учётом выводов судебной экспертизы и принимая во внимание тот факт, что границы земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:331 фактически полностью были сформированы за счёт территории земельного участка, предоставленного правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", при отсутствии у администрации доказательств наличия оснований для прекращения прав государственного предприятия на использование земельного участка на дату издания Федерального закона Российской Федерации N 53-ФЗ от 17.04.2006, в судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик признал иск в части требований Российской Федерации о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331.
Согласно частям 3, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично.
Арбитражный суд не принимает признание ответчиком иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Суд апелляционной инстанции считает возможным принять признание иска администрацией в части требования о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331.
Как указывалось ранее, в настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331 зарегистрировано за муниципальным образованием Азовский район. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у муниципалитета правовых оснований для разграничения прав в отношении данного земельного участка и отнесения его к собственности муниципалитета.
Заключением судебной экспертизы подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331 практически полностью сформирован за счёт территории земель, предоставленных правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", доказательства возникновения оснований для прекращения у государственного предприятия правомочий на использование ранее закреплённых за ним земель в материалы дела не представлены. Суд апелляционной инстанции отмечает, что выделение части земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:331, которая представляет собой часть земельного участка, предоставленного ФГУП "АзНИИРХ", в самостоятельный земельный участок является не целесообразным, т.к. фактически территория земельного участка с кадастровым номером 61:01:0600004:331 будет разделена как минимум на 6 самостоятельных земельных участков, площадь которых будет недостаточной для их нормального использования по целевому назначению. На самом земельном участке располагается имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (гидротехнические сооружения, используемые ФГУП "АзНИИРХ" в своей хозяйственной деятельности).
Частичное признание иска администрацией не нарушает права и законные интересы третьих лиц.
При таких обстоятельствах, в силу положений абзацев 2, 3 пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001, земельный участок с кадастровым номером 61:01:0600004:331 является собственностью Российской Федерации.
Относя иные спорные земельные участки к федеральному уровню собственности, суд первой инстанции указал, что на них, в том числе располагаются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно заключению судебного эксперта земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339 не граничат с рекой Узяк и рекой Дон. Данные земельные участки также не были сформированы за счёт территории земель, предоставленных правопредшественнику ФГУП "АзНИИРХ", на данных участках отсутствует имущество, находящееся в собственности Российской Федерации.
В нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ТУ ФАУГИ в РО не представило доказательства того, что в силу определённой нормы действующего законодательства данные земельные участки были разграничены между уровнями публичной собственности и подлежат отнесению к собственности Российской Федерации.
Экспертом было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335 частично располагаются в зонах с особыми условиями использования - охранные зоны, прибрежная защитная полоса и береговая полоса реки Дон и реки Узяк.
Вместе с тем, данное обстоятельство не позволяет отнести спорные участки к федеральному уровню собственности по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации реки относятся к поверхностным водным объектам, состоящим из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии (часть 3 статьи 5 Водного кодекса). Порядок определения береговой линии (границы водного объекта) описан в части 4 статьи 5 Водного кодекса.
Согласно правилу, закрепленному в части 1 статьи 8 Водного кодекса, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.
Земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах (то есть внутри береговой линии), а также земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, относятся к землям водного фонда. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков (пункты 1 и 2 статьи 102 Земельного кодекса).
В то же время земли, расположенные за береговой линией и не занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах, могут относиться к землям любой иной категории, кроме земель водного фонда.
Следовательно, законодатель разделил правовой режим земель, занятых поверхностными водными объектами, и земель (территорий), примыкающих к поверхностным водным объектам по береговой линии.
Частью 1 статьи 65 Водного кодекса предусмотрено, что территории, которые примыкают к береговой линии поверхностных водных объектов, являются водоохранными зонами. На указанных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Правовой режим водоохранных зон не является однородным. В границах водоохранных зон выделяют береговую полосу (часть 6 статьи 6 Водного кодекса) и прибрежные защитные полосы (часть 2 статьи 65 Водного кодекса), на территории которых действует больший перечень публично-правовых запретов и ограничений.
Вместе с тем в силу норм Водного кодекса (часть 2 статьи 2, часть 1 статьи 4) водное законодательство регулирует водные отношения - правоотношения по использованию и охране водных объектов. Положения действующего водного законодательства не содержат каких-либо норм об отнесении земельных участков, относящихся к водоохранной зоне федеральных водных объектов, к собственности публично-правовых образований. Отнесение земельного участка к водоохранной зоне само по себе не означает, что у собственника водного объекта возникает право собственности на такой участок.
Отношения по использованию и охране земель регулируются не водным, а земельным законодательством (пункт 1 статьи 3 Земельного кодекса). При этом в пункте 3 статьи 3 Земельного кодекса закреплен приоритет норм земельного законодательства как специального закона перед гражданским законодательством в регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 08.06.2006) водоохранные зоны рек и водоемов были отнесены к землям природоохранного назначения. Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" указанный подпункт был признан утратившим силу.
В то же время на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса к землям природоохранного назначения относятся иные земли, выполняющие природоохранные функции.
Земли природоохранного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий (подпункт 2 пункта 2 статьи 94 Земельного кодекса).
Пунктом 4 статьи 97 Земельного кодекса установлено, что в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Следовательно, нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий не влияет на принадлежность земельного участка, но устанавливает публично-правовые ограничения по использованию такого участка.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса (в редакции Федерального закона N 53-ФЗ от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
Как указывалось ранее, критерии разграничения государственной собственности на землю установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ). Нахождение земельного участка в границах особо охраняемых территорий в качестве критерия разграничения публичной собственности в названной статье Закона не упомянуто.
С учетом приведенных норм, нахождение земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335 в водоохранных зонах (территории со специальным режимом использования и охраны природных ресурсов) федеральных водных объектов (реки Дон и реки Узяк) само по себе не свидетельствует о принадлежности таких участков Российской Федерации. Уровень публичной собственности в отношении земельных участков определяется на основании критериев, закрепленных в статьях 17 - 19 Земельного кодекса, а также в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2015 по делу N А32-6846/2014, от 05.12.201 по делу N А32-16978/2014).
Поскольку выше указанные участки не отнесены действующим водным и земельным законодательством к федеральной собственности, требование о признании на участки права собственности Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия оснований для разграничения права публичной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335, 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339.
Данное обстоятельство свидетельствует о неправомерности государственной регистрации права собственности на выше указанные земельные участки за муниципальным образованием Азовский район (действующее законодательство не предусматривает возможность посредством издания исполнительными органами муниципалитета ненормативных правовых актов (постановлений, распоряжений и т.д.) относить неразграниченные публичные земли к собственности муниципалитета), хотя именно муниципалитет сохранял за собой право распоряжаться неразграниченными землями. С другой стороны, у суда не имеется оснований для констатации факт возникновения права собственности Российской Федерации на неразграниченные публичные земли, что исключает возможность удовлетворения иска ТУ ФАУГИ в РО в отношении указанных земельных участков.
Одновременно с этим, суд апелляционной инстанции отмечает, что в рамках настоящего дела ТУ ФАУГИ в РО не заявляло требований об отнесении земельных участков с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335, 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339 к категории неразграниченных по уровням публичной собственности земель и об аннулировании зарегистрированного права собственности муниципального образования Азовский район на данные земельные участки.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части признания права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 61:01:0600004:332, 61:01:0600004:333, 61:01:0600004:334, 61:01:0600004:335, 61:01:0600004:336, 61:01:0600004:337, 61:01:0600004:339 надлежит отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в данной части надлежит принять новый судебный акт от отказе в удовлетворении иска ТУ ФАУГИ в РО.
Истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины. Ввиду того, что администрация заявила ходатайство об отнесении судебных расходов по оплате стоимости судебной экспертизы на неё, суд апелляционной инстанции не распределяет данные судебные расходы между сторонами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26 мая 2015 года по делу N А53-1940/2015 отменить в части, резолютивную часть решения изложить в новой редакции:
"Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 8 212 617 кв.м. с кадастровым номером 61:01:0600004:331, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, Кагальницкое сельское поселение, граничит с юга с ФГУП "Взморье".
В удовлетворении остальной части иска отказать".
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1940/2015
Истец: Территориальное управление Росимущества в Ростовской области, Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
Ответчик: Администрация Азовского района Ростовской области
Третье лицо: ФГУП "АЗОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА", ОАО "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок имени П. Р.Поповича", Руководителю Ростовского филиала ОАО "Госземкадастрсъемка"-ВИСХАГИ, ФАУГИ
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-543/17
03.11.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7571/16
10.07.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10583/15
26.05.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-1940/15