Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А74-11761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (Министерства финансов Республики Хакасия): Свинаренко В.В., представителя на основании доверенности от 16.12.2015 N 27-д, паспорта;
Голощапова Д.В., представителя на основании доверенности от 16.12.2015 N 33-д, паспорт;
от ответчика (Управления федерального казначейства по Республике Хакасия): Шандаковой Н.А., представителя на основании доверенности от 17.05.2016 N 4, служебного удостоверения; Ульчугачевой Н.В., представителя на основании доверенности от 26.05.2016 N 80-12-05/2, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "30" марта 2016 года по делу N А74-11761/2015, принятое судьей Бова Л.В.,
установил:
Министерство финансов Республики Хакасия (ИНН 1901019947, ОГРН 1021900521785) (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия (ИНН 1901063424, ОГРН 1041901008588) (далее - ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия) о признании недействительным представления от 30.09.2015 N 64.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 марта 2016 года по делу N А74-11761/2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе заявитель указывает на следующие обстоятельства:
- Министерством не нарушались требования бюджетного законодательства, денежные средства, поступившие из фонда обязательного медицинского страхования, были использованы на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения;
- в силу положений статьей 41, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является собственным доходом бюджета Российской Федерации (Республики Хакасия); в бюджет Республики Хакасия средства федерального фонда обязательного медицинского страхования поступили как иные межбюджетные трансферты; следовательно, Министерство, как орган государственной власти, вправе самостоятельно определять направление расходования средств иного межбюджетного трансферта;
- финансовый орган субъекта Российской Федерации должен обеспечить организацию процесса исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющую обеспечить ликвидность средств бюджета, в целях исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- Министерством был возвращен остаток межбюджетного трансферта, не использованный по состоянию на 01 января текущего финансового года остаток целевых средств был возвращен в первые 15 рабочих дней заявкой на возврат от 28.01.2015 N 1;
- Министерство не принимало на себя никаких обязательств, поскольку не является стороной соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта;
- в данном случае ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия квалифицировал действия Министерства как нарушения, которое не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно в неправомерном использовании средств фонда;
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия может вменить Министерству либо нецелевое использование бюджетных средств либо нарушение условий предоставления трансфертов;
- суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что Министерство не обеспечило выполнение задач и достижение целей (значений показателей результативности), установленных при предоставлении целевых средств.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.07.2016 (резолютивная часть определения объявлена 05.07.2016) произведена замена ответчика по делу N А74-11761/2015 - ТУ Росфиннадзор в Республике Хакасия на правопреемника - Управление федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - Управление, ответчик).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представители Управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия на основании обращения Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Хакасия от 22.05.2015 N 777809 (т.1 л.д.99) и в соответствии с приказом от 29.06.2015 N 119 и удостоверением N 119 (т.1 л.д.97, 98) проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Министерством бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в части предоставленных в республиканский бюджет Республики Хакасия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра, за период с 01.01.2014 по 30.06.2015.
11.08.2015 по результатам проверки ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия составлен акт N 119, в котором, в том числе, получили отражение нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (т.1 л.д.15-35). Акт получен Министерством 17.08.2015.
30.09.2015 руководителем ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия Министерству направлено представление N 64 (т.1 л.д.13-14), в резолютивной части которого содержится требование о рассмотрении Министерством информации об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства и принятии мер по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий данных нарушений в срок не позднее 30 дней с даты получения представления, и информировании управления о результатах исполнения в срок не позднее 3-х рабочих дней с даты исполнения представления.
В пункте 1 представления указано на неправомерное использование средств Фонда сумму 2 217 113 815 рублей 40 копеек (с. 8-11 акта проверки N 119).
В пункте 2 представления указано на несоблюдение Министерством условия получения средств Фонда, выразившееся в необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на сумму 1 817 709 000 рублей (с. 5-7 акта N 119 акта проверки N 119).
Представление получено Министерством 05.10.2015 (почтовое уведомление о вручении N 65501791314651).
Министерство письмом от 28.10.2015 N 10/2305-1-13 проинформировало ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия о том, что представление им рассмотрено, с нарушениями Министерство не согласилось.
Не согласившись с представлением от 30.09.2015 N 64, Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учётом положений статьи 269.2, частей 1, 2 и 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в рассматриваемый период), пункта 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, пунктов 5.1, 5.1.1, 5.14.1, 5.14.7 Положения о территориальных органах Росфиннадзора, утверждённого приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, пунктов 48, 68 Правил осуществления Росфиннадзором полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проверка проведена и оспариваемое представление вынесено уполномоченным органом в пределах предоставленных компетенции.
Соблюдение ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия процедуры проведения проверки и вынесения оспариваемого представления установлено судом первой инстанции и заявителем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление вынесено ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия с соблюдением требований закона и не нарушает права и законные интересы Министерства.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия сделан вывод о нарушении министерством статей 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ), пункта 2 Правил финансового обеспечения в 2011 -2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счёт средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 (далее - Правила N 85), что выразилось в неправомерном использовании средств Фонда на сумму 2 217 113 815 рублей 40 копеек (с. 8-11 акта проверки N 119). Указанное подтверждается платёжными поручениями от 07.02.2014 N 128, от 30.10.2014 N 563 (т.3 л.д.18, 19), ведомостью по движению свободного остатка средств бюджета (ф. 0531819) за 31.12.2014, отчётом Фонда об использовании средств на цели по реализации региональной программы модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 01.01.2015 (т.3 л.д.20-22), балансом исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (ф. 0503320) на 01.01.2015 (т.1 л.д.39-47).
В силу статьи 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.
Из положений частей 1, 3 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ следует, что в 2013 - 2016 годах осуществляется реализация программ в целях укрепления материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров.
Предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий (часть 6 указанной статьи).
В части 2 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ определены источники финансирования федеральной программы, в том числе за счёт средств Фонда.
Остаток межбюджетного трансферта может быть использован в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных средствах в соответствии с решением Фонда (часть 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ).
Согласно части 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 85 утверждены в соответствии с частью 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, закрепляющей, помимо прочего, обязанность расходования предоставленных средств в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 85 субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Из указанных выше правовых норм в совокупности следует, что средства субсидий должны быть использованы на определённые цели, а именно на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого представления, Министерству вменяется неправомерное использование средств субсидии, имеющих целевое назначение, в сумме 2 217 113 815 рублей 40 копеек на исполнение текущих расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения субсидии.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 N 161 утверждена региональная программа "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2016 годы"), которая включает подпрограмму "Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане".
В соответствии с Перечнем подпрограммных мероприятий (таблица 4) объём финансирования запланирован на 2014 год в сумме 2 284 116 700 рублей, в том числе субсидии Фонда - 2 254 116 700 рублей, средства бюджета Республики Хакасия - 30 000 000 рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2013 N 1873-р на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения Республике Хакасия из бюджета Фонда распределены субсидии в сумме 2 254 116 700 рублей.
30.01.2014 между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и Правительством Республики Хакасия заключено Соглашение о финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра) (далее - Соглашение, т.1 л.д.68-74) на условиях софинансирования.
По условиям соглашения общая сумма средств на строительство перинатального центра составляет 3 509 116 700 рублей, в том числе за счёт средств республиканского бюджета - 1 255 000 000 рублей (35,8 %), за счёт средств Фонда - 2 254 116 700 рублей (64,2 %), срок исполнения мероприятия - 01.09.2016.
В силу пункта 4.1 Соглашения Правительство Республики Хакасия обеспечивает финансовое обеспечение расходных обязательств на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2014-2016 годах в размере 3 509 116 700 рублей, в том числе в 2014 году субсидии Фонда - 2 254 116 700 рублей, средства бюджета Республики Хакасия - 30 000 000 рублей.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.02.2014 N 44 уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия по строительству перинатального центра определено Министерство регионального развития Республики Хакасия.
Во исполнение Соглашения из бюджета Фонда в республиканский бюджет платёжным поручением от 07.02.2014 N 128 поступили денежные средства в сумме 1 127 058 700 рублей, платёжным поручением от 30.10.2014 N 563 - денежные средства в сумме 1 127 058 000 рублей (т.3 л.д.18, 19).
Министерству регионального развития Республики Хакасия (главный распорядитель бюджетных средств по осуществлению расходов на строительство перинатального центра) Министерством доведены бюджетные ассигнования в размере 2 254 117 000 рублей: уведомлениями о бюджетных ассигнованиях от 08.04.2014 N 189 в сумме 1 127 059 000 рублей, от 14.07.2014 N 26 в сумме 1 127 058 000 рублей. Лимиты бюджетных обязательств доведены в указанной сумме расходными расписаниями от 08.04.2014 N 11, от 04.06.2014 N 44, от 10.06.2014 N 1, от 10.06.2014 N 19, от 11.06.2014 N 1, от 18.06.2014 N 3, от 25.06.2014 N 19, от 30.06.2014 N 4, от 02.07.2014 N 2, от 04.07.2014 N 6, от 16.07.2014 N 4.
Согласно Закону Республики Хакасия от 12.05.2015 N 43-ЗРХ "Об исполнении республиканского бюджета Республики Хакасия за 2014 год" (приложение N 1) доходы республиканского бюджета за счёт средств Фонда в 2014 году составили 2 254 117 000 рублей. При этом фактические расходы на строительство перинатального центра с учётом расходов на присоединение к коммуникационным системам и ведение авторского надзора составили 66 057 000 рублей, в том числе за счёт средств Фонда - 37 003 000 рублей, за счёт средств бюджета Республики Хакасия - 29 054 000 рублей (приложение N 3 к названному Закону Республики Хакасия, т.3 л.д.13).
Таким образом, фактический объём расходов, произведённых в 2014 году за счёт средств Фонда, составил 1,65 % от суммы полученных средств. Средства Фонда в сумме 2 217 113 815 рублей 40 копеек по состоянию на 01.01.2015 использованы на строительство перинатального центра не были.
По данным Баланса исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации ф. 0503320 на 01.01.2015, Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета ф. 0531819 за 31.12.2014 остаток средств на едином счёте бюджета Республики Хакасия на 01.01.2015 составлял 164 622 449 рублей 17 копеек (т.1 л.д.42), что значительно меньше остатка межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра (2 217 113 815 рублей 40 копеек).
Кроме того, по данным Отчёта об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации ф. 0503324 на 01.01.2015 остаток межбюджетных трансфертов из федерального бюджета должен составлять в общей сумме 1 225 282 664 рубля 85 копеек (т.3 л.д.38,57).
Из указанных документов следует, что в течение финансового года межбюджетные трансферты на строительство перинатального центра использованы Министерством на исполнение расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения субсидии.
В статье 95 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, к которым субсидии не отнесены, следовательно, направление средств субсидии на оплату расходных обязательств Республики Хакасия при недостаточности средств республиканского бюджета является нарушением данной нормы.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Министерством до окончания финансового 2014 года не было обеспечено выполнение задач и достижение целей (значений показателей результативности), установленных при предоставлении целевых средств, определённых указанными выше нормативными правовыми актами и Соглашением на сумму 2 217 113 815 рублей 40 копеек. В результате действий Министерства по организации исполнения бюджета допущено неправомерное использование средств субсидии, имеющих целевое назначение, в указанной сумме на исполнение расходных обязательств, не связанных с целями получения субсидии.
Полномочия заказчика по строительству перинатального центра переданы подведомственному Министерству регионального развития Республики Хакасия Государственному казённому учреждению Республики Хакасия "Управление капитального строительства" (далее - ГКУ РХ "УКС"). ГКУ РХ "УКС" в 2014 году оплачены работы на сумму 37 002 884 рубля 86 копеек.
Согласно данным сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, карточки счёта 302.31 по контрагенту ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой" за 2014 год по состоянию на 01.01.2015 по средствам субсидии на строительство перинатального центра числилась кредиторская задолженность в сумме 21 881 469 рублей 24 копейки. Заявка Министерства регионального развития Республики Хакасия от 15.12.2014 N 5979 на сумму 21 881 469 рублей 24 копейки Министерством не профинансирована при наличии соответствующего остатка средств, что также свидетельствует о том, что Министерством не обеспечено выполнение задач и достижение целей предоставления субсидии.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции о нарушении Министерством положений статьи 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 2 Правил N 85, что выразилось в неправомерном (не в соответствии с установленным нормами права порядком) использовании средств Фонда.
Довод заявителя о несопоставимости использованных ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия, не принимаются апелляционным судом, поскольку материалами дела подтверждается фактическое отсутствие средств субсидии в бюджете в полном объеме по состоянию на 01.01.2015. Данное обстоятельство Министерством документально не опровергнуто.
В части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что не использованные на 01.01.2015 остатки межбюджетных трансфертов, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации в первые 15 рабочих дней 2015 года.
Вместе с тем, документально подтвержденный довод заявителя о том, что не использованный остаток целевых средств Фонда возвращен, не влияет на правильность вывода ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия о допущенном министерством нарушении.
Доводы заявителя о том, что в силу положений статей 41, 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является собственным доходом бюджета субъекта Российской Федерации, являются обоснованными. Однако, как обоснованно указывает ответчик, названное обстоятельство с учетом положений абзаца 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не дает органам государственной власти права самостоятельно определять формы и направления расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, несмотря на то, что субсидия является собственным доходом республиканского бюджета, распоряжаться ею по собственному усмотрению Республика Хакасия не может.
Довод заявителя о допущенных ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия нарушениях положений приказа Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437 не нашёл подтверждения в ходе рассмотрения дела. Названным приказом утверждены формы и требования к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере. Приложением N 10 к упомянутому приказу установлена форма представления, выносимого в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой представление должно содержать сведения о выявленных в ходе контрольных мероприятий нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств.
Как следует из пункта 1 оспариваемого представления, Министерству вменено нарушение положений статьи 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частей 2, 10 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 2 Правил N 85.
Нарушение заявителем указанных выше правовых норм подтверждено материалами дела. Оспариваемое представление подписано уполномоченным лицом, форма представления соответствует приложению N 10 к приказу Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437.
По своему содержанию пункт 1 оспариваемого представления соответствует обстоятельствам и выводам, содержащимся в акте проверки, является исполнимым с точки зрения устранения причин и условий нарушения, в нём отражены сведения о выявленных управлением нарушениях бюджетного законодательства, указаны нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств.
С учётом изложенного, довод заявителя со ссылкой на приказ Росфиннадзора от 20.11.2014 N 437 подлежит отклонению.
Ссылка Министерства на то, что в ходе встречной проверки в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия по теме "Проверка документов, являющихся основанием для расходования средств межбюджетных трансфертов на строительство перинатального центра и оформленных по результатам их освоения" нарушении не установлено, не имеет значения для рассматриваемого дела, поскольку отсутствие нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации в деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия не свидетельствует об отсутствии таких нарушений заявителем.
Доводы заявителя о том, что им было обеспечено выполнение задач и достижение целей (значение показателей результативности), в том числе снижена материнская и младенческая смертность, увеличена выживаемость детей и т.п. (при этом на момент рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции перинатальный центр в г. Абакане еще не построен и не функционирует), не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия не вменяет Министерству нерезультативное использование средств субсидии. Из оспариваемого представления следует, что Министерством не обеспечено выполнение задач и достижение целей предоставления субсидии, поскольку в ходе проверки было установлено, что средства межбюджетного трансферта не были направлены на строительство перинатального центра, даже при наличии кредиторской задолженности перед подрядчиком за выполненные работы. Вместе с тем, данные денежные средства отсутствовали на лицевом счете Министерства. Согласно пояснениям ответчика, которые не опровергнуты заявителем, фактически перинатальный центр в г. Абакане строится за счет собственных средств подрядчика, в связи с чем достижение каких-либо целевых показателей программы не влияет на существо нарушения в части использования средств межбюджетного трансферта.
Кроме того, Управление также указывает на то, что согласно разделу 6 подпрограммы "Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане" региональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 N 161, после ввода в эксплуатацию республиканского перинатального центра планируется достичь следующих результатов: отсутствие случаев материнской смертности в 2016 - 2018 годах; снижение младенческой смертности - до 8,2 случая на 1000 родившихся живыми в 2016 году и до 7.6 случая на 1000 родившихся живыми в 2018 году; снижение ранней неонатальной смертности - до 2,3 случая на 1000 родившихся живыми в 2016 году и до 2,0 случая на 1000 родившихся живыми в 2018 году; увеличение доли женщин с преждевременными родами, родоразрешенных в перинатальных центрах, в общем количестве женщин с преждевременными родами - до 65% в 2016 году и до 75% в 2018 году; увеличение выживаемости детей, имевших при рождении очень низкую и экстремально низкую массу тела, в акушерском стационаре - до 75% в 2016 году и до 75,6% в 2018 году.
Приказом Минздрава России от 20.12.2013 N 965н установлена форма Отчета о реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации, согласно которому непосредственно по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра в перинатальном центре указываются такие показатели как сроки работ, а также сведения о количестве медицинскою оборудования в перинатальном центре.
Показатели, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, поименованы как показатели совершенствования оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденным, то есть мероприятий по модернизации здравоохранения, в том числе иных, не связанных со строительством перинатального центра.
Оспаривая законность представления от 30.09.2015 N 63, заявитель ссылается на его выдачу ненадлежащему лицу, поскольку Министерство не является стороной соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Суд апелляционной инстанции находит указанный довод заявителя необоснованным, по следующим основаниям.
Пункт 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве одного из объектов государственного финансового контроля называет финансовые органы (главные распорядители (распорядители) и получатели средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) в части соблюдения ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Из положений статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что представление является мерой реагирования на установленное в ходе государственного финансового контроля нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля.
Как указывалось выше, ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия в ходе контрольного мероприятия было установлено, что в результате действий Министерства по организации исполнения бюджета допущено неправомерное использование средств субсидии, имеющих целевое назначение, в сумме 2 217 113 815 рублей 14 копеек на исполнение текущих расходных обязательств Республики Хакасия, не связанных с целями получения межбюджетного трансферта.
Согласно пункту 2 статьи 154, абзацу 2 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации организация исполнения бюджета субъекта Российской Федерации возлагается на соответствующий финансовый орган субъекта Российской Федерации и является его бюджетным полномочием. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовые органы - это Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Согласно Положению о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденному постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151, Министерство является республиканским органом исполнительной власти и обладает статусом финансового органа, обеспечивающим формирование и реатизацию бюджетной, финансовой и кредитной политики Республики Хакасия, исполнительно-распорядительные функции по управлению республиканскими государственными финансами, осуществляющим координацию деятельности в этих сферах иных органов исполнительной власти республики (пункт 1).
Минфин Хакасии осуществляет следующие полномочия в области финансов: осуществляет участие в подготовке и финансировании государственных программ Республики Хакасия (4.3.14), составление сводной бюджетной росписи (4.3.21), иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия (4.3.44), организует исполнение республиканского бюджета Республики Хакасия (4.4.1), ведет сводную бюджетную роспись республиканского бюджета Республики Хакасия (4.5.1).
Согласно приведенным нормам права Министерство является органом, который осуществляет функции по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансирование расходных обязательств Республики Хакасии, В том числе в отношении суммы нарушения предусмотрено Законом Республики Хакасия от 25.12.2013 N 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Следовательно, исполнение условий Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов, которыми было предусмотрено обязательство Республики Хакасия на финансирование со стороны республиканского бюджета предполагало непосредственное участие Министерства.
Нарушение, установленное ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия по результатам поверки, вменено Министерству как органу, непосредственно вовлеченному в процесс исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
С учетом изложенного довод заявителя о том, что он не принимал на себя никаких обязательств, подлежит отклонению как необоснованный.
При таких фактических и правовых обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 1 оспариваемого представления вынесен в соответствии с требованиями закона и не нарушает права и законные интересы Министерства.
ТУ Росфиннадзора в Республике Хакасия также сделан вывод о нарушении Министерством статьи 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения от 30.01.2014 "О финансовом обеспечении региональной программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия (в части мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатального центра)", заключённого между Правительством Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, что выразилось в необеспечении финансирования расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, на сумму 1 817 709 000 рублей (с. 5-7 акта проверки N 119), что подтверждается сводной бюджетной росписью республиканского бюджета.
Как указывалось выше, в силу части 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях финансового обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации заключаются соглашения высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Федеральным фондом в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 2 Правил N 85 определено, что субсидии предоставляются из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Фонда на 2011- 2016 годы, и в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Фондом и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе при условии наличия предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение региональной программы модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации, в том числе мероприятий по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию перинатальных центров (подпункт "б" пункта 3 Правил N 85).
Как было указано выше, Региональная программа "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утверждённая постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 N 161, включает подпрограмму "Строительство и ввод в эксплуатацию перинатального центра на 150 коек в г. Абакане".
В разделе 4 подпрограммы установлен перечень подпрограммных мероприятий, который включает объёмы финансирования по годам и источникам финансирования.
Согласно данному перечню мероприятий средства субсидии в сумме 2 254 116 700 рублей (то есть в полном объёме) предоставляются на финансирование мероприятий, осуществляемых в 2014 году. В 2015-2016 годах финансирование мероприятий за счёт средств Фонда не предусмотрено.
В силу пункта 4.1 Соглашения субъект Российской Федерации обеспечивает финансовое обеспечение расходных обязательств на мероприятия программы модернизации по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения в части проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию перинатального центра в 2014-2016 годах в размере 3 509 116 700 рублей, из них за счёт субсидии Фонда в размере, установленном в пункте 3.1 Соглашения - 2 254 116 700 рублей, за счёт средств бюджета Республики Хакасия: 30 000 000 рублей в 2014 году, 625 000 рублей - в 2015 году, 600 000 рублей - в 2016 году.
Материалами дела подтверждается, что средства субсидии поступили в бюджет Республики Хакасия в полном объеме (2 254 117 000 рублей), отражены в доходной части закона о бюджете на 2014 год.
Законом Республики Хакасия от 01.12.2014 N 98-ЗРХ в Ведомственную структуру расходов республиканского бюджета Республики Хакасия на 2014 год (приложение N 8) закона Республики Хакасия от 25.12.2013 N 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" внесены изменения, в результате которых утверждённые расходы на строительство перинатального центра в 2014 году уменьшены на 1 817 709 000 рублей и составили в общей сумме 466 408 000 рублей, в том числе по КБК 84009015035230000 в сумме 436 408 000 рублей (средства Фонда); по КБК 84009015036111000 в сумме 30 000 000 рублей (средства республиканского бюджета).
В соответствии с внесёнными изменениями, расходы на строительство перинатального центра за счёт средств Фонда в сумме 1817 709 000 рублей перенесены на 2015 год.
Данные о внесении изменений в 2014 году в Соглашение в части уменьшения размера финансового обеспечения расходных обязательств на строительство перинатального центра отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4.7 Соглашения в случае внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в части финансового обеспечения Программы модернизации, Правительство Республики Хакасия обеспечивает представление в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Фонд сведений о внесённых изменениях в 10-дневный срок со дня его принятия.
Согласно информации, предоставленной Фондом (исх. от 28.07.2015 N 4547/26-1) и Министерством здравоохранения Российской Федерации (исх. от 29.08.2015 N 15-4/10/2-4261), сведения о внесении изменений в бюджет Республики Хакасия в части уменьшения средств Фонда на 1 817 709 000 рублей Правительством Республики Хакасия не предоставлялись.
Таким образом, Правительством Республики Хакасия в 2014 году не обеспечено финансовое обеспечение расходных обязательств на строительство перинатального центра за счёт средств Фонда в сумме 1 817 709 000 рублей, тем самым не соблюдено условие предоставления средств Фонда, установленное подпунктом "б" пункта 3 Правил N 85, пунктом 4.1 Соглашения.
Из средств Фонда, предоставленных Республике Хакасия на 2014 год в сумме 2 254 116 700 рублей, в законе Республики Хакасия от 25.12.2013 N 118-ЗРХ предусмотрены бюджетные ассигнования за счёт средств Фонда в сумме 436 408 000 рублей, при этом оставшаяся часть субсидии в размере 1 817 709 000 рублей, как следует из Ведомости по движению свободного остатка средств бюджета ф. 0531819, на едином счёте республиканского бюджета по состоянию на 01.01.2015 отсутствовала.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о нарушении Министерством как финансовым органом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при исполнении республиканского бюджета.
С учётом изложенного, довод заявителя о том, что Республикой Хакасия предусмотрены средства субсидии на плановый период 2015 года, подлежит отклонению.
Ссылка заявителя на то, что пунктом 4.1 Соглашения предусмотрено трёхлетнее финансирование мероприятий подпрограммы, также подлежит отклонению, поскольку на три года распределено финансирование мероприятий, осуществляемых за счёт средств республиканского бюджета, что соответствует положениям региональной программы, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2011 N 161 (раздел 4 подпрограммы).
Положениями нормативных правовых актов, являющихся основанием предоставления субсидии, а также условиями Соглашения определено, что средства субсидии предоставляются исключительно на финансирование мероприятий региональной программы, предусмотренных на 2014 год. Финансирование мероприятий 2015-2016 за счёт средств Фонда не предусмотрено, финансирование в плановом периоде 2015-2016 годов установлено за счёт средств республиканского бюджета.
Материалами дела подтверждается, что средства субсидии поступили в республиканский бюджет в полном объёме в 2014 году, отражены в полном объёме в 2014 году в доходной части закона Республики Хакасия от 25.12.2013 N 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
В статье 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип сбалансированности бюджета, который означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов.
Следовательно, доходы, поступившие в 2014 году на реализацию мероприятий рассматриваемой подпрограммы, должны соответствовать объёму соответствующих расходов на указанный финансовый год.
Довод заявителя о том, что при формировании бюджета на 2014 год принцип его сбалансированности соблюден, подлежит отклонению, поскольку Министерство указывает на общее соответствие доходной и расходной частей бюджета, тогда как вменяемое заявителю нарушение связано с отсутствием сбалансированности бюджета применительно к конкретной сумме целевых поступлений, которая определена в составе доходов и должна в полном объеме присутствовать в составе расходов.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем не соблюдено условие получения средства Фонда, не обеспечено финансирование расходных обязательств, связанных со строительством перинатального центра, тем самым нарушены положения статьи 95, 133.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 50 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, пункта 4.1 Соглашения.
Довод Министерства о том, что нарушение обусловлено осуществлением им кассового исполнения бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Исходя из основ кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленного статьей 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при кассовом обслуживании исполнения бюджетов кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета.
Финансовый орган субъекта Российской Федерации должен обеспечить организацию процесса исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, позволяющую обеспечить ликвидность счета бюджета в пределах общего остатка средств на едином счете бюджета, в целях исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в том числе в целях реализации задач, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления указанных целевых средств (соглашениями о предоставлении целевых средств).
В соответствии с положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, являются источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом, в соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся, в частности, субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как указывалось выше, Законом Республики Хакасия от 25.12.2013 N 118-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в доходной части республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотрены межбюджетные трансферты на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений в сумме 2 254 117 000 рублей, в расходной части предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию программы модернизации здравоохранения на территории Республики Хакасия в части укрепления материально-технической базы медицинских учреждений (строительство перинатального центра в г. Абакане) в сумме 2 254 117 000 рублей.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет именно о субсидии, полученной из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и данные расходы бюджета увязаны с конкретными доходами бюджета, то установленный статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов в силу прямого указания к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежит.
Более того, обеспечение организации процесса исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, не может являться основанием для не обеспечения выполнения задач и не достижения целей, установленных при предоставлении субсидии.
В соответствии с абзацем 5 статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом обладают правом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Полученные целевые средства (субсидия) из Фонда субъект не вправе использовать на покрытие дефицита бюджета, поскольку они не являются безвозмездной помощью, а выделены на конкретные цели, при этом задача субъекта обеспечить достижение определенных показателей путем использования выделенных средств именно на те цели, на которые они предназначены.
При таких обстоятельствах пункт 2 оспариваемого представления соответствует положениям бюджетного законодательства и вышеуказанных нормативных правовых актов.
Ссылка заявителя на отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации определения "неправомерного использования средств" подлежит отклонению.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует определение неправомерных расходов, вместе с тем оно широко используется при применении положений указанного Кодекса. При этом под неправомерным использованием бюджетных средств понимается направление и использование бюджетных средств с нарушением положений действующего законодательства.
Довод заявителя о нарушении его прав, о возможном причинении убытков бюджету субъекта Российской Федерации в связи с выводами о нарушениях, изложенными в оспариваемом представлении, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Под предписанием понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию (пункт 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под представлением понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Основанием для обращения уполномоченного государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причинённого нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в силу пункта 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации является неисполнение предписаний органа финансового контроля.
В силу положений статей 270.2, 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представление не отнесено к бюджетным мерам принуждения и не содержит указания на совершение конкретных действий, которые должны быть осуществлены учреждением.
Иных доводов, подтверждающих факты нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов Министерства в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявителем не приведено, соответствующих доказательств не представлено.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, оспариваемое представление соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, не нарушает права и законные интересы Министерства.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 марта 2016 года по делу N А74-11761/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
При подаче апелляционной жалобы Министерство на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении дела, в том числе апелляционной жалобы не понесены, в связи с чем, не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "30" марта 2016 года по делу N А74-11761/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-11761/2015
Истец: Министерство финансов Республики Хакасия
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Хакасия
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Республике Хакасия