г. Москва |
|
11 июля 2016 г. |
Дело N А40-43847/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я., судей Панкратовой Н.И., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриловым М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, Департамента строительства города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2015 года по делу N А40-43847/15, принятое судьей Пуловой Л.В., по иску Правительства города Москвы к Обществу с ограниченной ответственностью "Экосток" (ОГРН 1027739739807) третье лицо: Департамент строительства города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы об изъятии земельного участка при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Торгони О.В. по доверенности от 11.11.2015 г.;
от ответчика: Каменев Д.В. по доверенности от 01.01.2016 г.; Бодунов О.Ю. по доверенности от 01.01.2016 г.;
от третьих лиц: 1-го Шевченко Н.В. по доверенности от 22.12.2015 г., 2-го Торгони О.В. по доверенности от 30.12.2015 г.;
Правительства города Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Экосток" об изъятии земельного участка, с кадастровым номером 77:02:25009:048 по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19, площадью 2410 кв.м., с установлением суммы возмещения убытков в размере 1 978 000 руб., определенном отчетом об оценке подготовленном оценщиком по заказу органа исполнительной власти.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.12.2015 года исковые требования удовлетворены. Судом принято решение об изъятии для государственных нужд у ООО "Экосток" земельный участок, с кадастровым номером 77:02:25009:048 по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19, площадью 2410 кв.м., путем прекращения права аренды земельных участков: кадастровый номер 77:02:0025009:5512 общей площадью 149 кв.м., и земельный участок кадастровый номер 77:02:0025009:5511 общей площадью 81 кв.м., образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:25009:048, площадью 2410,0 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для эксплуатации здания торгово-досугового центра по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19, с установлением суммы возмещения убытков в размере 9 131 327 (девять миллионов сто тридцать одна тысяча триста двадцать семь) руб.
С решением суда первой инстанции в части установлении суммы возмещения убытков не согласились Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы, а также Департамент строительства города Москвы, подали апелляционные жалобы, просили решение суда изменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы заявители ссылаются на нарушение или неправильное применение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании заявители апелляционных жалоб полностью поддержали доводы своих апелляционных жалоб, ответчик с решением суда согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность вынесенного по делу решения арбитражного суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и соответствие выводов суда установленным и исследованным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в силу п.1 ст.279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (п.2 ст.279 Гражданского кодекса РФ).
Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (ч.3 ст.279 Гражданского кодекса РФ).
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (п.4 ст.279 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст.282 Гражданского кодекса РФ если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
Земельным кодексом РФ предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст.49). Применительно к порядку выкупа у собственника и правам собственника ст.55 Земельного кодекса РФ отсылает к гражданскому законодательству.
Таким образом, указанные нормы прямо регулируют выкуп земельного участка у его собственника либо изъятие земельного участка у обладателя иного вещного права.
При этом правообладатель имеет право на компенсацию, размер которой в случае спора определяется судом.
В соответствии с ч.2 ст.63 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее, чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков.
Согласно п.2 ч.1 ст.49 Земельного кодекса РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением перечисленных в указанном пункте объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе, автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Ответчик является арендатором земельного спорного участка на основании договора аренды от 26.06.2007 г. N М-02-02950, сроком на 49 лет, предоставленного для эксплуатации здания торгово-досугового центра, зарегистрированного в установленном законом порядке.
Правительством Москвы было издано Распоряжение от 22.04.2014 N 197-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл. 19 для целей реконструкции Дмитровского шоссе (Северо-Восточный административный округ Москвы)".
Распоряжением Правительства Москвы от 22.04.2014 N 197-РП предусмотрено изъятие земельного участка частично, а именно: земельный участок N 1 площадью 149 кв.м., расположенный по адресу: г.Москва, Дмитровское шоссе, кадастровый номер 77:02:0025009:5512 и земельный участок N 2 - 81 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Дмитровское шоссе, кадастровый номер 77:02:0025009:5511, а всего площадью 230 кв.м., входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 77:02:2500:048, площадью 2410,0 кв.м.
ЗАО "Профессиональные аудиторские консультации" составлен отчет N 2254-14-1/О от 25.08.2014 "Об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащего изъятию для целей строительства объекта городского заказа: строительство Южного участка Северо-Западной хорды", согласно которому сумма денежной компенсации за изымаемое недвижимое имущество составила 1 987 000 руб.
10.10.2014 г. в адрес ответчика был направлен проект соглашения об изъятии
недвижимого имущества от 25.09.2014 г. N ДС-29-695/13-108 с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества. Ответчик указанное соглашение до настоящего времени не подписал. В связи с несогласием ответчика с размером выкупной стоимости земельного участка соглашение о выкупе заключено не было.
Ответчиком, в свою очередь, представлен Отчет ООО "Атлант Оценка" N АЮ-101-099/0415, согласно которому рыночная стоимость спорного объекта по состоянию на 05.05.2015 г. составляет (округленно) 9 739 287 руб. (с учетом НДС).
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, согласно п.6 которых определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.
В силу ч.2 ст.13 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав для размещения на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и территории Московской области объектов, предусмотренных абзацем пятым (в отношении объектов федерального транспорта и объектов транспорта регионального значения), абзацем десятым подпункта 2 п.1 ст.49 Земельного кодекса РФ, а также транспортно-пересадочных узлов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены ч.7 ст.4 (в отношении объектов регионального значения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы), статьями 6-11, 13 и 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту также - Закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ).
В соответствии с частями 2, 3 ст.10 Закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ порядок изъятия недвижимого имущества для целей названного закона предполагает направление собственнику или правообладателю недвижимого имущества проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, содержащего условия его изъятия, включающие в себя цену изымаемого недвижимого имущества, порядок и сроки прекращения владения данным имуществом, цену и описание недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества, порядок, сроки передачи данного имущества (в случае его предоставления) другие значимые обстоятельства, с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) расчетов убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества.
Вышеуказанные процедуры Правительством соблюдены и ответчиком данный факт не оспаривается. Сторонами также не оспаривается, что фактически спорный земельный участок уже изъят, реконструкция дороги на данном направлении завершена.
Таким образом, фактическое изъятие имущества осуществлено без предварительной компенсации стоимости изымаемого имущества и возникающих в связи с изъятием убытков.
Пунктом 1 статьи 281 ГК РФ определено, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Согласно части 4 статьи 63 ЗК РФ собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда (статья 55 ЗК РФ).
В силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Из положений данной правовой нормы следует, что рыночная стоимость земельного участка и убытки, причиненные собственнику земельного участка в связи с его изъятием, являются составными частями выкупной цены изымаемого земельного участка.
Определение размера возмещения убытков собственника (пользователя) с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка, предусмотрено пунктом 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В этом случае согласно пункту 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством. При этом в силу пункта 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Как разъяснено в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица (в том числе спора о признании сделки недействительной, об оспаривании ненормативного акта, о признании недействительным решения органа управления юридического лица и др.) судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку между сторонами возникли существенные разногласия по вопросу определения рыночной стоимости возмещения убытков, в материалы дела представлены два отчета независимых оценщиков, существенно отличающиеся установленной в них величиной рыночной стоимости одного и того же объекта, судом первой инстанции порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца была назначена судебная оценочная экспертиза, о чем вынесено Определение.
Проведение независимой судебно-оценочной экспертизы в Московском государственном университете путей сообщения МГУПС (МИИТ), поручено эксперту Давыденко О.В.
Как следует из представленных документов экспертной организации, ее статус соответствует установленным законом требованиям к экспертным организациям, профессиональный уровень эксперта Давыденко О.В. подтверждается соответствующим документами, эксперт имеет ученую степень кандидата технических наук, имеет высшее экономическое образование по специальности "Финансы и кредит", специализация "Оценка собственности", имеет высшее техническое образование, специальность "Промышленное и гражданское строительство", квалификацию инженера-строителя; квалификационный аттестат строительного эксперта, выданный государственной Академией строительства и жилищно-коммунального комплекса Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Как следует из заключения МГУПС (МИИТ), величина рыночной стоимости права аренды земельных участков: кадастровый номер 77:02:0025009:5512 общей площадью 149 кв.м., и земельный участок кадастровый номер 77:02:0025009:5511 общей площадью 81 кв.м., образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:02:2500:048, площадью 2410,0 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования для эксплуатации здания торгово-досугового центра по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19, для целей реконструкции Дмитровского шоссе, согласно Распоряжения Правительства Москвы от 22.04.2014 N 197-РП по состоянию на 21.04.2014 г. составляет с учетом НДС, 8 705 319 руб. и по состоянию на сентябрь 2015 г. составляет с учетом НДС, 9 131 327 руб.
Истец и третьи лица, не согласившись с решением суда первой инстанции в части установления судом первой инстанции размера возмещения убытков на основании вышеуказанного экспертного заключения, в апелляционном суде заявили ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 года ходатайство удовлетворено, назначена повторная судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено Автономной некоммерческой организация "Центр по проведению судебных экспертиз и исследований" (115191 г. Москва, ул. Большая Тульская, д.10,стр.5) эксперту Закеевой Марине Рафаиловне.
Согласно представленного в материалы дела заключения эксперта N 403/16 от 13.05.2016 года величина рыночной стоимости права аренды и убытки, причиненные правообладателю в связи с изъятием для государственных нужд земельных участков: кадастровый номер 77:02:0025009:5512 общей площадью 149 кв.м., и земельный участок кадастровый номер 77:02:0025009:5511 общей площадью 81 кв.м., расположенных по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19, по состоянию на 21.04.2014 г. составляет 8 165 102 руб. и по состоянию на день проведения экспертизы май 2016 г. составляет 10 266 367 руб.
Довод заявителей апелляционной жалобы о том, что определение рыночной стоимости права аренды и убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием для государственных нужд земельных участков следует определять на момент изъятия не соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике.
В силу пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, арбитражный суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Указанная правовая позиция также подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 16.02.2015 по делу N 304-ЭС14-5670, А70-7216/2013 и Определением Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 89-КГ15-4.
С учетом изложенного, апелляционный суд, проверив доводы заявителей апелляционной жалобы о существенных нарушениях, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении спора, в частности, при оценке заключения экспертизы, поскольку, по мнению апеллянтов, рыночная стоимость права аренды и убытков, причиненных правообладателю неправомерно завышена, находит обоснованной установление судом первой инстанции суммы возмещения убытков в размере 9 131 327 руб.
Довод апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда также не может быть принят в качестве основания для отмены решения суда первой инстанции. Правительством Москвы было издано Распоряжение от 22.04.2014 N 197-РП "Об изъятии для государственных нужд земельных участков по адресу: г. Москва, 9-я Северная линия, вл.19 для целей реконструкции Дмитровского шоссе (Северо-Восточный административный округ Москвы)" и определены органы, на которые возложено обеспечение исполнения распоряжения.
Из материалов дела следует, что Департамент строительства города Москвы осуществляет мероприятия по обеспечению проведения оценки изымаемого имущества, заключению соглашений об изъятии недвижимого имущества и выплате компенсации правообладателям, что подтверждается проектом представленного в материалы дела Соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции соответствует обстоятельствам дела и закону, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции апелляционный суд не находит, решение отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 декабря 2015 года по делу N А40-43847/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я. Сумарокова |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43847/2015
Истец: Правительство г. Москвы, Правительство Москвы
Ответчик: ООО "Экосток", ООО Экосток
Третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент строительства г. Москвы, Департамент строительства города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
22.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14069/16
12.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8092/16
11.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8092/16
14.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-43847/15
24.11.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49641/15