Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2016 г. N Ф01-4599/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о государственной регистрации договора, о предоставлении в собственность земельного участка, о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора, о признании недействительным права собственности, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, о признании незаконными действий по договору аренды, по договору купли-продажи в отношении земельного участка, в отношении нежилых помещений, по образованию земельных участков
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Владимир |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А43-25252/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.06.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.07.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп" (ОГРН 1135259001844, ИНН 5259105560, г. Нижний Новгород, ул. Авангардная, д. 8А)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2016
по делу N А43-25252/2015,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп"
о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенного в письме от 28.08.2015 N 311-05-17-20755/15,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп" - Шамаева А.Н., генерального директора, на основании решения от 27.03.2013 N 1, Чопоровой А.В. по доверенности от 10.03.2016,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (реорганизовано в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, далее - Министерство), изложенного в письме от 28.08.2015 N 311-05-17-20755/15, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070058:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание с прилегающей территорией, площадью 12 467 кв.м, местоположение: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95 (литеры А1, А2, А3, А4), об обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное обществе "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ПАО "МРСК Центра и Приволжья").
Решением от 20.02.2016 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которых просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи недвижимости от 25.06.2013 и дополнительных соглашений к нему от 13.08.2013 N 1 и от 14.08.2013 N 2 Обществу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 1317,8 кв.м, этаж N 1, цокольный этаж N 1, надстроенный этаж N 1, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95, пом. П1, кадастровый (или условный) номер 52:18:0070058:59 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2013 серии 52-АЕ N 097788);
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 4894,5 кв.м, этаж N 2, цокольный этаж N 1, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Советский район, ул.Ошарская, д. 95, пом.П2, кадастровый (или условный) номер 52:18:0070058:60 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2013 серии 52-АЕ N 097789);
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 5454,5 кв.м, этаж N 1, этаж N 6, этаж N 2, этаж N 4, этаж N 3, надстроенный этаж N 1, этаж N 1, цокольный этаж N 1, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г.Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95, пом. П3, кадастровый (или условный) номер 52:18:0070058:120 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.08.2013 серии 52-АЕ N 097787).
22.08.2013 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 11 700 кв.м, имеющего следующие адресные ориентиры: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95, для эксплуатации нежилого здания с прилегающей территорией, на котором расположены указанные выше объекты недвижимости, приложив указанные свидетельства о государственной регистрации права, копии кадастровых паспортов от 10.04.2013 на помещения П1, лит.П2, лит. А, А1, А2, А3, А4, а также от 30.07.2013 на помещение лит. П3.
Письмом от 11.09.2013 N 311-05-17-19732/13 Министерство информировало Общество о направлении в департамент градостроительного развития и архитектуры администрации г. Н.Новгорода документов для подготовки проекта постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и в связи с этим о необходимости представления заявителем в департамент указанной схемы.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 14.02.2014 N 432 утверждена схема расположения испрашиваемого Обществом земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 52:18:0070058 (категория - земли населенных пунктов) площадью 1, 2433 га (N 12285-ЗУ), частично расположенного в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Старка, в охранной зоне ВЛ 110кВ, занимаемого жилым зданием с прилегающей территорией, по ул. Ошарская, 95 (литеры А1, А2, А3, А4) в Советском районе города Нижнего Новгорода.
Утвержденная схема расположения земельного участка N 1228-ЗУ и кадастровый паспорт земельного участка от 28.01.2015, согласно которому площадь земельного участка составила 12467+/-39кв.м, в числе прочих документов 05.02.2015 дополнительно были предоставлены Обществом в Министерство.
Дополнительные документы к заявлению были представлены Обществом в Министерство также и 24.03.2015.
13.03.2015 должностными лицами Министерства осуществлено обследование земельного участка по адресу: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, 95 (литеры А1, А2, А3, А4), запрашиваемого в собственность Обществом, результаты которого зафиксированы актом.
Письмом от 28.08.2015 N 311-05-17-20755/15 Министерство сообщило Обществу о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с отсутствием документов, позволяющих однозначно установить, что помещения 1, 2, 3 в здании составляют здание целиком и в нем отсутствуют другие помещения, находящиеся в собственности Общества или третьих лиц; адрес земельного участка не совпадает с адресными ориентирами расположенного на нем здания (пристрой А2, на который отсутствовали правоустанавливающие документы, снесен).
Посчитав такое решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей на момент обращения заявителя в Министерство, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 193-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" и пункта 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 193-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" Министерство является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В пункте 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 8 статьи 36 ЗК РФ).
Поддерживая позицию уполномоченного органа, отказавшего в выкупе спорного земельного участка, суд первой инстанции исходил из наличия противоречий в представленных Обществом документах в отношении площади объектов недвижимости - помещений П1, П2, П3, расположенных по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 95, находящихся в собственности заявителя.
В данном случае Общество к заявлению о выкупе земельного участка приложило свидетельства о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости - помещения П1, П2, П3, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, д. 95, а также кадастровые паспорта от 10.04.2013 в отношении помещений П1 и П2 и кадастровый паспорт от 30.07.2013 в отношении помещения П3.
Согласно данным документам площадь помещения П1 составляет 1317,8 кв.м, помещения П2 - 4894,5 кв.м, помещения П3 - 5454, 5 кв.м, а общая площадь трех помещений соответственно - 11 666, 8 кв.м.
На основании выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) от 18.05.2015 N 90-7060412, N 90-7060400, N 90-7060407 суд установил, что площадь принадлежащих Обществу помещений является следующей: помещение П2 - 4987,4 кв.м, помещение П3 - 5680 кв.м, помещение П1 - 1461,3 кв.м, а общая площадь данных помещений составила 12 128,7 кв.м.
По данным справочной информации, поступившей в Министерство в режиме "онлайн" из Нижегородского филиала ВГУП "Ростехинвентаризация" (Советское отделение), площадь здания, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, ул. Ошарская, д. 95, составляет 11 897 кв.м.
Как пояснили представители Общества, на момент подачи 22.08.2013 заявления в Министерство сведения, содержащиеся в представленных свидетельствах о государственной регистрации права и кадастровых паспортах, полностью соответствовали сведениям ЕГРП. Сведения по общей площади здания были представлены заявителем посредством представления им кадастрового паспорта здания лит. А-А4 от 10.04.2013, где площадь здания также составляла 11 897 кв.м.
В процессе эксплуатации здания заявителем была проведена перепланировка и повторная инвентаризация помещений П1, П2, П3, в результате чего внесены изменения в государственный кадастр недвижимости и ЕГРП. При этом законность такого увеличения площади была проверена при правовой экспертизе регистратором.
Согласно представленному Обществом в материалы дела информационному письму кадастрового инженера Ряхина Ю.В. от 02.02.2016 по данным ЕГРОКС нежилое здание КН 52:18:0070058:54, местоположение: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95, имеет общую площадь 11 897 кв.м. Данное здание является ранее учтенным объектом недвижимости, его постановка на государственный кадастровый учет была осуществлена на основании изготовленного до 1 января 2013 года технического паспорта здания (основание: пункт 16 Приложения N 2 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2010 N 403).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
По результатам технической инвентаризации кадастровым инженером были подготовлены технические планы для внесения изменений в ЕГРОС, в результате чего площадь помещения П1 увеличилась на 143,5 кв.м и составила 1461,3 кв.м, площадь помещения П2 увеличилась на 92,9 кв.м и составила 4987,4 кв.м, площадь помещения П3 увеличилась на 225,5 кв.м и составила 5680,0 кв.м.
Таким образом, в ГКН были внесены изменения в площади помещений, принадлежащих Обществу на праве собственности, без внесения изменений в общую площадь здания КН 52:18:0070058:54.
По результатам технической инвентаризации было установлено, что пристрой лит. А2 к нежилому зданию КН 52:18:0070058:54 общей площадью 196,5 кв.м снесен, пристрой A3 общей площадью 31,4 кв.м является частью нежилого помещения П2.
Несовпадение между общей площадью здания - 11 897 кв.м и суммарной площадью помещений П1, П2 и П3 возникло в результате демонтажа пристроя лит. А2 и взятыми к кадастровому учету данными площадей указанных помещений на разные даты технической инвентаризации.
С учетом приведенных сведений кадастровый инженер констатировал, что фактически нежилое здание КН 52:18:0070058:54 состоит из литер А, А1, А3, А4 и имеет общую площадь 12 128,7 кв.м.
Обстоятельства, указанные в информационном письме кадастрового инженера Ряхина Ю.В. от 02.02.2016 подтверждаются имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами на помещения П1, П2 и П3 (выписками из ГКН) от 24.10.2013, выписками из ЕГРП от 10.09.2015.
Кроме того, в справке от 31.08.2015 N 125 Нижегородский городской филиал ГП НО "Нижтехинвентаризация" сообщает, что по данным технической инвентаризации от 20.09.2013 общая площадь нежилого здания литер А, А1, А3, А4, расположенного по адресу: Нижегородская область, город Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95, составляет 12 128,7 кв.м и состоит из трех помещений: нежилое помещение, общей площадью 1461,3 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070058:59, пом.П1; нежилое помещение, общей площадью 4987,4 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070058:60, пом.П2; нежилое помещение, общей площадью 5680,0 кв.м, кадастровый номер 52:18:0070058:120, пом. П3, которые составляют 100 % здания.
Суд апелляционной инстанции принимает в качестве доказательств представленные Обществом в материалы дела справку Нижегородского городского филиала ГП НО "Нижтехинвентаризация" от 31.08.2015 N 125 и информационное письмо кадастрового инженера от 02.02.2016, как подтверждающие его позицию о нахождении всего здания в собственности заявителя.
Суд установил, что заявителем в Министерство были представлены все документы, предусмотренные действовавшим в спорный период Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475.
В данном случае суд учитывает, что с момента подачи Обществом 22.08.2013 соответствующего заявления и до принятия уполномоченным органом оспариваемого отказа прошло два года, поскольку заявление в связи с необходимостью формирования земельного участка, испрашиваемого заявителем, проходило специальную процедуру согласно Порядку взаимодействия уполномоченного Правительством Нижегородской области органа по управлению и по распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области и органами местного самоуправления г. Нижнего Новгорода по вопросам формирования и предоставления земельных участков, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 10.02.2016 N 31.
При этом Министерством проанализированы представленные Обществом документы не в момент их представления, а непосредственно перед оформлением оспариваемого отказа с учетом данных ЕГРП и технической инвентаризации, не соответствующих в этот период представленным заявителем документам, в связи с чем Обществу не могло быть известно о возникших у уполномоченного органа сомнениях, тогда как, по мнению суда, данные противоречия могли быть устранены в рамках взаимодействия между Министерством и Обществом до принятия оспариваемого отказа в предоставлении спорного земельного участка.
Общество добросовестно считало достаточными представленные в уполномоченный орган документы для реализации преимущественного права выкупа земельного участка.
В свою очередь дополнительно представленные в суд первой инстанции доказательства лишь подтверждают позицию заявителя, не изменяя его право, предоставленное земельным законодательством.
Доказательств того, что находящиеся у Общества в собственности помещения не составляют здание в целом, либо в нем имеются помещения, принадлежащие третьим лицам, Министерством не представлены.
В качестве основания для отказа Министерством в оспариваемом отказе также указано на то, что адрес земельного участка не совпадает с адресными ориентирами расположенного на нем здания.
Вместе с тем приведенное основание не основано на каком-либо законе и не является основанием для отказа заявителю в реализации его права.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные заявителем в уполномоченный орган, в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что Общество как собственник единого объекта недвижимости - здания, находящегося на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0070058:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание с прилегающей территорией, площадью 12 467 кв.м, местоположение: г. Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95 (литеры А1, А2, А3, А4), обладает исключительным правом на приобретение в собственность данного земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070058:129 подлежали оформлению по правилам статьи 36 ЗК РФ, соответственно, у Министерства не имелось оснований для непринятия положительного решения о предоставлении земельного участка в собственность и ненаправления Обществу проекта соответствующего договора.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает положения действующего в момент подачи заявления пункта 4 статьи 28 ЗК РФ, в соответствии с которым не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Министерство не представило в суды доказательства невозможности предоставления Обществу в собственность спорного земельного участка по основаниям, предусмотренным в законе.
Факт того, что земельный участок с кадастровым номером 52:18:0070058:129 частично располагается в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства, на что указывало третье лицо - ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на заявление, не влияет на реализацию Обществом преимущественного права выкупа земельного участка.
Поскольку доказательства соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия в материалах дела отсутствуют, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Министерства не соответствует действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Приведенные Министерством доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, а требования Общества - удовлетворению.
При этом с учетом положений пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на Министерство обязанность в десятидневный срок с момента вступления настоящего постановления в силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070058:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание с прилегающей территорией, площадью 12 467 кв.м, местоположение: г.Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95 (литеры А1, А2, А3, А4).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства подлежат возмещению заявителю судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.02.2016 по делу N А43-25252/2015 отменить.
Признать незаконным решение Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, изложенное в письме от 28.08.2015 N 311-05-17-20755/15, об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп" в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070058:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание с прилегающей территорией, площадью 12 467 кв.м, местоположение: г.Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95 (литеры А1, А2, А3, А4).
Обязать Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в десятидневный срок с момента вступления настоящего постановления в силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0070058:129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под нежилое здание с прилегающей территорией, площадью 12 467 кв.м, местоположение: г.Нижний Новгород, Советский район, ул. Ошарская, д. 95 (литеры А1, А2, А3, А4).
Взыскать с Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иммобилиаре Групп" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25252/2015
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2016 г. N Ф01-4599/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ИММОБИЛИАРЕ ГРУПП", ООО Иммобилиаре Групп
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Третье лицо: Министерство инвестиций, замельных и имущественных отношений Нижегородской области, ПАО МРСК ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ