Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А62-9555/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.07.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии в судебном заседании представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий" (ОГРН 1056758321509, ИНН 6731049193) - Степановой Т.В. (доверенность от 25.12.2015), заинтересованного лица - департамента инвестиционного развития Смоленской области (ОГРН 1156733001303, ИНН 6732101015) - Романчук И.А. (доверенность от 15.06.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента инвестиционного развития Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.04.2016 по делу N А62-9555/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Завод железобетонных изделий" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к департаменту инвестиционного развития Смоленской области (далее - департамент) о признании незаконными решений о признании общества нарушившим условия предоставления субсидии, выраженное в пункте 5 акта об исполнении обязательств по договору от 09.12.2014 N 06/04-01-14; об отказе в допуске к участию в конкурсе на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования от 24.11.2015 N 1876 (с учетом заявления об уточнении предъявленных требований от 29.03.2016.
Решением суда от 04.04.2016 заявление общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, департамент обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции заинтересованное лицо указывает, что потребность соблюдения указанных показателей обусловлена как условиями конкурса при определении победителя, так и условиями предоставления субсидии, поскольку несоблюдение указанных условий свидетельствует о нарушении условий предоставления субсидии.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Кодекса, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в рамках реализации областной целевой программы "Экономическое развитие Смоленской области, включая создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата" на 2014 годы - 2020 годы, утвержденной постановлением администрации Смоленской области от 08.11.2013 N 894, между департаментом и обществом 09.12.2014 был заключен договор N 06/04-01-14 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров, впоследствии сторонами было заключено соглашение о замене стороны договора - "главного распорядителя" в лице департамента экономического развития Смоленской области на департамент инвестиционного развития Смоленской области.
В соответствии с условиями договора обществу как субъекту малого и среднего предпринимательства была предоставлена государственная поддержка в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, на сумму 5 591 009 руб.
В соответствии с подпунктом 3.3.7 договора общество приняло на себя выполнение обязательства по обеспечению выполнение (в объеме не менее 70 %) планового показателя "количество вновь созданных рабочих мест" на уровне 20 человек в 2014 году, 9 человек в 2015 году.
В связи с неисполнением обязательства по созданию в 2014 году количества рабочих мест в соответствии с прогнозом (отклонение составило 4 человека) и, соответственно, нарушением пункта 3.3.7 договора департаментом составлен акт проверки соблюдения предпринимателем условий договора от 18.12.2014 N 130/06-01, которым общество было признан нарушившим условия предоставления субсидии.
В связи с установленным нарушением решением департамента 24.11.2015 N 1876 обществу отказано в допуске к участию в следующем конкурсе на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования.
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения департамента о признании общества нарушившим условия предоставления субсидии и, как следствие, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении новой субсидии, указав на то обстоятельство, что принятые решения необоснованно отстраняют общество на три года от участия в конкурсах на получение субсидий.
Суд апелляционной инстанции полагает, что удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), который также определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статьей 6 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных указанным Федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ одной из таких мер, предусмотренной является обеспечение финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, установлены статьей 10 Федерального закона N 209-ФЗ, которая предоставляет право органам государственной власти субъектов Российской Федерации передавать в установленном законом порядке отдельные полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства органам местного самоуправления и не предусматривает передачу таких полномочий юридическим лицам.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 209-ФЗ основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным в том числе региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах (пункт 3), открытость процедур оказания поддержки (пункт 5).
Согласно статье 17 Федерального закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий.
Статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и т. д.
Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить данному Кодексу.
Статьей 11 БК РФ установлено, что бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
При этом субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (часть 3 статьи 78 БК РФ).
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности, предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Постановлением администрации Смоленской области от 09.10.2013 N 744 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
В соответствии с пунктом 3 Положения право на получение субсидии на оборудование имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, относящиеся к категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, победившие в конкурсе на предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (далее - конкурс).
Целью предоставления субсидий на оборудование является финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на их развитие, повышение конкурентоспособности, увеличение вклада в социально-экономическое развитие Смоленской области (пункт 4 Положения).
Обществом подана заявка, в которой в составе показателей указана среднесписочная численность работников в 2013 году 92 человека, обязательство по состоянию на 31.12.2014 - 112 человек (увеличение на 20 человек), создание новых рабочих мест в 2014 году 9 человек.
По результатам проведенного конкурса обществом с уполномоченным органом 09.12.2014 заключен договор N 06/04-01-14 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров.
Пунктом 3.3.7 договора предусмотрено обязательство получателя субсидий по обеспечению выполнения не менее, чем на 70 % планового показателя "Количество вновь созданных рабочих мест" на уровне 20 человек в 2014 году, на уровне 9 человек в 2015 году. Таким образом, в соответствии с условиями договора по состоянию на 31.12.2014 число работников общества должно составить 106 человек (то есть увеличиться на 14 человек (70 % от 20 человек).
По результатам 2014 года фактическая среднесписочная численность работников общества, указанная в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР), составила 102 человека, увеличившись на 10 человек по сравнению с показателем 2013 года, составлявшим 92 человека.
Фактически по количественным показателям обществом не выполнено прогнозное условие договора по увеличению численности работников. Вместе с тем из материалов дела следует и департаментом не опровергнуто то обстоятельство, что в 2014 году обществом исполнено обязательство по созданию 10 рабочих мест.
В соответствии с представленной в департамент отчетностью общество с целью модернизации процесса производства бетона, растворных смесей, железобетонных изделий для изготовления и поставок на внешний рынок, а также для собственных нужд в 2014 году было приобретено новое технологическое оборудование: ножницы гильотинные кривошипные НА 3121; формы плит пустотного настила ПК 63.15 ФС-1232.00.000; бетоносмеситель БС-2; бетонорастворосмесительный завод MEKAMIX-60 всесезонного исполнения.
В связи с необходимостью обеспечения функционирования приобретенного оборудования, подлежащего субсидированию в 2014 году, обществом в отчетном 2014 году были созданы новые рабочие места, на работу приняты квалифицированные специалисты, прошедшие соответствующее обучение и аттестацию в целях работы на приобретенном оборудовании.
Как следует из предлагавшегося обществу к подписанию и оспариваемого им акта (т.1 л.д.43), общество признавалось не соблюдающим условия предоставления субсидии. В акте проверки департаментом также был сделан вывод о нарушении предпринимателем условий предоставления субсидии (т.1 л.д. 51).
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий.
Условиями предоставления субсидий в соответствии с Положением о порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (утвержденным постановлением администрации Смоленской области от 09.10.2013 N 744) являются следующие:
- заключение субъектом малого и среднего предпринимательства одного или нескольких договоров купли-продажи на приобретение оборудования в целях создания, и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров;
- заключение субъектом малого и среднего предпринимательства с уполномоченным органом договора о предоставлении субсидий на оборудование;
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по уплате арендных платежей в областной бюджет и бюджеты муниципальных районов и городских округов Смоленской области, на территории которых субъект малого и среднего предпринимательства эксплуатирует (или планирует эксплуатировать) приобретенное оборудование;
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе средствам некоммерческой организации "Смоленский областной фонд поддержки предпринимательства";
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства задолженности (недоимки) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства задолженности (недоимки) по уплате страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации;
- отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства просроченной задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, условия предоставления субсидии, определенные названным Положением обществом соблюдены в полной мере, при этом достижение планируемых результатов хозяйственной деятельности (создание новых рабочих мест) в число условий предоставления субсидии не входит.
Из буквального толкования приведенных положений и условий договора следует, что вопрос о наличии или отсутствии у того или иного хозяйствующего субъекта условий для получения субсидии решается на стадии конкурсного отбора, суть которого состоит в проверке соответствия участника конкурса тем условиям, которые необходимы для получения субсидии, а также в оценке представленных им документов.
Нарушение условий предоставления субсидии может возникнуть при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным или объективным критериям права на её получение. Достижение определенных результатов хозяйственной деятельности является условием использования субсидии, а не условием ее предоставления, как указал административный орган.
На стадии предоставления субсидии результаты хозяйственной деятельности, планируемые на длительную перспективу, отсутствуют, в связи с чем их предполагаемое достижение или недостижение не может являться условием предоставления субсидии. На основании изложенного, у департамента не имелось правовых оснований для вывода о нарушении обществом условия предоставления субсидии.
Вывод о том, что недостижение получателем субсидии установленных договором о предоставлении субсидии результатов хозяйственной деятельности не является нарушением условий предоставления субсидии, был поддержан и в судебной практике, в частности в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2016 по делу N А76-23481/2014 и от 22.12.2015 по делу N А41-25664/2015.
Суд первой инстанции верно заключил, что решение департамента, выраженное в акте о проверке исполнения обязательств по договору и отражённое в последующем в оспариваемом акте об исполнении обязательств, нарушает права общества, так как, фиксируя факт допущенного нарушения при получении субсидии, является основанием для отстранения заявителя от участия в последующих конкурсах на получение субсидии в течение трехлетнего периода. Данный вывод административного органа противоречит положениям статей 14, 16 Федерального закона N 209-ФЗ, раскрывающим принципы оказания государственной поддержки, в частности, принцип равного доступа субъектов к оказанию финансовой поддержки за счет средств соответствующего бюджета.
В связи с признанием недействительным решения департамента о признании общества нарушившим условия предоставления субсидии, является незаконным и необоснованным решение департамента об отказе в допуске к участию в конкурсе.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Кодекса), не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.04.2016 по делу N А62-9555/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-9555/2015
Истец: ООО "Завод железобетонных изделий"
Ответчик: Департамент инвестиционного развития Смоленской области