г. Саратов |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А12-55472/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Курышовой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" Кузнецова К.А., действующего по доверенности от 08.06.2016,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" (ИНН 3444166109, ОГРН 1083400030086) на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2016 года по делу N А12-55472/2015 (судья Смагоринская Е.Б.),
по заявлению некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" (ИНН 3444166109, ОГРН 1083400030086)
к Нижне-Волжскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 3444046034, ОГРН 1023403462488) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, с участием в деле в качестве заинтересованного лица и.о. руководителя Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора Васильева Евгения Геннадьевича,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" (далее - Партнерство, организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) от 19.11.2015 N 10-64МГСН/15 о привлечении Партнерства к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2016 постановление Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2015 N 10-64МГСН/15 о привлечении некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. изменено на наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Партнерством подана апелляционная жалоба с просьбой решение суда отменить, производство по делу прекратить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и письменных пояснениях к апелляционной жалобе.
Управление Ростехнадзора возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании представитель некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Заслушав представителя стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.12.2008 за основным государственным регистрационным номером 1023403462488, согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д.27-38) основной и фактический вид деятельности Партнерства - деятельность коммерческих и предпринимательских организаций, код ОКВЭД - 91.11.
В период с 26.10.2015 по 09.11.2015 г Управлением Ростехнадзора, в соответствии со сводным Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ, на основании распоряжения от 12.10.2015 N 4953/10-рп и распоряжения от 02.11.2015 N 5426/10-рп, была проведена плановая выездная проверка Партнерства с целью проверки соблюдения саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством РФ.
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о СРО), отраженные в акте проверки от 09.11.2015 N 10-90МГСН/15, а именно:
- на официальном сайте организации (доменное имя http://проектнижняяволга.рф и sronvolga.ru) размещено 6 реестров членов саморегулируемой организации, что является нарушением требований пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона о СРО;
- отсутствует систематизированная информация (сведения) об обеспечении
имущественной ответственности члена саморегулируемой организации (далее - СРО) перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена СРО, о размере взноса в компенсационный фонд СРО, что является нарушением пункта 3(4) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
- отсутствует систематизированная (сведения) о результатах проведенных СРО проверок члена СРО и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий, что является нарушением пункта 3(5) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
- отсутствует систематизированная информация (сведения) о сокращенном наименовании, дате государственной регистрации юридического лица, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации юридического лица, фамилии, имени, отчестве лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица, что является нарушением пункта 3(2в) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
Усмотрев в действиях организации состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 11.11.2015 N 10-64СН/2015 и вынес постановление 19.11.2015 N 10-64МГСН/15 о привлечении некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Партнерство обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управление Ростехнадзора от 19.11.2015 N 10-64МГСН/15.
Изменяя обжалуемое постановления в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. на наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ, однако пришел к выводу, что силу общих принципов права санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о наличии в состава правонарушения в действиях заявителя ошибочными на основании следующего.
Неразмещение саморегулируемой организацией, членство в которой в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным, информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, если обязанность по формированию компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами предусмотрена федеральными законами, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20000 руб. до 50000 руб. (часть 2 статьи 14.52 КоАП РФ).
Федеральный закон от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и прекращением статуса саморегулируемых организаций, деятельностью саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществлением взаимодействия саморегулируемых организаций и их членов, потребителей произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о СРО), саморегулируемая организация для обеспечения доступа к информации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обязана создать и вести в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайт, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат этой саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 части 2 данной статьи, саморегулируемая организация (далее - СРО) обязана размещать на официальном сайте, помимо прочего, сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1 и 8 части 2 статьи 7 Федерального закона N 315-ФЗ саморегулируемая организация обязана размещать на официальном сайте сведения, содержащиеся в реестре членов саморегулируемой организации, в том числе сведения о лицах, прекративших свое членство в саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьей 7.1 настоящего Федерального закона; информацию о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации в случае применения саморегулируемой организацией компенсационного фонда в качестве способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, а также информацию о фактах осуществления выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами и об основаниях таких выплат, если такие выплаты осуществлялись.
В части 3 статьи 7.1 Федерального закона N 315-ФЗ указаны сведения, которые должны содержаться в реестре членов саморегулируемой организации.
Согласно части 5 указанной статьи раскрытию на официальном сайте подлежат сведения, указанные в части 3 настоящей статьи, за исключением сведений о месте жительства, паспортных данных (для физического лица, в том числе для индивидуального предпринимателя) и иных сведений, если доступ к ним ограничен федеральными законами.
Из материалов дела следует, что в ходе плановой выездной проверки Партнерства с целью проверки соблюдения саморегулируемой организацией требований к саморегулируемым организациям и их деятельности, установленных законодательством РФ, выявлены нарушения обязательных требований Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Федеральный закон о СРО). Данные нарушения отражены в акте проверки от 09.11.2015 N 10-90МГСН/15, а именно:
- на официальном сайте организации (доменное имя http://проектнижняяволга.рф и sronvolga.ru) размещено 6 реестров членов саморегулируемой организации, что по мнению административного органа явилось нарушением требований пункта 1 статьи 7.1 Федерального закона о СРО;
- отсутствует систематизированная информация (сведения) об обеспечении имущественной ответственности члена саморегулируемой организации (далее - СРО) перед потребителями произведенных им товаров (работ, услуг) и иными лицами, в том числе сведения о страховщике (включая сведения о месте его нахождения, об имеющейся лицензии и информацию, предназначенную для установления контакта) и о размере страховой суммы по договору страхования ответственности члена СРО, о размере взноса в компенсационный фонд СРО, что по мнению административного округа явилось нарушением пункта 3(4) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
- отсутствует систематизированная (сведения) о результатах проведенных СРО проверок члена СРО и фактах применения к нему дисциплинарных и иных взысканий, что явилось нарушением пункта 3(5) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
- отсутствует систематизированная информация (сведения) о сокращенном наименовании, дате государственной регистрации юридического лица, государственном регистрационном номере записи о государственной регистрации юридического лица, фамилии, имени, отчестве лица, и (или) руководителя коллегиального исполнительного органа юридического лица, что по мнению административного органа является нарушением пункта 3(2в) статьи 7.1 Федерального закона о СРО.
Однако, как следует из материалов дела, реестр членов Партнерства был систематизирован именно как информационный ресурс и размещен для поиска и получения информации в виде нескольких файлов в соответствующих разделах информационного ресурса - сайта Партнерства sro-nvolga.ru, что не является нарушением действующего законодательства, как это указано в Протоколе 10-64МГСН/15.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что действующее законодательство не устанавливает ограничений по систематизации размещаемой на официальных сайтах информации и она может быть сформирована и размещена как в виде одного документа, так и в виде нескольких файлов и разделов.
На момент вынесения Постановления от 19.11.2015 N 10-64МГСН/15 о назначении административного наказания на сайте Партнерства http://проектнижняяволга.рф в разделе "Реестры" был также размещен и единый файл, отражающий все необходимые сведения.
Вместе с тем, как усматривается из теста обжалуемого постановления, в вину Партнерству вменяется нарушение п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" при том, что в этом же постановлении содержится указание на наличие на сайте Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" "несистематизированной информации".
Какое понимание указанного термина "несистематизированная информация" положено в вину заявителя, из постановления не усматривается, не имеется ссылки на нормативный либо иной акт, предусматривающий конкретную систему размещения необходимой информации при том, что административная ответственность по ч.2 ст.14.52 КоАП РФ предусмотрена за неразмещение информации, предусмотренной законодательством, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанная позиция была изложена в решении Центрального районного суда г. Волгограда по делу N 12-79/2016.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу, что в действиях заявителя доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
Поскольку часть 2 статьи 14.52 КоАП РФ предусматривает ответственность не за неразмещение на официальном сайте саморегулируемой организации в сети "Интернет" Реестра членов СРО в том виде, в котором он ведется саморегулируемой организацией (в его электронной форме), а за неразмещение сведений, содержащихся в данном реестре СРО и подлежащих в силу закона обязательному размещению в сети Интернет.
Исходя из вышеизложенного арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факт размещения на официальном сайте Партнерства всех установленных законом сведений в виде 6 реестров не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции вынесено при неправильной оценке обстоятельств, имеющих значение для дела, а значит обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 25 марта 2016 года по делу N А12-55472/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным постановление Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2015 N 10-64МГСН/15 о привлечении некоммерческого партнерства саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.52 КоАП РФ.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-55472/2015
Истец: Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация "Проектный комплекс "Нижняя Волга", НП СРО "Проектный комплекс "Нижняя Волга"
Ответчик: Нижне-Волжское управление Ростехнадзора, Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Заместитель руководителя Нижневолжского межрегионального управления Ростехнадзора) Васильев Е. Г., Заместитель Нижне-Волжское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) Васильев Е. Г.