Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2016 г. N Ф09-9912/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А76-5160/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Матвеевой В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2016 по делу N А76-5160/2016 (судья Мрез И.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "АВТМ" - Кожевникова С.С. (доверенность от 01.03.2016);
Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - Кунгурцева О.Л. (доверенность от 01.12.2015).
Общество с ограниченной ответственностью "АВТМ" (далее - заявитель, общество, ООО "АВТМ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация сельского поселения Новый Кременкуль) о признании незаконными: 1) отказа от 24.02.2016 N 13 в выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения Новый Кременкуль; 2) отказа от 24.02.2016 N 13 в выдаче разрешений на строительство жилых многоквартирных домов на территории сельского поселения Новый Кременкуль. Также заявитель просил возложит на главу Администрации сельского поселения Новый Кременкуль обязанность по устранению в полном объеме нарушения прав ООО "АВТМ" путем выдачи градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123, и путем рассмотрения заявлений на выдачу разрешений на строительство многоквартирных жилых домов на территории сельского поселения Новый Кременкуль.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация Сосновского муниципального района, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2016 (резолютивная часть решения объявлена 19.04.2016) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация Сосновского муниципального района обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование апелляционной жалобы третье лицо ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии у Администрации сельского поселения Новый Кременкуль полномочий на выдачу градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство. Полагает, что такие полномочия Администрации сельского поселения Новый Кременкуль в отношении объектов, расположенных на территории сельского поселения, следуют из положений ч.4 ст.51 и ч.1 ст.81 Градостроительного кодекса Российской Федерации, тогда как Администрация муниципального района Сосновский район имеет соответствующие полномочия лишь в отношении объектов, расположенных на межселенных территориях, либо на территориях двух и более поселений. Считает, что поскольку заявитель планирует строить объекты на территории поселения, администрация сельского поселения вправе выдать градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство. Помимо этого податель жалобы указывает на то, что суд высказался о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле Главы Администрации сельского поселения Новый Кременкуль, предоставив ему право не выдавать градостроительные планы участков и разрешения на строительство.
Представитель Администрации Сосновского муниципального района в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представители Администрации сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей, участвующих в судебном заседании, полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Третьяковой О.О., Большаковой П.О. и ООО "АВТМ" заключены договоры N А-25.15/01, N А-25.12/02 и N А-25.12/03 от 25.12.2015 аренды земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123, расположенных по адресу: Челябинская область, Сосновский район, п.Новый Кременкуль, для строительства жилых многоквартирных домов.
28.09.2015 ООО "АВТМ" обратилось к Главе Сосновского муниципального района с заявлениями N N 6800, 6801, 6802 о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123, 74:19:1116001:170 для строительства многоквартирного дома.
В ответ на указанные заявления Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области письмом от 28.10.2015 N 1083 сообщила, что Администрацией сельского поселения Новый Кременкуль не представлены документы территориального планирования, правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, в связи с чем, подготовить и выдать градостроительные планы на земельные участки не представляется возможным.
30.12.2015 ООО "АВТМ" обратилось к Главе Сосновкого муниципального района Челябинской области с заявлениями N 9259, 9260, 9261, 9262, 9264 о выдаче разрешений на строительство односекционных трехэтажных жилых домов на земельных участках с кадастровыми номерами 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171 74:19:1116001:123.
22.01.2016 ООО "АВТМ" обратилось к Главе Сосновского муниципального района с заявлением о выдаче градостроительных планов земельных участков: 74:19:1116001:105, 74:19:1116001:170, 74:19:1116001:171, 74:19:1116001:123.
Письмом от 12.02.2016 N 377 Администрация Сосновского муниципального района сообщила обществу о том, что в соответствии с п.1 ст.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка относится к полномочиям органа местного самоуправления поселения.
Письмом от 16.02.2016 N 157 Администрация Сосновского муниципального района сообщила обществу о том, что в соответствии с ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
19.02.2016 ООО "АВТМ" обратилось к Главе муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль с заявлениями о выдаче разрешений на строительство (6 шт.) и заявлениями о выдаче градостроительного плана земельных участков (4 шт.).
Письмом от 24.02.2016 N 13 Администрация сельского поселения Новый Кремнкуль в соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", направила указанные обращения ООО "АВТМ" в Администрацию Сосновского муниципального района, указав на то, что полномочия в области градостроительной деятельности, в соответствии с п.20 ч.1, ч.3 и ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) решаются органами местного самоуправления муниципального района, а потому выдать разрешение на строительство и градостроительные планы земельных участков администрация поселения не может.
Полагая, что содержащиеся в этом письме решения Администрации сельского поселения Новый Кременкуль об отказе в выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство не соответствуют закону и нарушают права ООО "АВТМ" в сфере экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал оспоренные решения Администрации сельского поселения Новый Кременкуль законными.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Требования заявителя носят характер оспаривания решений органа местного самоуправления сельского поселения по отказу в выдаче заявителю градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании ненормативных правовых актов и действий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст.201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что оспоренными решениями Администрацией сельского поселения Новый Кременкуль заявителю отказано в выдаче градостроительных планов на земельные участки, расположенные на территории сельского поселения, и разрешений на строительство объектов недвижимости на указанных земельных участках по мотиву отсутствия у органа местного самоуправления сельского поселения соответствующих полномочий. Обращения заявителя направлены в уполномоченный орган - Администрацию муниципального района Сосновский район.
Оценивая законность таких решений, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
Положениями главы 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии со ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч.1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (ч.2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч.5).
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч.1). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч.2).
Частями 1, 4 и 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 этого Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с ч.17 ст.46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой, Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 этой статьи и другими федеральными законами (ч.4). Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района (п.3 ч.6).
Таким образом, как обоснованно отмечено подателем апелляционной жалобы, положениями ст.ст.45 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации функции по выдаче градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, и разрешений на строительство на таких земельных участках отнесены к полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположены земельные участки. Органы местного самоуправления муниципального района наделены соответствующими полномочиями лишь в отношении земельных участков и объектов строительства, расположенных на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.
Вместе с тем, общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Законом N 131-ФЗ, в соответствии со ст.14 которого (в редакции, действовавшей на момент принятия оспоренных решений), к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории и выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами) при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения (п.20 ч.1). К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 этой статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 этой статьи) (ч.3). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 этой статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 этой статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4).
То есть, специальными нормами Закона N 131-ФЗ выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, и разрешений на строительство объектов, расположенных на таких земельных участках, отнесены к вопросам местного значения сельского поселения только в случае наличия соответствующего указания в Законах субъекта Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставах сельских поселений. При отсутствии такого указания эти вопросы подлежат разрешению органами местного самоуправления муниципальных районов, как относящиеся к вопросам местного значения муниципальных районов.
Исследованием материалов дела установлено отсутствие положений законов Челябинской области и Устава сельского поселения Новый Кременкуль, наделяющих Администрацию сельского поселения Новый Кременкуль полномочиями по выдаче градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство.
С учетом этого обстоятельства решения Администрации сельского поселения Новый Кременкуль по отказу в выдаче заявителю градостроительных планов земельных участков и разрешений на строительство, мотивированные отсутствием у этой Администрации соответствующих полномочий, следует признать соответствуют закону.
Изложенные в апелляционной жалобе третьего лица возражения в указанной части подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании закона.
Соответствие оспоренных решений закону исключает возможность удовлетворения требований заявителя о признании таких решений недействительными.
Таким образом, спор разрешен судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют закону и обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 АПК РФ, не установлено.
Довод подателя апелляционной жалобы о принятии судом первой инстанции решения о правах и обязанностях не привлеченного к участию в деле лица - Главы Администрации сельского поселения Новый Кременкуль, отклоняется судом апелляционной инстанции, как противоречащий материалам дела (решение суда первой инстанции не содержит каких-либо выводов о правах и обязанностях указанного лица).
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.04.2016 по делу N А76-5160/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5160/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16 ноября 2016 г. N Ф09-9912/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АВТМ"
Ответчик: Администрация сельского поселения Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области, Учреждение "Администрация муниципального образования сельское поселение Новый Кременкуль Сосновского муниципального района Челябинской области"
Третье лицо: Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, АДМИНИСТРАЦИЯ СОСНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА