г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А40-3404/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияров Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Филиала N 7 ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-3404/16, принятое судьей Нагорной А.Н. (шифр судьи 75-23) в порядке упрощенного производства
по заявлению ГБУ культуры г.Москвы "ЦБС СЗАО"
к Филиалу N 7 ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Кондрашова О.В. по доверенности от 23.06.2016; |
от ответчика: |
Кульков С.А. по доверенности от 16.09.2015; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.03.2016 признано недействительным принятое в отношении Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Централизованная библиотечная система Северо-Западного
административного округа" (далее - заявитель, Учреждение) решение Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (в лице Филиала N 7) (далее - ответчик, Фонд) от 25.12.2015 N 52н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, с 02.10.2015 по 21.10.2015 Фондом проведена проверка, о чем составлен акт выездной проверки от 23.11.2015 N 53 н/с.
Учреждением были поданы возражения на акт от 23.11.2015 N 53н/с.
По результатам рассмотрения материалов проверки Фондом было вынесено оспариваемое решение от 25.12.2015 N 52 н/с, в соответствии с которым заявитель признан виновным в неполной уплате сумм страховых взносов в размере 3 800 (три тысячи восемьсот) рублей и ему предложено оплатить сумму недоимки в размере 3 800 (три тысячи восемьсот) рублей и штраф в размере 760 (семьсот шестьдесят) руюлей.
Заявитель, считая вынесенное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Так, Приказом директора Учреждения от 24.12.2014 N 47п работникам заявителя по указанию, полученному от Департамента культуры города Москвы в виде Приказа N 882 от 31.10.2014 г., в порядке выполнения Правительством Москвы Указа Президента РФ N 375 от 22.04.2013 г. была выплачена премия из средств бюджета Города Москвы, поименно согласно перечню лиц и персональных сумм премий, указанных в Приказе N 882, в общая сумма которых, составляет 1 900 000 руб.
Как указано выше, Президент Российской Федерации своим Указом от 22.04.2013 N 375 "О проведении в Российской Федерации Года культуры" постановил провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры, в связи с чем, рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры.
В целях реализации вышеуказанного Указа Президента РФ Постановлением Правительства Москвы от 18.09.2014 N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры" постановлено поощрить работников государственных учреждений культуры города Москвы за творческие достижения и вклад в развитие культуры в городе Москве и установить премии Правительства Москвы за личные достижения работникам по различным номинациям, среди которых: "За вклад в развитие культуры", "Лучший молодой специалист в сфере культуры".
Для этих целей указанным выше постановлением N 548-ПП Департаменту культуры города Москвы были выделены средства в размере 44 000 000 рублей из резервного фонда в бюджете города Москвы.
Во исполнение Постановления Правительства Москвы от 18.09.2014 г. N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры" Департаментом культуры города Москвы был издан Приказ от 31.10.2014 N 882 "Об утверждении списков лауреатов премий Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры", согласно которому, Правительством Москвы были награждены работники заявителя, а именно: 1) в соответствии с п. 71,72, 163-168 Приложения N 2 к Приказу в список лауреатов "Лучший молодой специалист в сфере культуры" вошли: Библиотекарь 2 категории Манукина Татьяна Михайловна; Библиотекарь компьютерного класса Чекалев Михаил Вячеславович; -Ведущий библиотекарь Башикова Татьяна Сергеевна; Ведущий программист Дозор Игорь Алексеевич; Ведущий экономист Кирилюк Алексей Владимирович; Заведующий библиотекой Мазнева Татьяна Александровна; Библиотекарь Моисеев Алексей Михайлович; Библиотекарь Процкая Анастасия Михайловна. 2) в соответствии с п. 178-187 Приложения N 4 к Приказу в список лауреатов "За вклад в развитие культуры" вошли: Главный библиотекарь отдела маркетинга и рекламы Иванова Татьяна Владимировна; Заместитель генерального директора по информационным ресурсам Тохтахунова Рахима Мухаметовна; Заместитель генерального директора по библиотечно-информационной деятельности Центральной Библиотеки N 271 имени Ф.В. Гладкова Шуваева Галина Михайловна; Главный библиотекарь Центральной Библиотеки N 271 имени Ф.В. Гладкова Фролкова
Татьяна Ивановна; Генеральный директор Смирнова Елена Викторовна; Главный библиотекарь Центральной Библиотеки N 49 Каменская Екатерина Евгеньевна; Заведующий детской библиотекой N 98 интеллектуального центра по социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Князева Вера Михайловна; Заведующий библиотекой N 34 Морокина Маргарита Митрофановна; Заведующий библиотекой N 216 Щербакова Раиса Николаевна; Заведующий детской библиотекой N 136 имени Николая Островского Зелянина Татьяна Михайловна.
На основании Уведомления N 882 от 10.11.2014 вышеуказанная денежная сумма в размере 1 900 000 рублей с кодом КБК 056-0804-09Д0201-612-241 была получена ЦБС СЗАО от Департамента культуры города Москвы в виде целевой бюджетной субсидии на выплату премии.
В соответствии с Письмом заместителя руководителя Департамента культуры города Москвы Лупачевой Г.В. от 11.11.2014 N 01-11/14 на вышеуказанную премию страховые взносы не начисляются и в фонды не выплачиваются.
Финансирование бюджетных расходов субъекта федерации Города Москвы в 2014 году осуществлялось на основании Закона города Москвы N 70 от 18.12.2013 "О бюджете города Москвы на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 годов". Согласно Приложению N 3 к Закону города Москвы N70 от 18.12.2013 г.
выплата средств из бюджета Города Москвы в Департамент культуры города Москвы -
код ведомства - 056, проводился в виде субсидии бюджетным учреждениям по коду -
09Д0201.
Приказом Департамента финансов города Москвы N 296 от 30.12.2013 "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы и перечня главных распорядителей бюджетных средств" утверждены "Указания о порядке применения целевых статей расходов бюджета города Москвы" в виде Приложения N1 к Приказу.
Согласно разделу "2 Перечень и правила отнесения расходов бюджета города Москвы на соответствующие целевые статьи" этого Приложения, по коду - 09Д0201 - соответствуют расходы бюджета города Москвы - Проведение городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий в городе Москве. По данной целевой статье отражаются расходы бюджета города Москвы на выплату физическим лицам премий города Москвы в области литературы и искусства.
Согласно Уставу Учреждение является бюджетным учреждением культуры города Москвы. Согласно ст. 78.1 и ст. 162 БК РФ заявитель финансируется в виде бюджетных субсидий, принимает и исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета).
Приказом Министерства финансов РФ N 65н от 01.07.2013 г. утверждены указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации. Согласно разделу этого Приказа "3. Порядок отнесения операций на соответствующие группы, статьи и подстатьи классификация операций сектора государственного управления" определены следующие группы КОСГУ, по которым должен формироваться бюджетный учет в Учреждении в том числе: Группа 100 "Доходы", в которую входит Статья 180 "Прочие доходы" - на которую относятся, в т.ч. субсидии, получаемые государственными (муниципальными) учреждениями из соответствующего бюджета;
Группа 200 "Расходы", в которую входят Статья 211 "Заработная плата" и Статья 290 "Прочие расходы - на которую относятся, в т.ч. выплата государственных премий, грантов в различных областях.
В порядке выполнения правил бюджетного учета заявитель указал в Корректировке сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставляемыми государственному (муниципальному) учреждению на 2014 г. поступление субсидии в размере 1 900 000 рублей на счет КОСГУ 180 и ее выплату заявителю по счету КОСГУ 290.
Учреждение по поручению Департамента культуры города Москвы осуществляла только функцию по непосредственной передаче денежных средств, ранее полученных им из бюджета города Москвы, лауреатам премий - работникам заявителя - отобранных субъектом федерации - Городом Москвой.
Таким образом, произведенная заявителем на основании Постановления Правительства Москвы от 18.09.2014 г. N 548-ПП, Приказа и Письма Департамента культуры города Москвы от 31.10.2014 г. N 882 и от 11.11.2014 г. N 01-11/14 выплата премий вышеуказанным работникам заявителя за счет полученных Учреждением от Департамента культуры города Москвы целевых денежных средств из бюджета города Москвы (Приказ директора от 24.12.2014 г. N 47п), является выплатой целевых средств из бюджета Города Москвы награждённым Городом Москвой работникам заявителя.
Согласно Приложению N 3 к Закону города Москвы N 70 от 18.12.2013 выплата средств из бюджета Города Москвы в виде субсидии бюджетным учреждениям, в том числе на выплату заработной платы работникам, производится по коду - 056-09Б0181 - 610, что согласно Приказу Департамента финансов города Москвы N 296 от 30.12.2013, раздел 2 Приложения N 1 - 09Б0181 - оказание государственными учреждениями государственных услуг, выполнение работ финансовое обеспечение деятельности.
Согласно разделу 3 Приказа Министерства финансов РФ N 65н от 01.07.2013 при выполнении бюджетного учета расходы на выплату заработной платы отражаются по КОСГУ 211.
Таким образом, выплаченная Учреждением работникам премия из средств полученных из бюджета Города Москвы, не связанна с выполнением работниками работ или оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, т.к. бюджетные средства были получены заявителем по коду 056-0804-09Д0201- 612-241, и отражены по КОСГУ 290.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", действительно, как и указано в решении, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Этот перечень является закрытым, но имеет отношение, исключительно, к плательщикам страховых взносов объектом обложения страховыми взносами, которых признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Однако, как указано, выше произведенная заявителем на основании Приказа директора Учреждения от 24.12.2014 N 47п выплата премий вышеуказанным работникам заявителя за счет полученных Учреждением от Департамента культуры города Москвы целевых денежных средств из бюджета города Москвы не связанна с выполнением работниками работ или оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, заключенных с заявителем, не является объектом обложения страховыми взносами, а значит, не нарушает норм статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части
1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 вышеуказанного Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 212-ФЗ, действительно, как и указано в Решении, установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Этот перечень является закрытым, но имеет отношение, исключительно, к плательщикам страховых взносов объектом обложения страховыми взносами которых признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Таким образом, произведенная школой на основании Приказа директора школы
от 28.11.2014 г. N 225-1 выплата премий вышеуказанным работникам за счет
полученных от Департамента культуры города Москвы целевых денежных средств из
бюджета города Москвы не связанна с выполнением работниками заявителя работ или
оказанием услуг в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров,
заключенных со школой, не является объектом обложения страховыми взносами, а
значит, не может нарушать ст. 7, 8, 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
При этом в силу ст. 40, 42 Федерального закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, в том числе при отсутствии события вменяемого правонарушения, а также отсутствии вины лица в совершении правонарушения.
На основании вышеизложенного, решение Фонда от 25.12.2015 N 52н/с "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не соответствует Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Указу Президента Российской Федерации от 22.04.2013 N 375 "О проведении в Российской Федерации
года культуры", Постановлению Правительства Москвы от 18.09.2014 N 548-ПП "О премиях Правительства Москвы работникам государственных учреждений культуры города Москвы в рамках проведения в 2014 году в Российской Федерации Года культуры".
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований и не допустил нарушений норм процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.03.2016 по делу N А40-3404/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3404/2016
Истец: ГБУ культуры г. Москвы "ЦБС СЗАО", ГБУ культуры города Москвы "Центральная библиотечная система Северо-Западного административного округа"
Ответчик: ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 7, Филиал N 7 ГУ Московского регионального отделения Фонда социального страхования РФ