г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А40-229934/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
председательствующего судьи Н.В. Лаврецкой,
судей Н.И. Левченко, Е.Б. Расторгуева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.В. Фоминым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 апреля 2016 года
по делу N А40-229934/2015, принятое судьёй В.Э. Козловским
по иску ЗАО "Трубная Грузовая Компания"
(ОГРН 1107746493689; 101000, Москва, ул. Мясницкая, 46, стр. 7)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295; 107174, Москва, ул. Новая Басманная, 2)
о взыскании пени
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен.
от ответчика: Михайлова О.М. (по доверенности от 17.07.2015)
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Трубная Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени в размере 726 716 руб. 21 коп (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 07.04.2016 исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ЗАО "Трубная Грузовая Компания" пени в размере 600 000 руб.
В удовлетворении остальной части иска было отказано.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции необоснованно не применил пункт 6.3 Правил и необоснованно взыскал с ОАО "РЖД" 78 629 руб. 27 коп. пени.
Ссылается на то обстоятельство, что судом не приняты во внимание обстоятельства, увеличивающие срок доставки груза на основании пункта 6.6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в иске отказать.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Из материалов дела следует, что в период с ноября 2014 года по декабрь 2014 года ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ЗАО "Трубная Грузовая Компания" с иском о взыскании пени за просрочку доставки грузов.
Ответственность за такого рода нарушение установлена статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно указанной статье за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Статьей 33 Устава установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Суд первой инстанции признал требования подтвержденными документально и удовлетворил в части, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание то обстоятельство, что обязательства по доставке вагонов выполнены, задержка их доставки допущена ответчиком в целом на небольшой срок.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения.
Довод жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно не применил пункт 6.3 Правил и необоснованно взыскал с ОАО "РЖД" 78 629 руб. 27 коп. пени, рассмотрен судом апелляционной инстанции и подлежит отклонению, исходя из следующего.
В силу пункта 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, при этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются также в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
Составление актов общей формы о задержке вагонов ввиду необходимости их направления в ремонт не может служить основанием для освобождения ОАО "РЖД" от ответственности, предусмотренной статьей 97 Устава железнодорожного транспорта, ввиду следующего.
Пункт 6.3 Правил предусматривает увеличение срока доставки груза на все время задержки в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам. Согласно статье 20 Устава ЖДТ, техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан подавать под погрузку исправные, годные для перевозки конкретных грузов вагоны.
Учитывая изложенное, бремя доказывания отсутствия вины в возникновении технической неисправности вагонов, контейнеров в пути следования законом возлагается на перевозчика.
Вместе с тем, надлежащих доказательств выполнения перевозчиком необходимых действий по определению технического состояния вагона перед погрузкой в соответствии с требованиями статьи 20 УЖТ РФ, а также доказательств того, что техническая неисправность вагона возникла по независящим от перевозчика причинам, не представлено.
В силу изложенного ссылка ответчика на пункт 6.3 Правил как на основание продления срока доставки груза является необоснованной.
Доводы ответчика об увеличении срока доставки груза на основании пункта 6.6. Правил N 27 являются не обоснованными и не подтвержденными.
Согласно пункту 6.6 Правил исчисления сроков доставки о причинах задержки груза, и о продолжительности этой задержки перевозчик составляется акт общей формы в двух экземплярах в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Первый экземпляр акта прикладывается к перевозочным документам и на железнодорожной станции назначения - к дорожной ведомости.
В графе накладной "Отметки перевозчика" и в дорожной ведомости под наименованием груза делается отметка следующего содержания: "Груз задержан на станции для (указывается причина задержки). Срок доставки увеличивается на сутки, о чем составлен акт общей формы. Отметка удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и календарным штемпелем перевозчика.
Согласно пункту 3.2.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45) о составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка о его составлении с указанием номера и даты акта.
Акты общей формы, представленные ответчиком, фиксируют факт задержки вагона на промежуточной станции, такие акты составляются в случае любой задержки, вне зависимости от того по чьей вине она произошла и могут являться или нет основанием для правомерного продления срока доставки. Данные акты не подтверждают вину грузополучателя в неприеме спорных отправок.
При просрочке в доставке груза лицом, нарушившим обязательство, является перевозчик, поэтому он должен доказать отсутствие вины в просрочке. Между тем ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение им процедуры уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, не подтверждено надлежащими доказательствами невыполнение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов, что повлекло задержку вагонов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ответчик не доказал обстоятельства на которые ссылается в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то обстоятельство, что суд первой инстанции применил положений статьи 333 ГК РФ исходя из всей заявленной суммы пени. Возможно, оснований для применения указанной статьи на меньшую сумму пени суд мог не усмотреть.
Руководствуясь статьями 176, 266, 267 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 апреля 2016 года по делу N А40-229934/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Лаврецкая |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229934/2015
Истец: АО "ТРУБНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ", ЗАО "Трубная Грузовая Компания"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала - Горьковская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги"