г. Чита |
|
13 июля 2016 г. |
дело N А58-331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Семеновой У.Н. и секретаря судебного заседания Архиповой А.Н. апелляционную жалобу Нерюнгринской районной администрации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2016 года по делу N А58-331/2016 по заявлению Нерюнгринской районной администрации (ОГРН 1031401720129, ИНН 1434027046) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании незаконными решения от 25.12.2015 по делу N 02- 83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части, предписания от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства,
в качестве третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031401720162, ИНН 1434027060), Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик" (ОГРН 1071434001671, ИНН 1434034580), общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1141434001114, ИНН 1434047437),
(суд первой инстанции: судья Устинова А.Н.),
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) - Прокопьевой Е.М. - представителя по доверенности от 05.07.2016,
от Нерюнгринской районной администрации - не явился, извещен,
от Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) - не явился, извещен,
от Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик" - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" - не явился, извещен,
установил:
Нерюнгринская районная администрация (далее - заявитель или Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - антимонопольный орган, Якутское УФАС России или Управление) с заявлением о признании незаконными решения от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части, предписания от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением суда от 28.01.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик", общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции не усмотрел каких-либо нарушений действующего законодательства при принятии оспариваемого решения и выдаче предписания, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права.
Якутское УФАС России в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы отзыва на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Администрация и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя Правительства, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.09.2015 в Якутское УФАС России поступило письмо прокурора города Нерюнгри с требованием об организации проверки наличия (отсутствия) в действиях должностных лиц администрации МО "Нерюнгринский район" признаков нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, приводящих к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также признаков правонарушения, предусмотренного статьей 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с поступлением заявления народного депутата Государственного собрания "Ил Тумэн" от 26.06.2015 N 01/38.
По результатам рассмотрения обращения прокурора г. Нерюнгри в порядке, предусмотренном статьей 44 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган усмотрел в действиях Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района признаки нарушения антимонопольного законодательства, о чем составлена докладная записка на имя руководителя Якутского УФАС России от 29.09.2015 о необходимости возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
29.09.2015 руководителем Якутского УФАС России издан приказ N 117 о возбуждении дела N 02-83/15А по признакам нарушения Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
30.09.2015 председателем Комиссии Якутского УФАС России вынесено определение о назначении дела N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 20.10.2015 в 10-00 час.
В ходе рассмотрения дела N 02-8315А антимонопольным органом установлены следующие обстоятельства.
В 2014 году Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района путем проведения аукциона приобретено муниципальное имущество (автобусы марки "КАВЗ 4238-41" в количестве 8 ед. и марки "КАВЗ 4235-41" в количестве 3 ед. 2014 г.в.) на общую сумму 37 463 800 рублей.
05.09.2014 Администрацией утверждено Положение о проведении конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
В пункте 5.9 Положения о проведении конкурса среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, предусмотрено, что к заявке должны быть приложены заверенные претендентом копии документов, подтверждающих владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга).
03.10.2014 Комитет, являясь учредителем МУП "Переработчик", дал согласие на участие последнего в создании ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" с долей в уставном капитале 49%.
14.10.2014 для организации и осуществления социально-значимых пригородных и междугородних пассажирских перевозок в Нерюнгринском районе, общим собранием в лице уполномоченных представителей ООО "ЮжСахаАвтотранс" и МУП "Переработчик" принято решение создать совместное предприятие - ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" с долями уставного капитала 51% - ООО "ЮжСахаАвтотранс" и 49% - МУП "Переработчик".
10.11.2014 Нерюнгринской районной администрацией вынесено постановление N 2821 "О передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения", согласно которому Комитету земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района постановлено передать на баланс муниципального унитарного предприятия МО "Нерюнгринский район" "Переработчик" муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 37 520 279, 86 рублей: автобусы марки "КАВЗ 4238-41" в количестве 8 ед. и марки "КАВЗ 4235-41" в количестве 3 ед. 2014 г.в. с закреплением имущества за ним на праве хозяйственного ведения.
17.11.2014 между Комитетом и МУП МО "Нерюнгринский район" "Переработчик" подписано соглашение N 1 о закреплении муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования "Нерюнгринский район", на праве хозяйственного ведения.
01.11.2014 между МУП "Переработчик" и ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" заключен договор аренды транспортных средств N 41-01112014, согласно которому МУП "Переработчик" обязуется предоставить ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" транспортные средства согласно Приложению N 1 к договору за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению ими и их технической эксплуатации на срок с 01.11.2014 до 31.10.2015.
Арендная плата за автобус марки "КАВЗ 4235-41" составляет 18 727, 72 рублей в месяц, за автобус марки "КАВЗ 4238-41" составляет 21 435, 75 рублей в месяц.
05.11.2014 Комитет, являясь учредителем МУП "Переработчик" дает согласие МУП "Переработчик" о передаче в аренду вновь созданному предприятию ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" пассажирских автобусов в количестве 11 единиц.
14.11.2014 между сторонами составлен акт приема-передачи (Приложение N 1 к договору) транспортных средств в количестве 11 единиц автобусов марки "КАВЗ-4238-41" 2014 год выпуска.
24.11.2014 постановлением Нерюнгринской районной администрации утверждена конкурсная документация открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
24.11.2014 на официальном сайте муниципального образования "Нерюнгринский район" в сети Интернет www.neruadmin.ru размещено Извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и международных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
В Извещении о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и международных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, а также в пункте 2.2 Конкурсной документации содержится информация о том, что участник конкурса должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; должен быть платежеспособным, не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признан несостоятельным (банкротом).
Для участия в процедуре конкурса все претенденты должны включить документы, подтверждающие владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга) (общие сведения Конкурсной документации).
В приложении N 10 к Конкурсной документации, расчетное количество подвижного состава маршрутной сети пригородного и междугороднего пассажирского автотранспорта Нерюнгринского района - 15 ед.
Согласно пункту 8.1 Конкурсной документации, победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов путем их суммирования и заявке которого присваивается первый номер.
25.12.2014 состоялось рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района по результатам которого принято решение о признании конкурса несостоявшимся и заключении договора с единственным участником ООО "ПАТП", о чем составлен протокол N 1.
31.12.2014 между Нерюнгринской районной администрацией (Заказчик) и ООО "ПАТП" (Перевозчик) заключен договор на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
В целях удовлетворения потребностей населения Нерюнгринского района в пассажирских перевозках Заказчик поручает, а Перевозчик принимает на себя обязательства по организации и выполнению перевозок пассажиров и багажа пассажирскими автобусами по маршрутам регулярных перевозок, проходящим по территории Нерюнгринского района, перечень которых содержится в приложении N 1 к Договору и являющемуся его неотъемлемой частью (п. 1.1 проекта Договора по лоту N 1на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района).
Плата за проезд пассажиров (провоз багажа) в транспортном средстве взимается Перевозчиком согласно тарифам на перевозку пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования (п. 5.1 проекта Договора по лоту N 1).
В соответствии с конкурсной документацией, источник финансирования - платежи населения Нерюнгринского района.
11.02.2015 Нерюнгринской районной администрацией вынесено постановление N 199 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий из бюджета Нерюнгринского района на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения на территории муниципального образования "Нерюнгринский район".
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о порядке субсидирования, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров на маршрутах, обеспечивающих социально значимые перевозки на территории МО "Нерюнгринский район" согласно Приложению N 6 к настоящему Положению.
Расчет размера субсидии осуществляется в соответствии с методикой расчета субсидии на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения, установленной Приложением N 1 к настоящему Положению (п. 1.4 Положения о порядке субсидирования).
Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, выигравшим конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района (п.2.1 Положение о порядке субсидирования).
30.11.2015 в антимонопольный орган поступил ответ Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.11.2015 N 01/3117.1 на запрос от 23.11.2015 N 02/5538 с реестром лицензиатов, зарегистрированных на территории Нерюнгринского района, имеющих право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек по состоянию на 31.12.2014.
По информации Инспекции Федеральной налоговой службы по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) по состоянию на 29.10.2015 по данным ЕГРИП и ЕГРЮЛ количество юридических лиц с основным видом деятельности по оказанию услуг пассажирских перевозок составляет 13; количество индивидуальных предпринимателей - 140.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и изучив материалы дела N 02-83/15А Комиссия Якутского УФАС России решила: признать Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031401720162, ИНН 1434027060, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д.21), Нерюнгринскую районную администрацию (ОГРН 1031401720129 ИНН 1434027046, адрес: 678960, г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д.21), Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик" (ОГРН 1071434001671, ИНН 1434034580, адрес: 678960, г. Нерюнгри, проспект Геологов, 49) нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (п. 1); прекратить в отношении ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" (ОГРН 1141434001114, ИНН 1434047437, адрес: 678960, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри, ул. Донецкая, 34) рассмотрение дела N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства (п. 2); выдать Нерюнгринской районной администрации (ОГРН 1031401720129 И Н Н 1434027046, адрес: 678960, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, д.21) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (п. 3).
Резолютивная часть решения оглашена 11.12.2015, решение по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства изготовлено в полном объеме 25.12.2015.
Нерюнгринская районная администрация, не согласившись с выводами антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании недействительными решения от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства в части признания Нерюнгринской районной администрации, нарушившей статью 16 Федерального закона от 26.07.2016 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписания от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемых решения и предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования общества могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя такими актами.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования общества удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе по недопущению, ограничению, устранению конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Согласно части 2 данной нормы целями Федерального закона являются, в том числе, обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Диспозиция части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции устанавливает, что запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из названной нормы следует прямой запрет на соглашения и/или согласованные действия между государственными органами и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения и/или согласованные действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Пунктом 18 статей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии со статьей 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
Совершение лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 24.11.2014 Нерюнгринской районной администрацией объявлен открытый конкурс на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
17.12.2014 ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" подало заявку для участия в открытом конкурсе среди перевозчиков на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
По результатам рассмотрения заявок ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" признано единственным участником, с которым в дальнейшем заключен договор на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозке на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района. Как победитель, ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" приобретает выручку за пассажирские перевозки с населения в виде платы за проезд, а также предусмотренные Положением о порядке предоставления субсидий из бюджета Нерюнгринского района на возмещение части затрат, не покрытых доходами, связанных с перевозкой пассажиров по социально значимым пригородным и междугородним маршрутам регулярного сообщения на территории муниципального образования "Нерюнгринский район" субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости ООО "ПАТП" по счету 51 за 2015 год всего по дебету счета выручка организации составляет 66 931 526,74 рублей, из них выручка по субсидиям по пассажирским перевозкам - 13 822 201, 12 рублей, по счету 50 за 2015 год всего выручка по дебету счета составила 47 420 593,03 рублей, из них по межгороду - 3 947 627,00 рублей, по пригороду - 28 183 540,00 рублей.
Как установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" создано на основании решения общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью "ЮжСахаАвтотранс" и муниципального унитарного предприятия "Переработчик".
Из Устава ООО "ПАТП" следует, что предметом деятельности юридического лица являются пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию; внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "Пассажирское автотранспортное предприятие" зарегистрировано в качестве юридического лица 23.10.2014 за основным государственным регистрационным номером N 114143400111, учредителями являются общества с ограниченной ответственностью "ЮжСахаАвтотранс" с долей в уставном капитале - 51% и муниципальное унитарное предприятие "Переработчик" с долей в уставном капитале - 49%.
Муниципальное унитарное предприятие "Переработчик" образовано на основании распоряжения главы муниципального образования "Нерюнгринский район" от 18.06.2007 N 1938-р, учредителем предприятия является Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.
Согласно Уставу МУП имущество предприятия является муниципальной собственностью и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения по договору между Учредителем и Предприятием (п. 4.1 Устава).
Участие МУП "Переработчик" в создании нового предприятия - ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" согласовано с его учредителем Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района 03.10.2014.
Постановлением Нерюнгринской районной администрации от 10.11.2014 N 2821 "О передаче и закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения" Комитету земельных и имущественных отношений предписано передать на баланс МУП "Переработчик" муниципальное имущество общей балансовой стоимостью 37 463 800 руб. 00 коп. (8 единиц автобусов КАВЗ-4238-41, 3 единицы автобусов КАВЗ 4235-41).
20.11.2014 (уже через 10 дней) между МУП "Переработчик" и ООО "ПАТП" заключен договор аренды транспортных средств N 41-01112014, согласно которому МУП "Переработчик" обязуется предоставить ООО "ПАТП" транспортные средства (8 единиц автобусов КАВЗ-4238-41, 3 единицы автобусов КАВЗ 4235-41) за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению ими и их технической эксплуатации.
Из содержания конкурсной документации по Извещению о проведении открытого конкурса на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района" следует, что участник конкурса должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; должен быть платежеспособным, не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), не быть признан несостоятельным (банкротом).
Пунктом 7.7 Положения о проведении конкурса установлены критерии оценки заявок и представленных к ним документов.
Для участия в процедуре конкурса все претенденты должны включить документы, подтверждающие владение транспортными средствами (договор аренды или лизинга) (Общие сведения Конкурсной документации).
В приложении N 10 к Конкурсной документации, расчетное количество подвижного состава маршрутной сети пригородного и междугороднего пассажирского автотранспорта Нерюнгринского района предусмотрено в количестве 15 ед.
Согласно пункту 8.1 Конкурсной документации, победителем конкурса признается участник конкурса, набравший наибольшее количество баллов путем их суммирования и заявке которого присваивается первый номер.
Следовательно, исходя из условий и требований, содержащихся в конкурсной документации - наличие новых автобусов в достаточном количестве (критерии: срок эксплуатации с года выпуска (изготовления) транспортных средств, количество автобусов, достаточных для выполнения транспортного обслуживания по маршрутам, заявленным в лоте) влечет присвоение больших баллов претенденту и, как следствие, обеспечивает его победу в открытом конкурсе.
Тем самым, как правильно указал суд первой инстанции, передача в аренду ООО "ПАТП" автобусов, находящихся в муниципальной собственности, обусловила возможность максимального соответствия ООО "ПАТП" критериям объявленного конкурса, при этом передача в аренду транспортных средств осуществлена без проведения каких-либо публичных процедур, обеспечивающих возможность иных участников товарного рынка, неопределенного круга лиц претендовать на получение в аренду указанного муниципального имущества.
Из указанного следует, что ООО "ПАТП" были предоставлены преимущественные условия деятельности на рассматриваемом товарном рынке по перевозке пассажиров на территории Нерюнгринского района совместными действиями МУП "Переработчик" и Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района.
Учитывая, что требования и критерии оценки, устанавливающие возможность получения максимального количества баллов именно за наличие нового парка автобусов в определенном количестве установлены заказчиком - Нерюнгринской районной администрацией, суд первой инстанции правомерно указал, что районная администрация действительно предопределила возможность победы ООО "ПАТП" в объявляемом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района.
Оценив представленные доказательства и хронологию событий, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что конечным единым результатом вышеуказанных действий, совершенных Нерюнгринской районной администрацией (установление критериев оценки в конкурсной документации, условий и требований, поручение Комитету о передаче автотранспортных средств на баланс МУП "Переработчик"), Комитетом земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района (подписание соглашения о передаче на баланс МУП "Переработчик" автотранспортных средств", согласие на создание нового юридического лица с долей участия), МУП "Переработчик" (участие в создание нового юридического лица ООО "ПАТП", передача в аренду транспортных средств ООО "ПАТП"), явилось создание условий для обеспечения максимального соответствия ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие" критериям и условиям, установленным в объявленном открытом конкурсе на право осуществления транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородних маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района, что повлекло за собой ограничение конкуренции на товарном рынке пассажирских перевозок на территории Нерюнгринского района.
Судом также учтено, что ООО "ПАТП" - победитель конкурса создан в качестве юридического лица незадолго до объявления конкурса.
При таких условиях, является обоснованным вывод суда, что действия Нерюнгринской районной администрации, Комитета земельных и имущественных отношений Нерюнгринского района, МУП "Переработчик", ООО "ПАТП" правомерно и обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как соглашения, исходя из конкретных обстоятельств их совершения, установленных судом.
Антимонопольный орган правомерно пришел к выводу о том, что все действия совершены для достижения одного результата - заключения муниципального контракта с ООО "ПАТП", что приводит к ограничению конкуренции при проведении конкурса, интересов потенциальных участников, созданию неравных условий при участии в конкурсе путем установления необоснованных преимуществ ООО "ПАТП".
При таких обстоятельствах, решение УФАС по РС (Я) соответствует действующему закону и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предписание от 25.12.2015 по делу N 02-83/15А о нарушении антимонопольного законодательства выдано антимонопольным органом в соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение выявленного нарушения путем совершения действий, направленных на устранение допущенного нарушения антимонопольного законодательства в виде расторжения договора на осуществление транспортного обслуживания населения по регулярным перевозкам на пригородных и междугородных маршрутах общего пользования на территории Нерюнгринского района от 31.12.2014 N 43 с ООО "ПАТП", с учетом признания оспариваемого решения законным и обоснованным, также является законным и объективно исполнимым.
Доводы заявителя и третьих о том, что расторжение договора приведет к чрезвычайным последствиям в сфере транспортного обслуживания населения, судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку, как правильно указал суд, данное обстоятельство не может свидетельствовать о добросовестном поведении участников согласованных действий и являться основанием для признания данных действий законными.
В связи с изложенным, оценив исследованные доказательства, с учетом всех установленных по делу обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2016 года по делу N А58-331/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-331/2016
Истец: Нерюнгринская районная администрация
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Комитет земельных и имущественных отношений Нерюнгринского район, МУП муниципального образования "Нерюнгринский район" "Переработчик", ООО "Пассажирское автотранспортное предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
26.09.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4924/16
13.07.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2836/16
06.07.2016 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-331/16
13.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-331/16