Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2016 г. N Ф10-3873/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным отказа в выдаче разрешения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А48-7591/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от Департамента государственного имущества и земельных отношений по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ООО "Аршин": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации города Орла: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 22.04.2016 по делу N А48-7591/2015 (судья А.А. Жернов) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аршин" о признании недействительным решения Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области об отказе в выдаче разрешения, выраженного в письме от 19.08.2015 N 3475-зи, третье лицо: Администрация города Орла,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аршин" (далее - Общество, ООО "Аршин") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Орловской области (далее- Департамент, заявитель) о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения, выраженного письмом от 19.08.2015 N 3475-зи и обязании ответчика принять решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатации рекламных конструкций по адресу: г. Орел, ул. Горького, д.44 ( со стороны ул. М. Горького), г. Орел, ул. Горького, д. 44 ( со стороны ул. 60ти - летия Октября) в соответствии с ч. 14 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту - Закон о рекламе).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 22.04.2016 заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с решением, Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что отказ в выдаче разрешения, выраженный письмом от 19.08.2015 N 3475-зи не нарушает прав и законных интересов заявителя и фактически является следствием неисполнения органами местного самоуправления требований законодательства.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ООО "Аршин" обратилось в Департамент с заявлением от 13.08.2015 N 58 о получении разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (двух щитов 3х6) на земельных участках многоквартирных домов по адресам: г. Орел, ул. Максима Горького, д. 44 (со стороны ул. Максима Горького) и г. Орел, ул. Максима Горького, д.44 (со стороны ул. 60- лет Октября.
Департамент, рассмотрев обращение Общества, письмом от 19.08.2015 N 3475-зи сообщил, об отказе в выдаче ООО "Аршин" разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В качестве причины указано, что по состоянию на 17.08.2015 года не утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории города Орла.
Не согласившись с данным отказом Департамента в выдаче разрешения, выраженный письмом от 19.08.2015 N 3475-зи ООО "Аршин", обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 Закона о рекламе
Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 статьи 19 Закона о рекламе законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (пункт 9 статьи 19 Закона о рекламе). Установка рекламной конструкции без разрешения не допускается.
По смыслу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 15 статьи 19 Закона о рекламе, предусмотрено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по следующим основаниям: несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе определяется схемой размещения рекламных конструкций); нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта; нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов; нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании; нарушение требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 статьи 17 Закона о рекламе
В абзаце первом части 15 ст. 19 Закона рекламе прямо закреплено, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано.
В части 15 статьи 19 указанного Закона дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
На Департамент в соответствии с " Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Орловской области", утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 N 398 возложена функция по выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории соответствующих городских округов и муниципальных районов, аннулирование таких разрешений, выдачу предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городских округов и муниципальных районов, осуществляемых в соответствии с Законом о рекламе. ( п. 5.34 Положения).
В данном случае, отказывая ООО "Аршин" в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, Департамент в качестве основания для отказа указал на не утверждение по состоянию на 17.08.2015 схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла.
Однако, такого основания как не утверждение схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла ч.15 ст19 Закона рекламе не содержит.
Кроме того, частью 9 статьи 15 Закона о рекламе установлено, что к заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Обязанность по предоставлению схемы на размещение рекламных конструкций, указанной нормой права также не предусмотрена.
Также суд учитывает, что Департаментом 10.02.2016 уже было выдано ООО "Аршин" разрешение N 25 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на объекте недвижимости - "многоквартирный жилой дом", по адресу : г. Орел, ул. Максима Горького, д. 20 ( торец дома со стороны ул. Брестской) при отсутствии схемы размещения рекламных конструкций на территории города Орла.
Схема размещения рекламных конструкций на территории города Орла была утверждена постановлением Администрации города Орла только 18.03.2016 года (постановление Администрации города Орла от 18.03.2016 N 1040), то есть уже после обращения Общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Следовательно, в данном случае, отсутствие схемы размещения рекламной конструкции при подаче заявления не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Кроме того письмо Департамента от 19.08.2015 N 3475-зи не содержит иных оснований, а также указаний на несоответствие рекламных конструкций закону.
Таким образом, отказ Департамента ООО "Аршин" в установке и эксплуатации рекламных конструкций, содержащийся в данном письме не соответствует Закону о рекламе и нарушает права заявителя, что влечет признание его недействительным.
Учитывая, что в соответствии с п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Департамента, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 22.04.2016 по делу N А48-7591/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7591/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2016 г. N Ф10-3873/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АРШИН"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Орловской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОРЛА