г. Чита |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А19-17337/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей: Ячменёва Г.Г., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на определение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2016 года по делу N А19-17337/2013 об изменении порядка и способа исполнения судебного решения по делу по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 92) к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 59968" (ОГРН 1093850029020, ИНН 3849006512, адрес: 664078, Иркутская обл., Иркутск г., Зеленый микрорайон) о взыскании 596 112 руб. 10 коп.,
заинтересованные лица: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" (ОГРН 1103850034276, ИНН 3849013206, место нахождения 664078, г. Иркутск, мкр. Зеленый), Управление Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654, место нахождения: 664003, г. Иркутск, ул. Фурье, 1)
(суд первой инстанции - А.А. Пугачёв),
в отсутствие в судебном заседании представителей сторон,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее - Управление, заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" (далее - ответчик, учреждение, войсковая часть) " финансовой санкции в размере 596 112 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 января 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, с федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" взыскано 5 000 руб., составляющих сумму финансовых санкций, в остальной части заявленных требований отказано.
На основании указанного решения Арбитражный суд Иркутской области 18 марта 2014 года выдал исполнительный лист серии АС N 006402410.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем обращения взыскания на денежные средства в размере 5 000 руб., выделяемые для финансирования расходов должника и находящиеся на лицевом счете ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
Определением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано. В обоснование суд первой инстанции указал, что требование о взыскании суммы спорной задолженности с лицевого счета не ответчика (должника), а иного лица, не привлеченного к участию в деле при разрешении спора по существу, нельзя признать изменением способа и порядка исполнения судебного акта.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене определения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что судом не приняты во внимание и не дана оценка доводам Управления ПФР относительного отсутствия в настоящее время у Войсковой части 59968 своих расчетных счетов в органах Федерального казначейства и осуществление всего финансово-экономического обеспечение данной войсковой части ФКУ "УФО Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области, что подтверждается договором на обслуживание от 1 января 2014 года N 14/15. Согласно подпункту "в" пункта 1.2. договора финансово-экономическое обеспечение включает в себя осуществление ФКУ "УФО Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" операций с денежными средствами, связанными со своевременным проведением расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами. Следовательно, данный пункт договора содержит прямые указания на наличие реальной возможности со стороны ФКУ "УФО Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" произвести уплату штрафных санкций в размере 5000 руб., в пользу Управления ПФР, являющегося государственным внебюджетным фондом, на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от 28 января 2014 года по делу N А19-17337/2013. Кроме того, государственная регистрация в качестве юридического лица казенного учреждения, не имеющего лицевых (расчетных) счетов, а также специальный порядок финансирования воинских частей, не должны препятствовать взыскателям в получении присужденных им судом денежных сумм.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 09.06.2016.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, фонд ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" (далее ответчик, учреждение, войсковая часть) финансовых санкций в размере 596 112 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 января 2014 года заявленные требования удовлетворены частично, с федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" взыскано 5 000 руб., составляющих сумму финансовых санкций, в остальной части заявленных требований отказано.
На основании указанного решения Арбитражный суд Иркутской области 18 марта 2014 года выдал исполнительный лист серии АС N 006402410, который был направлен Пенсионным фондом для исполнения в Управление Федерального казначейства по Иркутской области.
Письмом N 34-06-15/1.10-4496 от 6 октября 2015 года Управление Федерального казначейства по Иркутской области возвратило Пенсионному фонду исполнительный лист, в связи с отсутствием у федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" открытых лицевых счетов в органах Федерального казначейства.
Кроме того, указало на то, что в соответствии с Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1266 финансирование войсковых частей осуществляется через ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области".
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска обратилось с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем обращения взыскания на денежные средства в размере 5000 руб., выделяемые для финансирования расходов должника и находящиеся на лицевом счете ФКУ "Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации".
В обоснование заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта пенсионный фонд сослался на то, что у федерального казенного учреждения "Войсковая часть 59968" отсутствуют открытые лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области. Кроме того, указало на то, что ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" является финансовым учреждением, осуществляющим финансово-экономическое обеспечение данной войсковой части.
Определением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
Суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В силу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения -должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
Как правильно указывает суд первой инстанции, в обоснование заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта Пенсионный фонд указал, что у ФКУ "Войсковая часть 59968" отсутствуют открытые лицевые счета в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области, а финансово-экономическое обеспечение данной войсковой части осуществляет ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области".
Аналогичные доводы приведены и в апелляционной жалобе.
Согласно части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ N 467-О от 18 декабря 2003 года Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта не предполагает изменение самого судебного акта и субъектного состава участников процесса.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования пенсионного фонда об изменении порядка и способа исполнения судебного акта по существу сводятся к изменению должника по исполнительному листу, т.е. заявитель просит обратить взыскание на денежные средства, которые находятся на лицевом счете иного самостоятельного юридического лица, тем самым возложив на него обязанность по исполнению решения суда.
Между тем, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области" не является стороной по делу N А19-17337/2013 и не принимало в нем участие, в связи с чем, взыскание с него штрафных санкций, которые являлись предметом рассмотрения по указанному делу, является неправомерным.
Таким образом, как правильно указывает суд первой инстанции, требование Пенсионного фонда о взыскании задолженности с лицевого счета иного лица, не привлеченного к участию в деле при разрешении спора по существу, нельзя признать изменением способа и порядка исполнения судебного акта по смыслу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, порядок исполнения судебного акта, который предложил пенсионный фонд, не предусмотрен ни главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ни законодательством об исполнительном производстве.
Апелляционный суд также учитывает правовую позицию, отраженную в Решении Верховного Суда РФ от 28 декабря 2009 года N ГКПИ09-1543, согласно которой, по смыслу пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при направлении исполнительных документов в ненадлежащий орган казначейства в организации исполнения государственной функции может быть отказано: 1) если лицевые счета должника находятся в другом органе Федерального казначейства; 2) если в органах Федерального казначейства отсутствуют лицевые счета должника, что делает невозможным организацию этими органами исполнения судебных актов. Отказ в каждом из этих случаев влечет различные правовые последствия: в первом - взыскатель имеет право направить исполнительные документы в надлежащий орган казначейства; во втором - направить исполнительные документы для принудительного исполнения в службу судебных приставов, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, либо обратиться в суд с заявлением о взыскании денежной суммы с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как не опровергающие правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции оснований для признания выводов суда первой инстанции необоснованными не установлено. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которых проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 5 мая 2016 года по делу N А19-17337/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Иркутской области.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17337/2013
Истец: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска
Ответчик: Федеральное казенное учреждение Воинская часть N59968
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Иркутской области, Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Иркутской области"