г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А40-35931/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияров Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Приват Трэйд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.04.2016 по делу N А40-35931/16, принятое судьей Лапшиной В.В. (шифр судьи 94-307)
по заявлению ООО "Приват Трэйд"
к МИФНС N 49 по г.Москве
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
Загородников С.Г. по доверенности 09.04.2016, Хоркин А.В. по доверенности от 20.11.2015; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 18.04.2016 в удовлетворении заявленных ООО "Приват Трэйд" (далее - заявитель, Общество) требований о признании незаконным и отмене постановления от 10.02.2016 N 0020964, вынесенного ИФНС России N 49 по Москве (далее - ответчик, Инспекция), о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде предупреждения отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представил. С учетом мнения явившегося представителя заявителя, суд счел возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 26.01.2016 в 11 часов 00 минут деятельность Организации велась. При оплате заказа (заказ сделан через интернет-магазин KUPIVIP.RU принадлежащий Организации) N 264598366 (юбка "Юлиана") стоимостью 2300 (две тысячи триста) рублей торговым представителем Никулиным В.А. принята денежная наличность в сумме 2300 (две тысячи триста) рублей. При этом кассовый чек на контрольно-кассовой технике (далее - ККТ) Меркурий 180К, з/н 15409972 отпечатан и выдан в момент оплаты за заказ. В результате проверки соблюдения требований к ККТ порядка и условий её регистрации и применения установлено, что в карточке регистрации ККТ N 26716 в графе "установлена по адресу" указан адрес обособленного подразделения в Московской области: г. Климовск, Бережковский проезд, д.2. ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ, данный адрес не совпадает с юридическим адресом Организации (г.Москва, ул.Самокатная, д.1, стр.21) или с адресом пункта выдачи заказов. По итогам проведенной проверки составлен акт проверки от 26.01.2016 N 700599.
04.02.2016 налоговым органом был составлен протокол об административном правонарушении N 0020964, в котором отражено нарушение заявителем требований Федерального закона РФ от 22.05.2003 N54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", в отношении ООО "Приват Трэйд".
10.02.2016 налоговым органом вынесено постановление N 0020964, согласно которому ООО "Приват Трэйд" привлечено к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден, что заявителем не оспаривается.
О месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении защитники Общества по доверенности заблаговременно уведомлялись. Так, уведомление от 27.01.2016 N 14-08/00713 получено Обществом нарочно представителем финансовым директором Борисовой Н.Б. по дов. от N 51 от 26.01.2015. Копию протокола, содержащую сведения о месте и времени рассмотрения дела получил 05.02.2016 представитель по дов. N 50 от 26.01.2015 Хоркин А.В.
Учитывая, что данные обстоятельства заявитель не оспаривает, на отсутствие извещения законного представителя не ссылается, к заявлению прикладывает указанные копии процессуальных документов, у суда не оснований установить нарушения процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходит из наличия в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Согласно ч. 2. ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Постановление N 506), со ст. 7 54-ФЗ осуществление контроля за соблюдением законодательства при применении организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы.
На основании вышеизложенного, налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.
В данном случае налоговые органы действовали в пределах полномочий, определённых 54-ФЗ, Постановлением N 506, ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", включенная в государственный реестр кассовая техника, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В статьях 4 и 5 54-ФЗ предусмотрено, что требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия её регистрации и применения определяются Правительством РФ.
При этом ККТ, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна, как минимум: быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учёта организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Соответственно, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны, в том числе: осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах: применять при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учёт денежных средств при проведении расчётов (фиксацию расчётных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
В силу п. п. 15 и п. п. 16 Положения для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе пользователь представляет в налоговый орган по месту нахождения юридического лица заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Перерегистрация и снятие ККТ с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована ККТ. К заявлению прилагаются паспорт ККТ и карточка регистрации.
Форма заявления в налоговый орган о регистрации ККТ и форма карточки регистрации ККТ, утверждённые приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@, зарегистрированным в Минюсте России 30.05.2008 за N 11787, предполагают обязательное указание адреса и места установки ККТ в организации: в заявлении о регистрации ККТ предусмотрен отдельный раздел 2 "Сведения об адресе места установки контрольно-кассовой техники", в карточке регистрации ККТ в числе реквизитов указывается адрес, по которому установлена ККТ.
Согласно п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники используемой организациями и индивидуальными предпринимателями утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральном органом власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, предоставляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
Таким образом, требования о регистрации ККТ в налоговом органе с указанием места фактической установки (как гарантия осуществления действенного государственного контроля за применением ККТ) относятся к установленным законодательством РФ порядку и условиям регистрации и применения ККТ.
Нарушение такого порядка и условий являются административно наказуемыми и подпадают под квалификацию части 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Если организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств, она обязана в общеустановленном порядке при осуществлении наличных денежных расчетов применять ККТ.
В этом случае в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг). (Письмо УФНС России по г.Москве от 2 марта 2011 года N 17-26/019349(5),).
Следовательно, из письма УФНС России по г.Москве от 02.03.2011 следует, что при выездной торговле указывается только юридический адрес, а не адрес обособленного подразделения и специальная отметка "ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ".
В соответствии с ч.2 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Организации юридический адрес ООО "Приват Трэйд" : г.Москва, ул.Самокатная, д.1, стр.21.
Если в период эксплуатации контрольно-кассовой техники в Организации происходят изменения места установки ККТ, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговую инспекцию, которая на основании соответствующих документов должна внести изменения в карточку регистрации ККТ и в книгу учета ККТ.
Довод заявителя со ссылкой на абз. 2 п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники о том, что отсутствует законодательный запрет на осуществление выездной торговли через обособленное подразделение, судом апелляционной инстанции отклоняется, так как основан на неверном толковании действующего законодательства, так как при выездной торговле указывается только юридический адрес, а не адрес обособленного подразделения и специальная отметка "ВЫЕЗДНАЯ ТОРГОВЛЯ".
Кроме того, по адресу использования спорной ККТ г. Москва, ул. Вавилова, д. 3, В0.65 зарегистрировано обособленное подразделение ООО "Приват Трэйд" "Магазин ТРЦ "Гагаринский", что подтверждается уведомлением ИФНС России N 25 по Москве о постановке на учет от 02.09.2015 г. N 201250185.
Таким образом, обособленным подразделением общества, расположенным по адресу: г. Москва, ул. Вавилова, д. 3, используется КТТ, зарегистрированная в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения общества, расположенного по адресу: МО, г. Климовск, пр-д Бережковский, д. 26.
Поскольку осуществление расчетов с покупателями с применением КТТ, используемой с нарушением установленного порядка, запрещено законом суд считает, что в оспариваемом постановлении сделан правильный вывод о виновности Заявителя в совершении выявленного административного правонарушения, поскольку именно Заявитель несёт публично-правовую обязанность по обеспечению применения ККТ в принадлежащем ему объекте осуществления коммерческой деятельности, в силу чего Заявитель был обязан и по обстоятельствам дела мог принять все необходимые организационные меры к соблюдению своих публично-правовых обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Предпринимателя имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что заявителем были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Наказание назначено административным органом с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи ч.2 ст.14.5 КоАП РФ.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильные выводы суда и не могут быть положены в основу отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
В соответствии с нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности государственная пошлина не уплачивается.
На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.04.2016 по делу N А40-35931/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Возвратить ООО "Приват Трэйд" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3 000 (три тысячи) рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-35931/2016
Истец: ООО Приват Трэйд
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 49 по г. Москве