Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-15907/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А41-7712/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Совхоза имени Ленина" - Смирновой С.В. (представителя по доверенности от 11.01.2016),
от Министерства строительного комплекса Московской области - Акопяна Р.Р. (представителя по доверенности от 30.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Совхоза имени Ленина" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 по делу N А41-7712/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Совхоз имени Ленина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса по Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ министерства от 31.12.2015 в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта "Канализационная насосная станция производительностью 5300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей", расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. им. Ленина, промзона ЗАО "Совхоз имени Ленина";
- обязать министерство выдать обществу разрешение на ввод в эксплуатацию объекта "Канализационная насосная станция производительностью 5300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей", расположенную по адресу: Московская область, Ленинский район, пос. им. Ленина, промзона ЗАО "Совхоз имени Ленина".
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
На основании обращения общества распоряжением администрации сельского поселения Совхоз им. Ленина от 27.05.2014 N 141 утвержден градостроительный план земельного участка N RU50503311-004/14-ГСП, площадью 973 кв. м, в целях размещения на нем канализационной насосной станции.
Обществу выдано разрешение на строительство от 05.11.2014 N RU50503311-016/14-р/с, в соответствии с которым обществу разрешалось строительство объекта - канализационной станции производительностью 5300 куб. м/сут. с реконструкцией инженерных сетей; площадь застройки 94,87 кв. м, общая площадь здания 81,0 кв. м, строительный объем 811,95 куб.м. Срок действия разрешения на строительство устанавливался - до 05.06.2015 года.
В связи с завершением строительства общество 30.12.2015 обратилось в министерство с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В подтверждение соответствия построенного объекта требованиям технической и строительной проектной документации, общество к своему заявлению приложило необходимые документы, в том числе распоряжение Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 21.12.2015 N 1284-9-83 "Об утверждении заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям регламентов и проектной документации", само заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям регламентов и проектной документации от 21.12.2015, а также градостроительный план земельного участка.
Уведомлением от 31.12.2015.министерство отказало обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая, что данный отказ не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее 10.02.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно положениям части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Согласно части 5 статьи 55 Градостроительного кодекса соответствующий орган в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса основанием для отказа в выдаче разрешения является:
- отсутствие документов, указанных в части 3 указанной статьи;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка;
- несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- несоответствие параметров реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Частями 4, 5, 6, 8 статьи 55 Градостроительного кодекса установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В силу положений части 5 статьи 44 Градостроительного кодекса форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данной нормы приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 утверждена форма градостроительного плана земельного участка, в соответствии с которой на чертеже градостроительного плана земельного участка в отношении, которых распространяется градостроительный регламент, в обязательном порядке указываются красные линии, а также места допустимого размещения объекта капитального строительства.
Градостроительный план земельного участка не имеет статуса правоустанавливающего либо правоподтверждающего документа, градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет. При этом, в градостроительном плане земельного участка указываются места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, требования к назначению, параметрам и размещению на земельном участке объекта капитального строительства, охранные зоны и иные сведения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка".
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно положениям статьи 70 Земельного кодекса государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон).
В силу статьи 1 Закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона).
Таким образом, подготовка и выдача градостроительного плана осуществляется только в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет и предназначенного для строительства либо реконструкции объектов капитального строительства. Утверждение градостроительного плана в отношении части единого земельного участка, сведения о которой не значатся в государственном кадастре недвижимости, действующим законодательством не предусмотрено.
Иное приведет к нарушению одного из основных принципов земельного законодательства, установленного пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекс, - принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции, из содержания градостроительного плана следует, что строительство планирует осуществляться на части земельного участка с кадастровым номером 50:21:040112:674, расположенной в промзоне ЗАО "Совхоз имени Ленина" между холодильником N 2 и производственным помещением.
Из материалов дела следует и не отрицалось представителями сторон в судебном заседании, что сведения о местоположении указанной части земельного участка с кадастровым номером 50:21:040112:674 в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что градостроительный план земельного участка от 27.05.2014 N RU50503311-004/14-ГСП не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем не может служить основанием для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Ссылка общества, что такое обстоятельство могло являться основанием для невыдачи разрешения на строительство, но не акта на ввод объекта в эксплуатацию, отклоняется как основанная не неверном понимании положений Градостроительного кодекса, в том числе приведенных норм статьи 55 Градостроительного кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что оснований для признания незаконным отказа министерства в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не имеется.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Платежным поручением от 11.05.2016 N 2018 общество перечислило в федеральный бюджет 3 000 рублей госпошлины за подачу апелляционной жалобы, в то время как надлежащий размер госпошлины - 1 500 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.04.2016 по делу N А41-7712/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Совхоз имени Ленина" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне перечисленной в бюджет платежным поручением 11.05.2016 N 2018.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-7712/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2016 г. N Ф05-15907/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЗАО "Совхоз им. Ленина"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Министерство строительного комплекса Московской области