г. Красноярск |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А33-268/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" июля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июля 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Ишутиной О.В., Магда О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания Дельта": Соловьева Р.С., представителя по доверенности N 22 от 27.01.2016,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства транспорта Красноярского края (ИНН 2466230204, ОГРН 1102468025670)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "06" мая 2016 года по делу N А33-268/2016, принятое судьёй Крицкой И.П.,
установил:
Министерство транспорта Красноярского края (ИНН 2466230204, ОГРН 1102468025670, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Русфорест Ангара" (ИНН 2465092400, ОГРН 1052465073231, далее- ООО "Русфорест Ангара", ответчик) о взыскании в доход бюджета Красноярского края 180 192 рублей 91 копейки, в счет возмещения вреда, причинённого автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и (или) межмуниципального значения Красноярского края транспортным средством при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания Дельта" (ИНН 2463057784, ОГРН 1022402143026, далее -ООО "ЛК Дельта"), КГКУ "КрУДор".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06 мая 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указав, что истец подал исковое заявление к надлежащему ответчику. Взыскиваемый вред автомобильным дорогам Красноярского края был причинен ООО "Русфорест Ангара".
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2016 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 20.06.2016.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда 20 июня 2016 суд апелляции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В судебное заседание 12 июля 2016 года не явились представители сторон и КГКУ "КрУДор".
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась лицам, участвующим в деле, судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон и КГКУ "КрУДор".
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Лизинговая компания Дельта" пояснил, что взыскиваемый вред автомобильным дорогам Красноярского края был причинен ООО "Русфорест Ангара", данное лицо в силу договора финансовой аренды (лизинга) от 21.11.2011 N 1277/ФЛ, владело и пользовалось транспортным средством, оснований для отказа к нему в иске не было.
При рассмотрении дела по правилам первой инстанции апелляционным судом установлено.
30.04.2013 водитель Велигура А.И., управляя автотранспортным средством Iveco-АМТ 633910 (гос.номер М726ХР24) с полуприцепом У 81301(гос.номер МС3490 24), осуществлял перевозку груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края "Богучаны - Манзя", "Канск - Абан - Богучаны", "Подъезд к станции Карабула" по маршруту: "Урочище Абакан 8 км восточнее д.Ярки - п.Таежный" (протяженностью 61 км).
На стационарном пункте весового контроля, расположенном на автомобильной дороге "Канск - Абакан - Богучаны" 320 км., проведено взвешивание указанного транспортного средства, о чем составлен акт от 30.04.2013 N 17, в котором зафиксировано превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
На основании данного акта Краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге, который составил 180 192 рубля 91 копейка.
В подтверждение принадлежности транспортного средства ответчику третьим лицом ООО Лизинговая компания "Дельта" и истцом представлены копии ПТС 74 НК 370373, договора поставки от 25.11.2011 N 1464/КП, акта приема-передачи транспортного средства от 01.02.2012 N 3, доверенности ООО "Русфорест-Ангара" от 27.01.2012 N 5, договора купли-продажи транспортного средства от 29.01.2016 N 2706 Р-11, договора финансовой аренды (лизинга) от 21.11.2011 N 1277/ФЛ с приложениями NN 1-3.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела, предметом исковых требований является взыскание с ответчика ущерба, причиненного ответчиком, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края в связи с превышением допустимой массы транспортного средства.
Правоотношения сторон регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ, постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 N 178-п "Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края".
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации общими условиями ответственности за причиненный вред являются наличие вреда, неправомерные действия (бездействие) лица, его причинившего, и причинная связь между такими действиями и наступившим вредом. Вина причинителя вреда предполагается.
В силу пункта 1.1 Положения "О Министерстве транспорта Красноярского края", утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 377-п, Министерство транспорта Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью в областях транспорта (за исключением воздушного транспорта) и дорожного хозяйства.
Согласно Закону Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2877 "О краевом бюджете 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов" Министерство транспорта Красноярского края входит в утвержденный перечень главных администраторов доходов краевого бюджета, в том числе в отношении поступлений сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, которые являются доходным источником краевого бюджета, согласно утвержденной классификации (строка N 569 приложения 2 к Закону).
В силу пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет.
Полномочия администратора доходов бюджета в указанной части осуществляет главный администратор доходов краевого бюджета - Министерство транспорта Красноярского края, в связи с чем является надлежащим истцом по делу.
Выписками из реестра государственного имущества Красноярского края (л.д. 69, 70, 71 т.1) подтверждается, что КГКУ "КрУДор" является лицом, осуществляющим оперативное управление автомобильной дорогой подъезд к станции Карабула, "Богучаны-Манзя" и "Канск-Абан-Богучаны".
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Основанием для обращения истца в суд послужил факт причинения ответчиком вреда автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края "Богучаны - Манзя", "Канск - Абан - Богучаны", "Подъезд к станции Карабула" по маршруту: "Урочище Абакан 8 км восточнее д.Ярки - п.Таежный" (протяженностью 61 км) при осуществлении перевозки тяжеловесного груза.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Указанным Постановлением введено взыскание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также размер, порядок исчисления и взимания платы.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Целью введения платы с владельцев (пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным автомобильным дорогам общего пользования, является защита сверхнормативного износа и соразмерное возмещение наносимого им ущерба, возникающие в результате осуществления систематических перевозок.
Таким образом, лицом, на которое законом возложена обязанность по возмещению ущерба, причиненного федеральной автодороге, является лицо, в обладании которого на каком-либо законном праве в момент причинения вреда находилось автотранспортное средство.
Из представленных в материалы дела ПТС 74 НК 370373, договора поставки от 25.11.2011 N 1464/КП, акта приема-передачи транспортного средства от 01.02.2012 N 3, доверенности ООО "Русфорест-Ангара" от 27.01.2012 N 5, договора купли-продажи транспортного средства от 29.01.2016 N 2706 Р-11, договора финансовой аренды (лизинга) от 21.11.2011 N 1277/ФЛ с приложениями NN 1-3, следует, что первоначально собственником транспортного средства являлось ООО "Лизинговая компания "Дельта", однако, по договору поставки от 25.11.2011, договору финансовой аренды (лизинга) от 21.11.2011 транспортное средство Iveco-АМТ 633910 (гос.номер М726ХР24) находилось, в том числе в момент взвешивания, во владении и пользовании ООО "Русфорест Ангара". Впоследствии право собственности перешло к данному лицу по договору купли-продажи от 29.01.2016.
Принадлежность транспортного средства ответчику подтверждается также актом от 30.04.2013 N 17 и не оспорено ответчиком.
30.04.2013 водитель ООО "Русфорест Ангара" Велигура А.И., управляя автотранспортным средством Iveco-АМТ 633910 (гос.номер М726ХР24) с полуприцепом У 81301(гос.номер МС3490 24), осуществлял перевозку груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края "Богучаны - Манзя", "Канск - Абан - Богучаны", "Подъезд к станции Карабула" по маршруту: "Урочище Абакан 8 км восточнее д.Ярки - п.Таежный" (протяженностью 61 км).
На стационарном пункте весового контроля, расположенном на автомобильной дороге "Канск - Абакан - Богучаны" 320 км., проведено взвешивание указанного транспортного средства, о чем составлен акт от 30.04.2013 N 17, в котором зафиксировано превышение транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, в том числе ось N 1 - 6,92 (предельно допустимая 6.00), ось N 2 - 11,04 т (предельно допустимая 5 т), ось N 3 - 11,13 т (предельно допустимая 5.00 т.), ось N 4 - 13,05 (предельно допустимая 5.00 т), ось N 5 - 13,57 (предельно допустимая - 5 т).
На основании данного акта Краевым государственным казенным учреждением "Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю" произведен расчет ущерба, причиненного автомобильной дороге, который составил 180 192 рубля 91 копейка.
Специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, выданного владельцем автомобильной дороги, на момент выявления нарушения ответчиком не представлено.
Кроме того, факт нарушения истцом установленных требований подтверждается протоколом серии 24 ТФ N 174822 от 30.04.2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в отношении водителя Велигура А.И.
Истцом произведен расчет ущерба по правилам, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, с учетом положений постановления Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 N 178-п "Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, по автомобильным дорогам общего пользования, находящимся в собственности Красноярского края".
Расчет исковых требований проверен судом апелляционной инстанции и признан верным, не оспорен ответчиком.
Таким образом, требование истца о взыскании с ООО "Русфорест-Ангара" 180 192 рубля 91 копейка подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "ЛК Дельта" (л.д.146-147).
Сведения о направлении данного судебного акта в адрес ООО "ЛК Дельта" в материалах дела отсутствуют.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 31 марта 2016 года судебное заседание было отложено до 27.04.2016. Указанный судебный акт направлен ООО "ЛК Дельта" по адресу: Красноярский край, г.Красноярск, ул.Высотная,2 кв.302. (л.д.151). Конверт с отметкой об истечении срока хранения возвращен в адрес Арбитражного суда Красноярского края (л.д.152).
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, в качестве места нахождения ООО "ЛК Дельта" значится: Красноярский край, г.Красноярск, пр.Мира, 64, пом.5. Указанные сведения внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 07.08.2015.
Поскольку по указанному адресу судебные акты не направлялись судом, на основании части 6.1. статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел настоящее дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Данное обстоятельство является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска. Государственная пошлина по иску подлежит взысканию с ответчика в федеральный бюджет.
Заявитель апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, в связи с чем государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" мая 2016 года по делу N А33-268/2016 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Русфорест "Ангара" в доход бюджета Красноярского края 180 192 руб. 91 коп. в счет возмещения вреда, причинённого автомобильной дороге транспортным средством.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Русфорест Ангара" в доход федерального бюджета 6 405 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-268/2016
Истец: министерство транспорта Красноярского края
Ответчик: ООО "Русфорест Ангара"
Третье лицо: КГКУ "КрУДор", ООО "Лизинговая компания "Дельта", ООО Лизинговая компания Дельта, УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю