Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2016 г. N Ф10-4368/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
12 июля 2016 г. |
Дело N А48-1501/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу: Гуляева С.Ф., представитель по доверенности от 06.11.2015 N 63-02-13/28, выдана сроком до 02.09.2018.
от АО "ЭкоСити": Непомнящий Р.О., представитель по доверенности от 14.03.2016, выдана сроком на 3 года.
от Кулешова А.Н.: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев апелляционную жалобу Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 по делу N А48-1501/2016 (судья Володин А. В.) по заявлению акционерного общества "ЭкоСити" об оспаривании решения Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЭкоСити" (далее -АО "ЭкоСити", общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Отделению по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее -административный орган, заявитель) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 17.02.2016 года N 54-16-Ю/0010/3110 по делу N 54- 16-Ю/0010, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 250000 руб. по части 1 статьи 15.19. КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановление Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 17 февраля 2016 года N 54-16-Ю/0010/3110 по делу N 54-16-Ю/0010 о назначении акционерному обществу "ЭкоСити" (г. Орел, Силикатный переулок, д. 2, ИНН 5753044091, ОГРН 1075753003370) административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 250000 руб. признано незаконным, отменено.
Не согласившись с решением, Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что общество правомерно было привлечено к административной ответственности за вмененное ему административное правонарушение, так как в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" приказы по премированию и другим выплатам стимулирующего характера не являются документами первичного бухгалтерского учета, и, как следствие, должны были быть предоставлены акционеру эмитентом.
В судебном заседании представитель отделения банка требования поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "ЭкоСити" полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебное заседание Кулешов А.Н. явку своих представителей не обеспечил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Акционерное общество "ЭкоСити" зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1075753003370.
В Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу поступило обращение Кулешова Андрея Николаевича от 03.11.2015, владеющего 0,002663% акций акционерного общества "ЭкоСити", о привлечении акционерного общества "ЭкоСити" к административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ (далее-Жалоба).
Из Жалобы следовало, что Заявителем (Кулешевым А.Н.) в адрес АО "ЭкоСити" направлено требование о предоставлении документов для ознакомления, а также копии документов Общества. Жалоба содержала сведения о неисполнении Обществом требования Кулешова Андрея Николаевича в полном объеме.
Отделением банка было принято решение о направлении в адрес АО "ЭкоСити" предписания от 20.11.2015 N Т154-69-25-16/27222 о предоставлении необходимых документов и информации.
Согласно представленным 11.12.2015 АО "ЭкоСити" в ответ на предписание от 20.11.2015 N Т154-69-25-16/27222 документам установлено, что требование Кулешева А.Н. поступило в Общество 22.09.2015.
В ответ на Требование в адрес Кулешова Андрея Николаевича АО "ЭкоСити" было направлено письмо от 29.09.2015 исх. N 221 о необходимости продления срока предоставления документов на 20 рабочих дней ввиду значительного объема запрошенной документации. При этом в письме N 221 Общество уведомило Кулешова Андрея Николаевича о возможности ознакомления с запрашиваемыми документами в любой рабочий день с 09.00 до 17.00 (перерыв с 12.00 до 13.00).
Обществом 23.10.2015 в адрес Кулешова Андрея Николаевича направлено письмо с приложением копии годового отчета за 2012 год, копии годового отчета за 2013 год, копии годового отчета за 2014 год, копии бухгалтерской отчетности на 31.03.2012, копии бухгалтерской отчетности на 30.06.2012, копии бухгалтерской отчетности на 30.09.2012, копии бухгалтерской отчетности на 31.12.2012, копии бухгалтерской отчетности на 31.12.2013, копии бухгалтерской отчетности на 31.12.2014, деклараций по налогу на прибыль 2012 год, деклараций по налогу на прибыль 1 квартал 2013 г., деклараций по налогу на прибыль 6 месяцев 2013 г., деклараций по налогу на прибыль 9 квартал 2013 г., деклараций по налогу на прибыль 2013 год, деклараций по налогу на прибыль 1 квартал 2014 г., деклараций по налогу на прибыль 6 месяцев 2014 г., деклараций по налогу на прибыль 9 квартал 2014 г.; деклараций по налогу на прибыль 2014 год, деклараций по налогу на прибыль 1 квартал 2014 г., деклараций по налогу на прибыль 6 месяцев 2014 г., деклараций по налогу на имущество 2012 год, деклараций по налогу на имущество 2013 год, деклараций по налогу на имущество 2014 год, НДФЛ 2012, НДФЛ 2013, НДФЛ 2014, деклараций по НДС 4 квартал 2012 г., деклараций по НДС 1 квартал 2013 г., деклараций по НДС 2 квартал 2013 г., деклараций по НДС 3 квартал 2013 г., деклараций по НДС 4 квартал 2013 г., деклараций по НДС 1 квартал 2014 г., деклараций по НДС 2 квартал 2014 г., деклараций по НДС 3 квартал 2014 г., деклараций по НДС 4 квартал 2013 г., деклараций по НДС 1 квартал 2015 г., деклараций по НДС 2 квартал 2015 г.
Также в письме N 244 были представлены объяснения по факту непредставления сводной бухгалтерской отчетности, деклараций по ЕСН, акцизам, транспортному налогу, декларации при применении Обществом соответствующих упрощенных режимов налогообложения ввиду отсутствия данных документов в АО "ЭкоСити".
В письме N 244 также было указано, что решения по выплате дивидендов по эмиссионным ценным бумагам Общества не принимались. Акционеры - юридические лица в Обществе отсутствуют.
Письмом N 244 Кулешову А.Н. было отказано в предоставлении следующих документов:
сведений об иных акционерах АО "ЭкоСити" ввиду того, что в соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов; актов инвентаризации; сведений о дебиторах и кредиторах Общества; сведений об имуществе, находящемся на балансе Общества; справок о наличии ценностей, учитываемых на балансовых счетах; справок о балансовой стоимости основных активов Общества; первичных документов, подтверждающих производственные капитальные вложения и инвестиции; приказов по премированию и другим выплатам стимулирующего характера членам органов управления Общества; расчетно-платежных ведомостей по заработной плате; расшифровок начисляемых и уплачиваемых налогов и отчислений во внебюджетные фонды; расшифровок задолженности перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами ввиду того, что в соответствии с пунктом 1 статьи 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" к документам бухгалтерского учета имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Административный орган посчитал, что в нарушение требований пункта 1 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2 статьи 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", АО "ЭкоСити" были совершены действия, выразившееся в неполном представлении эмитентом копий документов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами по требованию акционера, а именно: актов инвентаризации за период с 04.09.2012 по дату получения требования, приказов по премированию и другим выплатам стимулирующего характера членам органов управления Общества и его работникам за период с 04.09.2012 по дату получения Требования.
Рассмотрев материалы проверки в отношении АО "ЭкоСити" было возбуждено дело N 54-16-Ю/0010 об административной ответственности по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
21.01.2016 по делу об административном правонарушении N 54-16-Ю/0010 был составлен протокол, в присутствии законного представителя АО "ЭкоСити" по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ за непредставление или нарушение эмитентом порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, выразившиеся в непредставлении акционеру (Кулешову А.Н.) информации - приказов по премированию и другим выплатам стимулирующего характера членам органов управления заявителя.
17.02. 2016 года по делу об административном по делу N 54-16-Ю/0010, в присутствии законного представителя АО "ЭкоСити", было вынесено постановление N 54-16-Ю/0010/3110 о назначении акционерному обществу "ЭкоСити" административного наказания, по части 1 статьи 15.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 250000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 15.19 КоАП РФ непредставление или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения в данном случае характеризуется непредставлением акционеру предусмотренной законом информации.
В соответствии с п. 3 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах.
Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В силу абз.2 ст. 65.2 ГК РФ участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией.
Статьями 67 Гражданского кодекса РФ, 91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208- ФЗ установлено право акционера на получение информации от общества.
Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества (п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ).
Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России.
Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 г. N 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 г. N 558.
В соответствии с Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 г. N 03-33/пс общество обязано хранить следующие документы: внутренние документы общества, Положение о филиале или представительстве общества, документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе, годовые отчеты общества, документы бухгалтерской отчетности (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерской отчетности, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторские заключения, подтверждающие достоверность бухгалтерской отчетности, пояснительные записки).
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. (п. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ.
Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 9 Федерального закона N 402-ФЗ руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Форма приказа о поощрении работников утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, и относится к документам первичного бухгалтерского учета и внутренними документами Общества. А приказ о премировании следует отнести к приказам о поощрении.
Привлекая Общество к административной ответственности по основаниям ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ ЦБ РФ не принял во внимание, что документы, о премировании и поощрении работников, также могут относиться к документам бухгалтерского учета, доступ к которым в силу п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ ставится в зависимость от количества принадлежащих акционеру акции, а именно не менее 25% от общего числа, что напрямую влияет на обязанность общества раскрывать соответствующую информацию по запросам акционеров.
Исходя из баланса интересов акционеров и акционерного общества, специфики и объема запрашиваемой акционером информации, апелляционная коллегия находит, что в конкретном рассматриваемом случае Общество не уклонялось от предоставления запрашиваемой информации, а по сути не имело такого права в силу закона. Об этом административный орган был уведомлен, однако вынес предписание, за невыполнение которого Общество и привлечено к административной ответственности.
Обществом была предоставлена возможность ознакомления с имеющейся информацией, однако акционер не воспользовался такой возможностью.
Кроме того, правовая обязанность совершить какие-либо действия, передать какую- либо информацию может возникнуть только при установлении наличия возможности для реализации данных действий, то есть наличия указанной информации.
Довод об отсутствии у Общества части запрошенных документов не проверялся и не опровергнут.
Арбитражный суд области верно указал, что в данном случае недостаточно одной констатации законодательно установленной обязанности совершить действия, передать информацию, необходимо установить и реальную возможность предоставления.
При таких обстоятельствах не усматривается состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.19 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда области, а лишь выражают свое несогласие с ним, что не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 по делу N А48-1501/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1501/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 ноября 2016 г. N Ф10-4368/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ЭкоСити"
Ответчик: Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
Третье лицо: Кулешов Андрей Николаевич, Непомнящий Роман Олегович