г. Воронеж |
|
07 июля 2016 г. |
Дело N А48-904/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Выборновой И.В.
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ЗАО "ИКС 5 Недвижимость": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 по делу N А48-904/2016 (судья Володин А. В.) по заявлению закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" (ИНН 7816157915, ОГРН 1027807980991) об оспаривании постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ИНН 5753035940, ОГРН 1045753008212) о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ИКС 5 Недвижимость" (далее -ЗАО "ИКС 5 Недвижимость", Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее -заявитель, Управление Росреестра по Орловской области, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ от 11.01.2016 по делу N 156-15.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
Постановление Управления Росреестра по Орловской области о назначении административного наказания от 11.01.2016 по делу N 156-15 признано не законным, отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что данное дело неподведомственно арбитражному суда, и должно рассматриваться в суде общей юрисдикции.
В судебное заседание лица, участвующие в деле явку своих представителей не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Закрытое акционерное общество "ИКС 5 Недвижимость" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027807980991.
26.11.2015 года в 15 час. 00 мин. специалистами Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла проведено обследование земельного участка расположенного по адресу: г. Орел, ул. 8 Марта, д.25.
По результатам обследования был составлен акт от 26.11.2015, из которого следует, что ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" использует земельный участок с кадастровым номером 57:25:0010710:13 под магазин "Пятерочка".
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010710:13, площадью 1463,96 кв. м., с видом разрешенного использования - для эксплуатации и обслуживания здания производственного комбината.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от 27.07.2012 и договора купли-продажи от 27.07.2012 ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" принадлежит на основании права собственности земельный участок с кадастровым номером 57:25:0010710:13, площадью 1463,96 кв. м., для эксплуатации и обслуживания здания производственного комбината.
Материалы обследования направлены Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла в Управление Росреестра по Орловской области для рассмотрения и принятия установленных законом мер по пресечению земельного правонарушения.
По данному факту Управлением составлен протокол от 24.12.2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
О месте и времени составления протокола об административном правонарушении ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" было уведомлено письмом от 09.12.2015 N 15-17449-ЕК, полученным заявителем 22.12.2015 года, о чем свидетельствует уведомление о вручении заказной корреспонденции почты.
На составление протокола об административном правонарушении ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" явку законного представителя не обеспечило.
Согласно протоколу, использование "ИКС 5 Недвижимость" земельного участка для размещения магазина не соответствует тому виду его разрешенного использования, который содержится в государственном кадастре недвижимости. Данные действия являются нарушением ст.42 ЗК РФ обязывающей собственников земельных участков соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, использовать земельный участок в соответствии с видом его разрешенного использования и образуют состав административного правонарушения, по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 24.12.2015 ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей, о чем вынесено постановление о назначении административного наказания от 11.01.2016 по делу N 156-15.
Постановление о назначении административного наказания от 11.01.2016 г. по делу N 156-15 вынесено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 24.12.2015 по делу N 156-15 с отметкой уполномоченного лица об его получении 11.01.2016.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания от 11.01.2016 г. по делу N 156-15, ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
На основании подпункта 8 части 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.
Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Пунктам 2, 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно пункту 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:0010710:13, площадью 1463,96 кв. м., расположенный по адресу: г. Орел, ул. 8 Марта, д.25 имеет целевое назначение - для эксплуатации и обслуживания здания производственного комбината, принадлежит на праве собственности ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" на основании акта приема-передачи недвижимого имущества от 27.07.2012 и договора купли-продажи от 27.07.2012.
Заявителю в качестве нарушения положений части 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации вменяется факт использования земельного участка не по целевому назначению: не для эксплуатации и обслуживания здания производственного комбината, а для эксплуатации магазина.
Градостроительный регламент земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010710:13, площадью 1463,96 кв. м., расположенного по адресу: г. Орел, ул. 8 Марта, д.25, установлен в составе Правил землепользования и застройки городского округа "Город Орел", утвержденных Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 30.10.2008 г. N 38/616-ГС (далее - Правила землепользования и застройки городского округа "Город Орел").
Из материалов дела судом установлено, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами.
В соответствии со статьей 1 Правил застройки и землепользования городского округа "Город Орел" основные виды разрешенного использования недвижимости - это виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в статье 53 настоящих Правил в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при том, что выбор таких видов деятельности и объектов осуществляется правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 2 статьи 52.1 Правил застройки и землепользования городского округа "Город Орел" территориальная зона Ж-1 - зона предназначена для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными 5 - 21 этажей жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламента
Магазин по своему целевому назначению относится к объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения
Территориальная зона земельного участка (Ж-1) и использование земельного участка для эксплуатации магазина соответствуют территориальной зоне и основным видам разрешенного использования, которые указаны в статьях 52 и 53 главы 15 Правил застройки и землепользования городского округа "Город Орел".
Кроме того суд считает необходимым отметить следующее.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регулируются действия правообладателей и регистрирующего органа при регистрации возникновения, изменения, прекращения прав на недвижимое имущество.
Статья 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" определяет порядок проведения государственной регистрации прав. Согласно п. 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проводится правовая экспертиза документов, представленных на регистрацию, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом и внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" по коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности 029-2001 КДЕС. Ред. 1 - 70.20.2, является сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
Судом из материалов дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 57:25:0010710:13, площадью 1463,96 кв. м., расположенный по адресу: г.Орел, ул. 8 Марта, д.25, был приобретен в собственность ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" по договору купли-продажи от 27.07.2012, который бы зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделаны регистрационные записи N 57-57-01/057/2012-532 и N 57-57- 01/057/2012-533.
Согласно п. 1.1 договора купли-продажи от 27.07.2012 разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 57:25:0010710:13 является эксплуатации и обслуживания здания производственного комбината.
Так же судом установлено, что 16 октября 2012 года ЗАО "ИКС 5 Недвижимость" заключило с ЗАО Торговый дом "ПЕРЕКРЕСТОК" договор N 116 аренды нежилого помещения.
Согласно п. 1.1 договора N 116 аренды нежилого помещения от 16 октября 2012 года, целевое назначение помещения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 57:25:0010710:13/7547\1\А:1001, площадью 1525,9 кв. м., по адресу: г. Орел, ул. 8 Марта, д.25, - розничная торговля продуктами питания, алкогольной продукцией и сопутствующими товарами.
Договор N 116 аренды нежилого помещения от 16 октября 2012 года был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделана регистрационная запись N57-57-01/035/2012-438.
При таких обстоятельствах дела, суд приходит к выводу о том, что выявленный факт не является нарушением земельного законодательства и не образует состава вмененного нарушения.
Административным органом не предоставлены доказательства, подтверждающие использование спорного земельного участка не для целей, установленных для земель, относящихся к категории земель населенных пунктов.
Административный орган не представил суду допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих вину Общества в совершении административного правонарушения, по ч. 8.8 КоАП РФ, в данном случае вина общества административным органом не установлена и не доказана.
На основании вышеперечисленного суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что постановление от 11.01.2016 по делу N 156-15 о признании закрытого акционерного общества "ИКС 5 Недвижимость" виновным в совершении правонарушения по ч. 1 ст.8.8 КоАП РФ незаконно и подлежит отмене.
Доводу относительно не подведомственности данного спора арбитражному суда была дана надлежащая оценка судом первой инстанции, и он апелляционной коллегией, также, признается несостоятельным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.04.2016 по делу N А48-904/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-904/2016
Истец: ЗАО "ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области