Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2016 г. N Ф01-4108/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
12 июля 2016 г. |
А43-2816/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рудяк Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинска Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2016 по делу N А43-2816/2016,
принятое судьей Трясковой Н.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения" (ОГРН 1025201754600, ИНН 5249058696) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинска Нижегородской области от 14.01.2016 N 09-137.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинска Нижегородской области (далее - Управление, Фонд) в отношении открытого акционерного общества "Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения" (далее - ОАО "НИПОМ", Общество) проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
По результатам проверки 30.11.2015 составлен акт N 09-137.
Начальник Управления, рассмотрев материалы проверки, 14.01.2016 вынес решение N 09-137 о привлечении ООО "НИПОМ" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде наложения штрафа в размере 25 661 руб. 20 коп.
Одновременно указанным решением Обществу доначислены страховые взносы в сумме 128 306 руб. 10 коп., а также пени в сумме 11 476 руб. 22 коп.
Не согласившись с решением Управления от 14.01.2016 N 09-137 в части доначисления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 95 575 руб. 86 коп., страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 7237 руб. 80 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского страхования в сумме 15 962 руб. 81 коп., а также в части начисления пени в сумме 14 277 руб. 18 коп. и штрафа в сумме 23 760 руб. 38 коп., Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным названного решения в этой части.
Решением от 04.05.2016 суд удовлетворил заявленное требование, признал недействительным решение Фонда от 14.01.2016 N 09-137 в обжалуемой части.
Фонд обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослался на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и просил решение суда отменить.
По утверждению Управления, необходимым условием выдачи молока сотрудникам является их принадлежность к профессии, включенной в перечень профессий с вредными условиями труда.
Фонд обращает внимание суда на то, что в ходе проверки выявлены работники, получающую компенсацию, эквивалентную стоимости молока, которые указаны в перечне, утвержденном приказом генерального директора, но не поименованы в списках подразделений, работ, профессий, должностей с вредными условиями труда, сформированных по итогам аттестации рабочих мест. По мнению заявителя жалобы, такие выплаты нельзя расценивать в качестве компенсаций.
Управление ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
ОАО "НИПОМ" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, урегулированы положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
В силу статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на получение компенсаций, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Нормы и условия выдачи бесплатного молока за работу с вредными производственными факторами установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 и приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентом стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов" (далее - Порядок) предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдача по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов может быть заменена по их письменным заявлениям компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, приведенного в приложении N3, и уровни которых превышают установленные нормативы.
Одним из таких вредных производственных факторов в приложении N 3 к Приказу N 45н поименован химический фактор. В проверяемый период Общество осуществляло производство электрической, распределительной и регулирующей аппаратуры, кроме ремонта.
В силу пункта 13 Приложения N 1 к приказу N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Таким образом, бесплатная выдача молока не поставлена в зависимость от результатов аттестации рабочих мест. Основанием для выдачи молока работнику является его фактическая занятость на работах, связанных с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов (приложение N 3 к Приказу N 45н).
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, приказом от 01.09.2011 N 0982 на предприятии ОАО "НИПОМ" утвержден перечень профессий с вредными условиями труда, имеющих право на бесплатное получение молока в профилактических целях. Решением комиссии по охране труда ОАО "НИПОМ" (протокол заседания комиссии от 15.01.2012) бесплатная выдача молока для работников, указанных в перечне от 01.09.2011, сохранена на 5 лет.
Выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по смыслу части 2 статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации следует отнести к компенсационным выплатам.
В дальнейшем Обществом в соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства здравоохранения и социального развития N 342н "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой составлены отчеты от 30.11.2012 и 25.12.2013.
Между тем согласия работников на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов Обществом получено не было, в связи с чем выдача не была прекращена.
При этом непосредственная связь работников при выполнении своих трудовых функций в периоды, за которые выплачивалась компенсация, с химическими веществами, включенными Приказом N 45н в Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, не оспаривается Фондом. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Не представлено Фондом и доказательств превышения установленных норм выдачи молока в денежном эквиваленте.
В этой связи и с учетом положений пункта 13 Приложения N 1 к приказу N 45н, несмотря на результаты аттестации рабочих мест, Общество не было освобождено от обязанности предоставить работникам компенсацию стоимости молока в дни их фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных факторов.
При таких обстоятельствах денежные средства, эквивалентные стоимости молока за фактически отработанное время на работах, связанных с вредными условиями труда, выплачиваемые ОАО "НИПОМ" работникам, не подлежат включению в базу при исчислении страховых взносов.
Следовательно, у Управления отсутствовали основания для доначисления Обществу недоимки по страховым взносам на указанные суммы, начисления соответствующей суммы пени и привлечения к ответственности в виде штрафа.
Суд первой инстанции правомерно признал решение Управления от 14.01.2016 N 09-137 в оспоренной части недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.05.2016 по делу N А43-2816/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации городского округа города Дзержинска Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2816/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 октября 2016 г. N Ф01-4108/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Научно-исследовательское предприятие общего машиностроения"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ