г. Москва |
|
13 июля 2016 г. |
Дело N А40-229315/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "13" июля 2016 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: Е.В. Бодровой, Е.А. Сазоновой
при ведении протокола судебного заседания А.Н. Калюжным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Альнаир-XXI"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 апреля 2016 года,
принятое судьей М.А. Ведерниковым (шифр судьи 15-1876) по делу N А40-229315/15
по иску ООО "Альнаир-XXI"
к ГБУ "Жилищник района Бибирево"
о взыскании денежных средств
от истца: Журавлев С.Л. - гендиректор
от ответчика: Маркова А.Н. - дов. от 16.10.2015
УСТАНОВИЛ:
ООО "Альнаир-XXI" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ГБУ "Жилищник района Бибирево" о взыскании задолженности в размере 5 898 735 руб. 00 коп., неустойки в размере 38 931 руб. 66 коп.
Решением суда от 25.04.2016 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
ООО "Альнаир-XXI", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что акты комиссионных проверок не являются надлежащими доказательствами по делу.
Также заявитель жалобы указывает на то, что ответчиком при получении акта сдачи-приемки работ не было заявлено мотивированного отказа от его подписания.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит отменить полностью решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
В обоснование исковых требований, заявитель ссылался на следующие обстоятельства.
Между ГБУ "Жилищник района Бибирево" (Заказчик) и ООО "Альнаир-XXI" (Подрядчик) заключен контракт от "14" августа 2015 г. N 302 (далее - Контракт), согласно которому Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по ремонту дворовых территорий района Бибирево СВАО в 2015 (участок N 1).
Согласно п.2.1. Контракта стоимость работ составляет: 5 898 735,77 руб. (Пять миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч семьсот тридцать пять рублей 77 копеек), в том числе НДС - 18%.
Пунктом 3.1 Контракта определен срок выполнения работ. Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту) и Графиком (Приложение 3 к Контракту). Согласно п.8 Технического задания и в соответствии с Графиком начало работ - с момента заключения Контракта по 10 августа 2015 г. Таким образом, срок выполнения работ по Контракту истек до даты заключения Контракта. При таких обстоятельствах Истец направил нарочно в адрес Ответчика письмо от 20.08.2015 г. N б/н с предложением пересмотра Графика на выполнение работ по Контракту, а также письмо от 31.08.2015 г. N 31/08-15-4 с предложением актуализации срока выполнения работ по Контракту с приложением проекта Дополнительного соглашения к Контракту. Однако, Ответчик отказался от изменения срока выполнения работ по Контракту.
22 сентября 2015 г. Истец направил нарочно в адрес Ответчика Уведомление от 22.09.2015 г. N 22/09-15-1 о завершении работ по Контракту.
24 сентября 2015 г. в соответствии с п.4.2 Контракта Истцом в адрес Ответчика нарочно направлены сопроводительное письмо от 23.09.2015 г. N 23/09-15-3, Акт сдачи-приемки выполненных работ по Контракту по форме КС-2 (4 экз.), Счет на оплату N 19-15 от 23.09.2015 г. (1 экз.), Счет-фактура N 19 от 23.09.2015 г. (1 экз.), Отчетная документация (1 том).
С учетом срока, установленного п.4.3 Контракта для рассмотрения и приемки результатов выполненных работ по Контракту - не позднее 15 (пятнадцать) рабочих дней, и при отсутствии со стороны Ответчика запросов о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, мотивированного отказа от принятия результатов выполненных работ, акта с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения, направленных в адрес Подрядчика способом, подтверждающим надлежащее вручение, Акт сдачи-приемки выполненных работ по Контракту считается подписанным со стороны Заказчика 15 октября 2015 г.
Пунктом п. 4.7 Контракта предусмотрено, что подписанный Сторонами Акт сдачи-приемки выполненных работ и предъявленный Истцом Ответчику счет на оплату Цены Контракта являются основанием для оплаты Истцу выполненных работ.
Согласно п. 2.5 Контракта Заказчик оплачивает работы Подрядчика, выполненные в соответствии с Контрактом, на основании подписанного обеими Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ с приложением документов, подтверждающих объем выполненных работ, счета на оплату в течение 10 (десяти) банковских дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных работ. В этой связи, оплата выполненных Истцом работ по Контракту должна быть произведена Ответчиком не позднее 24 октября 2015 г.
Как следует из текста иска, Ответчик, нарушая условия Контракта, не передал подписанный экземпляр Акта сдачи-приемки работ Истцу в порядке, предусмотренном п. 4.6 Контракта, а также не произвел оплату выполненных работ.
29 октября 2015 г. Истец нарочно направил в адрес Ответчика Требование (претензию) от 29.10.2015 г. N 29/10-15-2 о выплате задолженности по контракту на выполнение работ по ремонту дворовых территорий района Бибирево СВАО в 2015 (участок N 2) от 14.08.2015 г. N 302, согласно которому Истец предложил Ответчику произвести оплату выполненных работ по Контракту в сумме 5 898 735,77 руб. (Пять миллионов восемьсот девяносто восемь тысяч семьсот тридцать пять рублей 77 коп.), в том числе НДС 18 % - 899 807,15 руб. (Восемьсот девяносто девять тысяч восемьсот семь рублей 15 коп.) не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты получения данного Требования.
Согласно п. 5.2.2 Контракта Заказчик обязан своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с Контрактом.
Ответчик отказался удовлетворить Требование Истца в добровольном порядке, что подтверждается письмом Ответчика от 02.11.2015 г. N 629.
На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в размере 5 898 735 руб. 00 коп.
Исходя из обстоятельств дела и представленных доказательств, суд первой инстанции правомерно не установил правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в силу следующего.
Как было указано выше, по результатам проведения процедуры определения Поставщика (Подрядчика) в форме электронного аукциона на право заключения Контракта на выполнение работ по ремонту дворовых территорий района Бибирево СВАО в 2015 году (участок N 2) (реестровый номер извещения о проведении торгов 0373200017515000302, протокол подведения итогов электронного аукциона от 24.07.2015 N 0373200017515000302-3-1), ООО "Альнаир-XXI" признано победителем.
Между ГКУ "ИС района Бибирево" и ООО "Альнаир-XXI" 14.08.2015 заключен Контракт N 302 на выполнение работ по ремонту дворовых территорий района Бибирево СВАО в 2015 году (участок N 1).
На основании дополнительного соглашения от 14.08.2015 права и обязанности Заказчика перешли к ГБУ "Жилищник района Бибирево".
В соответствии с условиями Контракта ООО "Альнаир-XXI" обязалось обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
Срок выполнения работ по Контракту - 10.08.2015.
24.09.2015 от ООО "Альнаир-XXI" в ГБУ "Жилищник района Бибирево" поступил комплект документов для рассмотрения и приемки результатов выполненных работ по вышеуказанному контракту.
В соответствии с п. 4.3. Контракта, не позднее 15 (пятнадцать) рабочих дней после получения от Подрядчика документов, указанных в п. 4.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения, способом, подтверждающим надлежащее вручение. В случае отказа Заказчика от принятия результатов"" выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и/или доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет.
Комиссионной проверкой 12.10.2015 с участием представителя от ООО "Альнаир-XXI" был составлен акт о выявленных замечаниях со сроком их устранения при проверке выполненных работ по контракту N 302 от 14.08.2015, а именно: не выполнены работы по асфальтовому покрытию, газону, парковочным местам. Срок устранения выявленных недостатков устанавливался до 23.10.2015. Копия акта от 12.10.2015 получена представителем ООО "Альнаир-XXI" на руки, о чем имеется соответствующая запись.
Комиссионными проверками 23.10.2015, 02.11.2015, 13.11.2015 было выявлено, что указанные замечания устранены не были.
13.11.2015 представитель от ООО "Альнаир-XXI" в назначенное время не являлся, о месте и времени был извещен надлежащим образом. 23.10.2015, 02.11.2015 представитель от ООО "Альнаир-XXI" в назначенное время явился, но от подписи отказался, о чем составлена соответствующая запись.
Однако, замечания, указанные в актах от 12.10.2015 23.10.2015, 02.11.2015, 13.11.2015, не устранены, работы в полном объеме не выполнены.
Согласно пунктов 7.4., 7.5., 7.6. Контрактов, в случае нарушения сроков работ, а также ненадлежащего выполнения обязательств Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В связи с вышеуказанным, ГБУ "Жилищник района Бибирево" направлены ООО "Альнаир-XXI" претензии N 61 и N 62 от 21.08.2015, N 69 и N 70 от 26.08.2015, N 73 и N 74 от 27.08.2015, N 76 и N 77 от 31.08.2015, N 201, N 202, N 203, N 204 от 08.12.2015, а также требования N 111 от 08.09.2015, N 754 от 26.11.2015 незамедлительно завершить работы и предоставить соответствующие документы в адрес ГБУ "Жилищник района Бибирево".
Для оплаты выполненных работ по факту в соответствии с актом проверки от 13.11.2015, составленного в ходе комиссионной проверки, в адрес ООО "Альнаир-XXI" 03.12.2015 письмом N 797 направлены для подписания акты о приемке работ по форме КС-2, КС-3 на выполненные объемы (на сумму -2 127 526,57 руб.).
В назначенное время 13.11.2015 представитель от ООО "Альнаир-XXI" на приемку работ не явился, о чем составлена соответствующая запись (акт от 13.11.2016), о месте и времени был извещен надлежащим образом.
Заказчиком были оплачены фактически выполненные работы по контракту N 302 от 14.08.2015 в размере 2 127 526,57 руб. Из них работы по асфальтовому покрытию, устройству парковочных карманов и устройству газонов оплачены не были, в связи с невыполнением ООО "Альнаир-XXI" указанных видов работ в полном объеме и в соответствии со стандартами качества.
Как пояснил ответчик, дворовые территории района являются социально значимыми объектами и обеспечивают жизнедеятельность граждан, некачественно выполненные работы свидетельствуют о нецелевом использовании денежных средств со стороны Заказчика работ, действующего в рамках нормативных документов г. Москвы. Соответственно, принимать некачественно выполненные работы является фактом нецелевого использования денежных средств. Заказчик в ходе приемки работ неоднократно вызывал Подрядчика для приемки работ, однако Подрядчик не являлся, от подписи отказывался. Погодные условия в октябре 2015 года не позволяли откладывать приемку работ и продолжать переговоры по устранению выявленных замечаний. Работы были приняты по факту.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения исковых требований, как в части задолженности, так и в части неустойки, начисленной на сумму задолженности.
Довод жалобы о том, что акты комиссионных проверок не являются надлежащими доказательствами по делу, не может быть признан апелляционным судом обоснованным.
Как указано выше, на ряд комиссионных проверок представитель истца не явился, при том, что он извещался о проведении проверок, в связи с чем проверки были проведены и составлены акты без участия представителя истца.
Ссылка заявителя жалобы на то, что Акт комиссионной проверки от 12.10.2015 подписан неуполномоченным лицом со стороны ООО "Альнаир-XXI", не может быть принята апелляционным судом во внимание.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истцом не представлено доказательств того, что лицо, чья подпись имеется в Акте, не является сотрудником истца, доказательств отсутствия у данного лица полномочий на совершение соответствующих действий.
При этом, с учетом вышеизложенного, в частности, вызова истца для участия в комиссионных проверках, направления истцу претензий с требованиями о выполнении работ, апелляционный суд приходит к выводу, что истец знал о ненадлежащем исполнении им обязательств по договору.
Учитывая изложенное, в частности, ненадлежащее выполнение истцом работ по договору, подтвержденное указанными доказательствами, довод жалобы истца о том, что ответчиком при получении акта сдачи-приемки работ не было заявлено мотивированного отказа от его подписания, не может быть принят апелляционным судом в качестве основания для удовлетворения исковых требований.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ООО "Альнаир-XXI" не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 25 апреля 2016 года по делу N А40-229315/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Альнаир-XXI" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.В. Бодрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-229315/2015
Истец: ООО "АЛЬНАИР-XXI"
Ответчик: ГБУ "Жилищник района Бибирево", ГБУ г. Москвы "Жилищник района Бибирево"