13 июля 2016 г. |
Дело N А84-1451/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.07.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 13.07.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от индивидуального предпринимателя Красника Алексея Герасимовича - Красника А.А., доверенность б/н от 05.07.2016; от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя - Яровой Ю.Н., доверенность N 2-667 от 13.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Красника Алексея Герасимовича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2016 года по делу N А84-1451/2016 (судья Александров А.Ю.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Красника Алексея Герасимовича (пр. Ген. Острякова, 4 кв.2, г. Севастополь, 299007)
к директору Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011),
Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя (ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
о признании незаконным Предписания N 13 от 31.03.2016 и обязании его отменить,
установил:
в Арбитражный суд города Севастополя (далее по тексту - суд) обратился индивидуальный предприниматель Красник Алексей Герасимович (далее - заявитель, ИП Красник А.Г.) с заявлением к директору Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (с учетом уточнения наименования в судебном заседании 12.05.2016, далее - директор Департамента), в котором просит суд признать незаконным предписание N 13 от 31.03.2016 на демонтаж принадлежащей заявителю рекламной конструкции (далее- Предписание) и обязать директора Департамента отменить указанное Предписание. Заявленные требования мотивированы тем, что в силу пункта 2 договора на установку и эксплуатацию рекламных реконструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Севастополя от 30.12.2014 N 03-06/21, заключенного между заявителем и Управлением архитектуры и градостроительства Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя и положений пунктов 5 и 6 постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период", ранее выданное ему Севастопольской городской государственной администрацией разрешение на размещение расположенной по адресу: ул. Вакуленчука, поз. N 114 рекламной конструкции типа "билл-борд" N 168 сроком действия до 25.08.2014, является действующим до момента определения победителя торгов и, поскольку, с учетом отсутствия утвержденной схемы размещения рекламных конструкций на территории города Севастополя, такие торги не проводились, действует на момент вынесения оспариваемого Предписания. Заявитель полагает, что законно осуществляет использование мест наружной рекламы, а оспариваемое Предписание на демонтаж рекламной конструкции лишает его права осуществлять предпринимательскую деятельность.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2016 года по делу N А84-1451/2016 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Красника Алексея Герасимовича отказано.
Не согласившись с указанным решением, индивидуальный предприниматель Красник Алексей Герасимович обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Из представленного в материалы дела возражения на апелляционную жалобу, следует, что Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их деятельности и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального закона, а также если иное не вытекает из самих документов и существа отношений.
Согласно части 1 статьи 12.1 указанного закона до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Как следует из материалов дела, 26.11.2010 Севастопольской городской государственной администрацией физическому лицу-предпринимателю Краснику А.Г., зарегистрированному 10.08.2004 Ленинской районной государственной администрацией в городе Севастополе, было выдано разрешение N 168 на размещение рекламных конструкций по ул. Вакуленчука (поз.N 114) в виде щита 3х6 метров-двустороннего. Заявитель является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является реклама. 18.03.2014 заявителем получены разрешения на размещение внешней рекламы на срок до 25.08.2015.
30.12.2014 между ИП Красником А.Г. и Управлением архитектуры и градостроительства города Севастополя на основании Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и постановлении правительства Севастополя от 28.10.2014 N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" заключен договор N03-06/21 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе, находящимся в собственности города Севастополя. Согласно пункту 2.1 договора N03-06/21 договор вступает в силу с 01 января 2015 года и действует на период действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 28.10.2014 N422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период".
Правительством Севастополя 28 октября 2014 года принято постановление N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период", пунктом 1 которого было предусмотрено, что разрешения на размещение рекламных конструкций, срок действия которых не истек по состоянию на 21.03.2014, действуют до окончания срока их действия.
Таким образом, указанным нормативно-правовым актом были урегулированы правоотношения в сфере размещения объектов рекламы с учетом особенностей перехода города Севастополя в правовое поле Российской Федерации.
Однако в целях приведения нормативных правовых актов Севастополя в соответствие с действующим законодательством, по результатам рассмотрения протеста прокуратуры города Севастополя от 02.02.2015 N 7-13-2015 Постановлением Правительства Севастополя от 19.02.2015 N101-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" постановление Правительства Севастополя от 28.10.2014 N422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" отменено.
После принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, в том числе города федерального значения Севастополя, выданное заявителю разрешение N 168 на размещение рекламных конструкций по ул. Вакуленчука (поз.N 114) в виде щита 3х6 метров-двустороннего, срок действия которого установлен до 25.08.2015 не прекратило своего действия и не требовало какого-либо дополнительного подтверждения, при соблюдении требований действующего законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ).
Частью 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192, в целях формирования благоприятной архитектурной и информационной городской среды, сохранения историко-архитектурного облика, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Севастополе, эффективного использования имущества города Севастополя в целях распространения наружной рекламы утверждены Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя (далее - Правила N192).
В соответствии с пунктом 1.4 Правил N 192 установка объектов наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения, выданного уполномоченным органом в сфере архитектуры и градостроительства в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Согласно п. 5.1 Правил N 192 к разрешительным документам на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации относятся разрешение на установку объектов наружной рекламы и информации или разрешение на установку объекта информационного оформления предприятий и организаций обслуживания населения. Уполномоченным органом по оформлению разрешительных документов на установку объектов наружной рекламы и информации является уполномоченный орган в сфере архитектуры и градостроительства.
Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на территории города Севастополя допускаются при наличии разрешения на их установку и эксплуатацию по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо на основании заявления владельца объекта наружной рекламы и информации, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.2. Правил N 192. установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, правомочным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов, проводимых органом государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6.1 Правил N 192. демонтаж рекламных конструкций, установленных без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции либо после аннулирования разрешения или признания его недействительным, в том числе по причине внесения изменения в Схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме, либо эксплуатируемых без договора (самовольное размещение), производится владельцем рекламной конструкции либо, если собственник рекламной конструкции не выявлен, собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случаев присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, за свой счет по предписанию уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства с последующим благоустройством территории и восстановлением фасада в том виде, который был до установки конструкций, и с использованием аналогичных материалов и технологий в течение месяца со дня выдачи предписания уполномоченного органа в сфере архитектуры и градостроительства.
При невыполнении предписания, указанного в пункте 6.1 настоящих Правил, либо, если собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, не выявлен, рекламная конструкция подлежит принудительному демонтажу в установленном порядке (пункт 6.2 Правил N 192). Демонтаж объектов наружной рекламы, владелец которых не установлен, отсутствует или отказывается произвести демонтаж за счет собственных средств, осуществляется на основании поручения Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, направляемого в Управление контроля городского хозяйства города Севастополя (пункт 6.3 Правил N 192).
31.03.2016 Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя Севастополя вынесено Предписание N 13 на демонтаж рекламной конструкции, в котором, со ссылкой на положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и на п. 6.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя, утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192, Предупреждение о прекращении действия (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, вынесенного 24.03.2016 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Департамент обязал заявителя в срок до 29.04.2016 года демонтировать рекламную конструкцию типа "билл-борд", с истекшим сроком действия разрешения (N168 срок действия до 25.08.2015), расположенную по адресу ул. Вакуленчука (поз.N114), а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции в течение трех дней со дня выдачи данного предписания. В указанном Предписании содержится предупреждение заявителя о последствиях неисполнения Предписания в виде принудительного демонтажа объекта рекламы с последующим взысканием с заявителя средств по расходам на выполнение работ по его демонтажу.
Принимая оспариваемое Предписание, Департамент действовал в рамках установленных полномочий, в компетенцию которого входит осуществление контроля в сфере распространения наружной рекламы,
Материалами дела подтверждается, что срок разрешения N 168 на размещение рекламных конструкций по ул. Вакуленчука (поз.N 114) в виде щита 3х6 метров-двустороннего, истек 25.08.2015.
Договор N 03-06/21 от 30.12.2014 после отмены постановления Правительства Севастополя от 28.10.2014 N422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" продолжал свое действие, поскольку у ИП Красник А.Г. имелись разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с не истекшим сроком действия. Следовательно, договор от 30.12.2014 N03-06/21 не может быть основанием для установки и эксплуатации рекламной конструкции, поскольку срок действия разрешения на размещение рекламной конструкции N 168 истек 25.08.2015
Доказательства наличия действующего законного разрешения на размещение рекламной конструкции по ул. Вакуленчука (поз.N 114) заявителем не представлены.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции установил, что оспариваемое предписание соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает прав и законных интересов заявителя, посчитав его обоснованным, в связи с чем правомерно отказал индивидуального предпринимателя Красника Алексея Герасимовича в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 19.05.2016 года по делу N А84-1451/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Красника Алексея Герасимовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1451/2016
Истец: ИП Красник Алексей Герасимович, Красник Алексей Герасимович
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Директор Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя
Третье лицо: Директор Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя