Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2016 г. N Ф10-4238/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным договора, о признании незаконными действий по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А08-328/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевой Ю.А.,
при участии:
от ИП Катаева А.В.: Перминова А.А., по доверенности от 19.02.2016;
от Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа": Климакова А.В., по доверенности от 29.09.2015; Самойловой О.А., по доверенности от 03.03.2016;
от ИП Туголукова В.В.: Туголукова В.В.;
от МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа": Ереминой С.Н., по доверенности от 27.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Катаева А.В. (ИНН 312809514167, ОГРН 315312800003492) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.05.2016 по делу N А08- 328/2016 (судья Линченко И.В.) по заявлению ИП Катаева А.В. к МКУ "УМЗ" (ИНН 3128100967, ОГРН 1143128004315) о признании незаконными действий Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" по приему конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе (закупка N 0826300021015001388) ИП Туголукова Владимира Валериевича; о признании незаконным Протокола Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" от 30.12.2015 N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе; о признании недействительным муниципального контракта N 33128035161 16000001, заключенного в соответствии с Протоколом Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N0826300021015001388-2 от 30.12.2015 года; об обязании в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Катаев Алексей Викторович (далее заявитель, ИП Катаев А.В.) обратился в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к МКУ "УМЗ" о признании незаконными действия Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" по приему конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе (закупка N 0826300021015001388) Индивидуального предпринимателя Туголукова Владимира Валериевича;
- о признании незаконным Протокол Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" от 30.12.2015 N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе;
- о признании недействительным муниципального контракта N 33128035161 16000001, заключенного в соответствии с Протоколом Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0826300021015001388-2 от 30.12.2015;
- об обязании в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя:
- отменить протокол N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе;
- возвратить конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе (закупка N 0826300021015001388) индивидуальному предпринимателю Туголукову Владимиру Валериевичу;
- рассмотреть, оценить заявки на участие в открытом конкурсе и определить победителя открытого конкурса (закупка N 0826300021015001388).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ИП Туголукова В.В. и МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа".
Решением суда от 04.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Индивидуальный предприниматель Катаев Алексей Викторович обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе. Исключений из указанного правила Закон не содержит. Следовательно, Единая комиссия неправомерно приняла заявку Туголукова В.В. на участие в конкурсе после окончания срока подачи заявок.
В отзывах на жалобу Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" и МКУ "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа" указывают, что ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право участника открытого конкурса подать заявку после окончания срока подачи заявок до непосредственного вскрытия конвертов с заявками.
Как видно из материалов дела, Уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" был проведен открытый конкурс по закупке N 0826300021015001388. Наименование объекта закупки: оказание услуг по транспортировке умерших во внебольничных условиях в морг.
В соответствии с конкурсной документацией, размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru по закупке N 0826300021015001388:
- дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени): 29.12.2015 11 часов 00 минут;
- место вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам: Белгородская обл., г.Старый Оскол, ул. Ленина, д. 45, зал заседания (4 этаж).
В зале заседаний, расположенном по адресу: Белгородская область, город Старый Оскол, улица Ленина, д.45 29.12.2015 индивидуальным предпринимателем Туголуковым В.В. представителю Уполномоченного учреждения был подан конверт с заявкой на участие в открытом конкурсе, который был принят Уполномоченным учреждением после истечения срока подачи заявок.
Данный факт подтверждается протоколом N 0826300021015001388-1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, размещенном на официальном сайте zakupki.gov.ru по закупке N 0826300021015001388.
В результате рассмотрения заявок уполномоченным учреждением - Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" 30.12.2015 победителем открытого конкурса признан ИП Туголуков Владимир Валериевич, что подтверждается протоколом N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Считая действия Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" по приему конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе (закупка N 0826300021015001388) индивидуального предпринимателя Туголукова Владимира Валериевича незаконными, ИП Катаев А.В. обратился в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд области исходил из того, что конкурсная комиссия правомерно приняла заявку ИП Туголукова В.В., и отказать данному участнику в допуске к участию в конкурсе не имелось законных оснований.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 10 статьи 51 Закона N 44-ФЗ прием заявок на участие в открытом конкурсе прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
В статье 52 Закона N 44-ФЗ предусмотрен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации.
Информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол (часть 6 статьи 52 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 4 ст. 52 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, если такие конверты и заявки поступили заказчику до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа.
Согласно части 3 статьи 52 Закона о контрактной системе непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе или в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам перед вскрытием таких конвертов и (или) открытием доступа к поданным в форме электронных документов в отношении каждого лота заявкам на участие в открытом конкурсе конкурсная комиссия объявляет участникам конкурса, присутствующим при вскрытии таких конвертов и (или) открытии указанного доступа, о возможности подачи заявок на участие в открытом конкурсе, изменения или отзыва поданных заявок на участие в открытом конкурсе до вскрытия таких конвертов и (или) открытия указанного доступа. При этом конкурсная комиссия объявляет последствия подачи двух и более заявок на участие в открытом конкурсе одним участником конкурса.
Следовательно, Закон предоставляет возможность участникам конкурса, присутствующим при процедуре вскрытия, на подачу заявки непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками на участие в конкурсе.
Тем самым конкурсная комиссия не вправе приступать к процедуре вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе до такого объявления.
Указанные положения законодательства продиктованы тем, что заказчику может быть неизвестен точный состав участников конкурса, пока не вскрыты конверты, следовательно, заказчик обязан допустить на заседание конкурсной комиссии всех желающих.
Материалы дела свидетельствуют, что заседание Единой комиссии по вскрытию конвертов с заявками на участие в Конкурсе началось в соответствии с извещением о проведении закупки в 11:00 29.12.2015. Председателем Единой комиссии было объявлено участникам Конкурса, присутствующим при вскрытии конвертов о возможности подачи заявок на участие в Конкурсе.
До окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, указанного в извещении о проведении открытого конкурса, было подано 3 запечатанных конверта, зарегистрированных в журнале регистрации заявок на участие в открытом конкурсе.
После наступления указанного в извещении о проведении закупки времени, а также оглашения председателем Единой комиссии о возможности подать заявки, участником Конкурса, присутствующем при вскрытии конвертов, была подана 1 заявка на участие в открытом конкурсе.
Заявка ИП Туголукова В.В. на участие в открытом конкурсе была подана на процедуре вскрытия конвертов с заявками в открытом конкурсе после объявления участникам конкурса, присутствующим при вскрытии конвертов, о возможности подач заявок.
Действия по подачи заявки ИП Туголуковым В.В. и приему ее Конкурсной комиссией по правилам части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе были произведены до непосредственного вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе ИП Туголукова В.В. не имелось.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм Закона о контрактной системе.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области об отказе в удовлетворении требований:
- о признании незаконным Протокола Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" от 30.12.2015 N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе;
- о признании недействительным муниципального контракта N 33128035161 16000001, заключенного в соответствии с Протоколом Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе N 0826300021015001388-2 от 30.12.2015;
- об обязании в порядке части 4 статьи 201 АПК РФ Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок Старооскольского городского округа" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя:
- об отмене протокола N 0826300021015001388-2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе;
- о возврате конверта с заявкой на участие в открытом конкурсе (закупка N 0826300021015001388) индивидуальному предпринимателю Туголукову Владимиру Валериевичу;
- о рассмотрении, оценке заявки на участие в открытом конкурсе и определения победителя открытого конкурса (закупка N 0826300021015001388).
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, индивидуальным предпринимателем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.05.2016 по делу N А08-328/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-328/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2016 г. N Ф10-4238/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Катаев Алексей Викторович
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА"
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Управление жизнеобеспечением и развитием Старооскольского городского округа", Туголуков Владимир Валериевич