г. Москва |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А41-104233/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ИП Каменщикова В.В.: Большунов Б.В. по доверенности от 06.12.2015;
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Теслюк В. М.по доверенности от
22.12.2015 N 27Д ов-389;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области: Переплётова К.Ю. по доверенности от 02.12.2015,
от Администрации городского округа Подольска Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от Московского филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект"): представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Каменщикова Владимира Витальевича на решение Арбитражного суда Московской области от 05.05.2016 по делу N А41-104233/15, принятое судьей Федуловой Л.В.,
по заявлению ИП Каменщикова Владимира Витальевича к Комитету лесного хозяйства Московской области,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации городского округа Подольска Московской области, Московского филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области, о признании незаконным результатов лесоустройства в части включения части земельного участка в границы лесного фонда и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Каменщиков Владимир Витальевич (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет, ответчик), в котором просит суд:
признать незаконными результаты лесоустройства в части включения в выделе 1,- квартале 39 Подольского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области земельного участка, находящегося в долгосрочной аренде ИП Каменщикова В.В. с кадастровым номером 50:27:0020707:342, площадью 4200 кв.м. в границы лесного фонда;
обязать Комитет лесного хозяйства Московской области в месячный срок с даты - принятия решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения из материалов лесоустройства и лесного реестра информации об отнесении к землям лесного фонда выдел 1 квартал 39 Подольского участкового лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 4200 кв.м., со следующими координатами:
N точки |
X (м) |
Y (м) |
1 |
428332.99 |
2191522.25 |
2 |
428231.23 |
2191489.36 |
3 |
428236.17 |
2161533.85 |
4 |
428286.48 |
2191521.44 |
5 |
428310.83 |
2191585.48 |
6 |
428348.45 |
2191554.57 |
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2015 года по делу N А41-104233/15 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Администрации городского округа Подольска Московской области, Московского филиала государственной инвентаризации лесов Федерального государственного унитарного предприятия "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект"), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ИП Каменщикова Владимира Витальевича поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить.
Представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.11.2014 между Комитетом по управлению имуществом Администрации Подольского муниципального района Московской области (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 48ф/14 (далее - Договор), согласно условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял за плату во временное владение пользование земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020707:324, площадью 4200 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объектов придорожного сервиса и административного здания мотоклуба, расположенный по адресу: Московская обл., Подольский р-н, с.п.Лаговское, пос.Сосновый Бор, с обременением в использовании части земельного участка площадью 265 кв.м. охранной зоной КЛ 6 кВ (далее - спорный земельный участок).
Срок действия договора аренды: с 13.11.2014 по 12.11.2063 (п.2.1 Договора).
Договор зарегистрирован установленным законом образом, о чем 03.12.2014 в ЕГРП сделана запись N 50-50-27/260/2014-266.
29.12.2014 Главой Подольского муниципального района Московской области вынесено постановление N 1844 (в ред. Постановления Главы Подольского муниципального района Московской области от 30.01.2015 N 27), в соответствии с которым заявтелю разрешено осуществить разработку проекта освоения планировки территории, предназначенной для строительства автосервиса и административного здания мотоклуба на спорном земельном участке.
С целью подготовки градостроительного плана испрашиваемого земельного участка заявитель обратился Московский филиал ФГБУ "Росресинфорг" "Мослеспроект" с запросом по вопросу пространственного размещения внешних границ спорного земельного участка.
31.07.2015 истцу был дан ответ - заключение N 08/287, что часть площади земельного участка (0,0323 га) расположена на землях лесного фонда, выдел 1, квартал 39 Подольского участкового лесничества Подольского лесничества ГКУ МО "Мособлолес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Полагая, результаты лесоустройства, согласно которым часть спорного земельного участка включена в земли лесного фонда, являются незаконными, предприниматель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи со следующим.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.
Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 4.4. данного закона в случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 1 статьи 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса, землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, и землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
- проектирование лесных участков;
- закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе, разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Исходя из положений закона N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Лесного кодекса РФ, следует, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, в соответствии с лесоустроительной документацией.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признается в силу закона, а не в силу осуществления самой процедуры государственной регистрации такого права.
Оценив доводы о том, что часть арендуемого предпринимателем земельного участка накладывается на земли лесного фонда, суд первой инстанции обоснованно указал, что в данном случае имеется спор о границах.
В соответствии с пунктом 2 совместного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно указал, что оспаривая результаты лесоустройства в части отнесения земель спорных земельных участков к землям лесного фонда, заявитель фактически оспаривает право собственности Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как между сторонами имеется спор о праве, является правильным.
Кроме того, как указывалось выше, лесоустройство включают в себя выполнение комплекса мероприятий (работ), результаты которых оформляются соответствующими материалами по каждому из проведенных мероприятий.
Так, в соответствии с Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 года N 516, по результатам проектирования лесничеств (лесопарков) составляются: ведомость проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки; описание местоположения границ земельных участков в составе лесничеств и лесопарков в соответствии с земельным законодательством; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на лесничества и лесопарки, в том числе карта-схема лесничества (лесопарка), с указанием границ лесничеств (лесопарков) и лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием территориального размещения или предложений по изменению границ и площадей лесничеств (лесопарков); по результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, а также особо защитных участков лесов составляются: ведомость деления лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, указанная в приложении 2 к настоящей Инструкции; тематические лесные карты проектируемого деления лесов на эксплуатационные леса, защитные леса и резервные леса в пределах лесничеств и лесопарков с указанием границ участковых лесничеств и номеров лесных кварталов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием соответствующего подразделения лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов с приведением сведений о ранее действовавшем разделении лесов; ведомость проектируемых особо защитных участков лесов с указанием участковых лесничеств и номеров лесных кварталов и лесотаксационных выделов; пояснительная записка произвольной формы с обоснованием выделения особо защитных участков лесов; по результатам таксации лесов составляются: таксационные описания (при этом таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений); картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам) и т.д.
Материалы лесоустройства фактически представляют собой документы, содержащие характеристики объекта недвижимости, то есть являются технической документацией, - в данном случае земель лесного фонда, и не обладают признаками властного характера, а лесоустройство, не является каким-либо единым документом, а включает в себя обобщающие сведения о землях лесного фонда, содержащиеся в различных материалах, в связи с чем, лесоустройство не может являться самостоятельным предметом спора.
Таким образом, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание наличие пересечения границ земельных участков, принадлежащих заявителям, и границ участков, входящих в лесной фонд, заявители вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания результатов лесоустройства, которое может и должно оцениваться судом в качестве одного из доказательств в рамках спора о праве.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 мая 2016 года по делу N А41-104233/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-104233/2015
Истец: Каменщиков Владимир Витальевич
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация городского округа Подольск, Московский филиал государственной инвентаризации лесов филиал ФГУП "Рослесинфорг" Федерального агентства лесного хозяйства, Территориальное управление Федерального агенства по упралению государственным имуществом в МО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (Росреестр), Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по МО, ФГБУ "ФКп "Росреестр" в лице филиала по Московской области