г. Воронеж |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А36-1980/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Михайловой Т.Л.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области: Николотов А.В., представитель по доверенности от 29.06.2016 N 16-11/16;
от общества с ограниченной ответственностью "СУ-1 Липецкстрой": Шеховцов В.И., представитель по доверенности от 11.01.2016, выдана до 31.12.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.04.2016 по делу N А36-1980/2016 (судья Гриднева Е.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СУ-1 Липецкстрой" (ОГРН 1144827045384, ИНН 4823059293) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (ОГРН 1134823000014, ИНН 4826085887) о признании незаконным решения N 11784А от 23.11.2015 об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СУ-1 Липецкстрой" (далее - Общество, ООО "СУ-1 Липецкстрой") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области (далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения N 11784А от 23.11.2015 об отказе в государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 28.04.2016 решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области от 23.11.2015 N 11784А признано незаконным.
На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области возложена обязанность зарегистрировать создаваемое юридическое лицо общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление Липецкстрой".
С Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СУ-1 Липецкстрой" взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Инспекция, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что принимая оспариваемый акт, регистрирующий орган исходил из недостоверности сведений об адресе юридического лица (г. Липецк, ул. 9 мая, д. 14) со ссылкой на невозможность идентифицировать место нахождения единоличного исполнительного органа общества, в порядке статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как полагает Инспекция указанное свидетельствует о непредставлении документов ( заявления), установленных законом для государственной регистрации.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Общество возражает против доводов Инспекции, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, заслушав представителей Общества и регистрирующего органа, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23.11.2015 ООО "СУ-1 Липецкстрой" обратилось в МИФНС N 6 по Липецкой области с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление - Липецкстрой", приложив к заявлению документы, предусмотренные Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
27.11.2015 МИФНС N 6 и о Липецкой области было принято решение N 11784А об отказе в государственной регистрации.
Основаниями для отказа стали: 1) непредставления заявителем определенных Федеральным законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов; 2) наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ.
Управлением Федеральной налоговой службы по Липецкой области решение МИФНС N 6 по Липецкой области было признано правомерным (т.1 л.д.9)
ООО "СУ-1 Липецкстрой" не согласившись с решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также порядок ведения единого государственного реестра юридических лиц регулируется Федеральным законом N 129-ФЗ.
Согласно статье 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Перечень сведений и документов о юридическом лице, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, содержится в статье 5 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе, к таким сведениям относятся сведения об организационно-правовой форме юридического лица (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ); сведения об учредителях (участниках) юридического лица, размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу и его участникам (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ); адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ); сведения о размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (подпункт "к" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ); идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе (подпункт "о" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом "е" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; документ об уплате государственной пошлины.
При этом, согласно п.1.2 ст.9 Федерального закона N 129-ФЗ Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено судом и следует из материалов дела, отказывая в государственной регистрации регистрирующий орган исходил из того, что заявителем не представлены документы, отражающие действительный адрес юридического лица, связь с юридическим лицом по указанному заявителем адресу невозможна, поскольку не указаны детальные элементы адреса местонахождения ООО "Строительное управление - Липецкстрой".
Вместе с тем судом первой инстанции установлено, что в представленных на государственную регистрацию документах указан следующий адрес местонахождения ООО "Строительное управление - Липецкстрой": 398017. г. Липецк, ул. 9 мая, д. 14.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Как следует из материалов дела, Обществом при подаче документов на государственную регистрацию было представлено гарантийного письмо от собственника административного здания, подтверждающее возможность размещения постоянно действующего исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление - Липецкстрой" по адресу: 398017, г, Липецк, ул. 9 мая, д. 14. Именно этот адрес был указан заявителем в заявлении о государственной регистрации.
Действующее законодательство не содержит указания, согласно которому при создании юридического лица в заявлении о государственной регистрации необходимо указывать такие детальные элементы адреса, как, например, офис.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что заполнять данную графу необходимо тогда, когда нежилое помещение имеет такой ориентир.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" установлены требования к оформлению заявлений на регистрацию юридических лиц.
Согласно п. 2.3. раздела II вышеназванного Приказа (требования к оформлению заявления о государственной регистрации юридического лица при создании), в пунктах 2.3 - 2.9 показатели заполняются при наличии в адресе сведений о соответствующем элементе путем обязательного заполнения двух полей. В пункте 2.9. заявления указывается офис.
К гарантийному письму Обществом было приложено свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 48 АА N 0086487 от 07 июня 2000 г. Данное заявление удостоверяет право собственности на кирпичное административное здание, расположенное по адресу: 398017, г. Липецк, ул. 9 мая, д. 14.
Никаких иных объектов недвижимости (офисов, помещений и проч.), согласно вышеуказанному свидетельств) о государственной регистрации права на недвижимое имущество, по данному адресу не расположено.
Таким образом, регистрирующий орган не вправе требовать от Общества указания каких-либо дополнительных детальных элементов адреса административного здания, по которому будет располагаться единоличный исполнительный орган создаваемого общества.
Отклоняя доводы Инспекции о том, что регистрирующий орган обладает подтвержденной информацией о недостоверности представленных Обществом сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, суд первой инстанции исходил из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в обжалуемом решении Инспекции не указано, какая именно информация позволила МИФНС N 6 по Липецкой области прийти к выводу о недостоверности представленных Обществом сведений.
Согласно п. 3 Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", регистрирующий орган должен исчерпывающим образам мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.
Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу п. 3 ст. 54 ГК РФ, функция указания в ЕГРЮЛ адреса юридического лица состоит в получении этим лицом юридически значимых сообщений.
В п. 2 Постановлении Пленума N 61 ВАС РФ также указал, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического липа, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта "р" пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
Регистрирующим органом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что связь с ООО "Строительное управление - Липецкстрой" но указанному Обществом адресу невозможна.
Доказательств, что другие организации находятся по указанному адресу и указанный Обществом адрес является адресом массовой регистрации, суду не представлено, а также не представлено доказательств осуществления проверки указанных обстоятельств Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал требования ООО "СУ-1 Липецкстрой" о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 6 по Липецкой области от 23.11.2015 N 11784А об отказе в государственной регистрации, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Поскольку в статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрен возврат истцу (заявителю), требования которого удовлетворены судом, уплаченной им госпошлины из федерального бюджета, госпошлина, уплаченная истцом (заявителем) в таком случае, подлежит взысканию в его пользу также с проигравшей стороны.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов. В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
При подаче заявления в Арбитражный суд Липецкой области Обществом произведена уплата государственной пошлины в размере 3000 руб. Учитывая, что заявленные Обществом требования удовлетворены, государственная пошлина уплачена Обществом в полном размере, возврат уплаченной государственной пошлины из бюджета в рассматриваемом случае законом не предусмотрен, суд первой инстанции правомерно исходил из положений ст. 110 АПК РФ и взыскал с инспекции, как с проигравшей стороны, судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3000 руб.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.04.2016 по делу N А36-1980/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с налогового органа, как заявителя апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 28.04.2016 по делу N А36-1980/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-1980/2016
Истец: ООО "СУ-1 Липецкстрой"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Липецкой области