г. Москва |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А40-146915/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Чеботаревой И.А.,
судей: |
Захарова С.Л., Свиридова В.А., |
при ведении протокола |
и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы ЗАО "ТД "Сетуньская", ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущества
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2016 по делу N А40-146915/13, принятое судьей Березовой О.А. (49-809)
по заявлению ЗАО "ТД "Сетуньская" (ОГРН 1087746949840)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третьи лица: 1)ТУ Росимущества в Москве, 2)Росимущество, 3)ГлавУпДК при
МИД России, 4)Управление Росреестра по Москве, 5)ДГИ
о признании недействительным решений, об обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках.
при участии:
от заявителя: |
Филаткина Ю.Е. по дов от 26.01.2015 N 2015/8; Берковский К.П. по дов. от 26.01.2015 N 2015/2; |
от ответчика: |
Голубев К.С., Жирнова М.А. по дов. N 77/2015-99 от 21.09.2015; |
от третьих лиц: |
1)Золотарева И.А. по дов. от 11.11.2015 N И22-02/24385;2)Давтян А.М. по дов. от 29.12.2014 N ОД-16/55971;3) Христофорова Н.К. по дов. N 3755-021/ДК от 10.05.2016. 4) Помогаева О.В. по дов. N 29111/2015 от 31.12.2015 5)Исаян А.А. по дов. от 30.12.2014 N 33-Д-934/14. |
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ТД "Сетуньская" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными решений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Кадастровая палата, ответчик) от 15.01.2013 N 77/601/13-703 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1007; от 15.01.2013 N 77/601/13-709 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1008; от 16.01.2013 N 77/601/13-795 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1009; от 09.08.2013 N 77/601/13-50601 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009; от 12.08.2013 N 77/601/13-50926 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007; от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008.
В качестве третьих лиц по делу привлечены ГлавУпДК при МИД России, Росимущество, ТУ Росимущества в Москве, Управление Росреестра по Москве, Департамент городского имущества г.Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2016 требования заявителя частично удовлетворены. Суд признал, что решения от 15.01.2013 N 77/601/13-703, от 15.01.2013 N 77/601/13-709, от 16.01.2013 N 77/601/13-795 вынесены ФГБУ "ФКП Росреестра", в соответствии с действующим законодательством. Решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.08.2013 N 77/601/13-50601, от 12.08.2013 N 77/601/13-50926, от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 вынесены с нарушением требований законодательства, так как не было получено согласование Общества.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, ЗАО "ТД "Сетуньская" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно, в частности, ч. 7 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Межправительственных соглашений было недостаточно для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках в качестве ранее учтенных. Земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007 не являются ранее учтенными, так как они не были сформированы в соответствии с требованиями законодательства.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части удовлетворения требований ЗАО "ТД "Сетуньская", ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущество обратились с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателей апелляционных жалоб, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены неверно. Так как в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о границах и площади земельного участка заявителя, Общество не является смежным землепользователем, согласование с ним границ земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007 не требовалось.
В судебном заседании представители ЗАО "ТД "Сетуньская" доводы своей апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, изложили свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просили отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ЗАО "ТД "Сетуньская" считает доводы апелляционных жалоб ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущества необоснованными, просило в обжалуемой ответчиком и третьими лицами части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущества доводы своих апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, изложили свои позиции, указанные в апелляционных жалобах, просили отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "ТД "Сетуньская" требований в полном объеме.
ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущество, ТУ Росимущества в Москве, Управление Росреестра по Москве, ДГИ считают доводы апелляционной жалобы ЗАО "ТД "Сетуньская" необоснованными, просили в обжалуемой заявителем части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Девятым арбитражным апелляционным судом законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "ТД "Сетуньская" является собственником земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:2 по адресу: г. Москва, пересечение Староволынской ул. и Минской ул.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2012 по делу N А40-99603/10 из владения заявителя истребованы 3 земельных участка - участок площадью 4, 6 га, расположенный на пересечении Староволынской ул. и Минской ул., участок площадью 5, 787 га и участок площадью 6 га, расположенные по Староволынской ул.
Право собственности Российской Федерации на истребованные из владения заявителя земельные участки зарегистрировано в ЕГРП 06.09.2013 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 площадью 57 870 кв. м), 13.11.2013 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009 площадью 60 000 кв. м) и 10.04.2013 (в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008 площадью 46 000 кв. м).
Решением от 15.01.2013 N 77/601/13-703 ФГБУ "ФКП Росреестра" внесло в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1007, решением от 15.01.2013 N 77/601/13-709 - о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1008, решением от 16.01.2013 N 77/601/13-795 - о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1009.
Указанными решениями в государственный кадастр недвижимости внесены перечисленные на стр. 2 решений сведения: вид объекта недвижимости - земельный участок; номер кадастрового квартала, в котором расположены земельные участки, - 77:07:0009007; адрес участков - г. Москва, Очаковское ш., ул. Староволынская; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование участков - для строительства комплекса жилых, школьных и других культурно-бытовых зданий Посольства Республики Индии, для строительства комплекса зданий Посольства Республики Куба, для строительства комплексов служебных, жилых и подсобных зданий генеральных консульств СССР и Посольства КНР; площадь участков - 57 870 кв. м, 46 000 кв. м, 60 000 кв. м. статус кадастровых сведений о земельных участках - "ранее учтенные"; дата документа, подтверждающего право на участок, - 13.07.1989, 27.01.1977, 09.08.1991.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.08.2013 N 77/601/13-50601 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009, от 12.08.2013 N 77/601/13-50926 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 и от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008: внесены в сведения государственного кадастра недвижимости сведения об описании закрепления точек, описании прохождения границ, сведения об исполнителе кадастровых работ и уточненную площадь земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 - "57 870 +/- 84 кв.м" на основании межевого плана от 17.07.2013; земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008 - " 46 000 +/- 75 кв. м" на основании межевого плана от 17.07.2013; земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009 - "60 000 +/- 86 кв. м." на основании межевого плана от 17.07.2013.
Считая, что указанные решения ФГБУ "ФКП Росреестра" вынесены с нарушением Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "ТД "Сетуньская" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании недействительными решений Кадастровой палаты от 15.01.2013 N 77/601/13-703, от 15.01.2013 N 77/601/13-709, от 16.01.2013 N 77/601/13-795, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регламентируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).
В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре (ранее учтенные объекты недвижимости). Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно- техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного ст. 7 состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 7 статьи 45 Закона о кадастре устанавливает, что в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено Законом о кадастре, в срок, установленный ст. 17 для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании, в частности, документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган кадастрового учета по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем включения в государственный кадастр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости: 1) выписку из государственного кадастра недвижимости в виде документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом кадастрового учета выданы или направлены уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений; 2) кадастровый паспорт объекта недвижимости, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; 3) кадастровый паспорт объекта недвижимости, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган кадастрового учета по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти (в том числе органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 Закона о кадастре кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
В период до введения в действие Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ внесение в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках предусматривалось Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Так, ст. 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28- ФЗ устанавливала, что государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу этого Федерального закона, является юридически действительным, а органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, бесплатно в десятидневный срок представляют информацию о зарегистрированных правах, наличии объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками, и территориальных зонах органам, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, в необходимом объеме.
Приказ Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" устанавливал, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в строгом соответствии с оформленными в установленном порядке правоудостоверяющими документами (государственные акты, свидетельства о праве собственности на землю) либо утвержденными материалами инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Из материалов дела и вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 16.07.2012 по делу N А40-99603/10 следует, что и земельный участок заявителя с кадастровым номером 77:07:0009007:2, и земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008 являются ранее учтенными объектами в смысле Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, постановка земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008 на государственный кадастровый учет в качестве ранее учтенных произведена органом кадастрового учета на основании заявлений ТУ Росимущества в г. Москве в полном соответствии с требованиями ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, а именно на основании документов, устанавливающих или подтверждающих права на эти участки (Протокола между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Куба о предоставлении земельного участка и строительстве в Москве комплекса зданий Посольства Республики Куба, Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Индии о взаимном предоставлении земельных участков, об условиях строительства на них зданий для представительств обеих стран соответственно в СССР и Индии и о покупке Правительством Республики Индии зданий в СССР и Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Китайской Народной Республики о предоставлении в Шанхае, Шэньяне и Москве земельных участков для строительства комплексов служебных и жилых зданий Генконсульств СССР и Посольства КНР и прилагаемых к указанным актам планов земельных участков).
Таким образом, требования заявителя о признании недействительными решений ФГБУ "ФКП Росреестра" от 15.01.2013 N 77/601/13-703 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1007, от 15.01.2013 N 77/601/13-709 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1008 и от 16.01.2013 N 12 77/601/13-795 о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:07:0009007:1009, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы заявителя отклоняются судом апелляционной инстанции, так как повторяют доводы заявления, которые оценены судом первой инстанции в полном объеме.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в указанной части и удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "ТД "Сетуньская" не имеется.
Между тем, апелляционная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения в части удовлетворения заявленных Обществом требований и удовлетворения апелляционных жалоб ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущества, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, согласование местоположения границ земельных участков осуществляется в случаях, когда в результате кадастровых работ уточняется местоположение границ: - земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; - земельных участков, смежных с земельным участком, являющимся объектом кадастровых работ.
Согласование местоположения границ земельных участков в соответствии с Законом о кадастре проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на правах, указанных в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.
Согласно сведениям ГКН смежными со спорными земельными участками являются земельные участки с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1002, 77:07:0009007:1000, согласование границ с которыми не требуется, так как их границы установлены и не уточнялись в результате кадастровых работ по установлению границ спорных земельных участков.
В соответствии с решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.12.2012 по делу N А40-147531/2010 Кадастровой палатой 18.07.2013 были исключены из ГКН сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:2.
Исходя из того, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с правообладателями смежных земельных участков (имеющих общую границу), согласование границ с земельным участком Заявителя с кадастровым номером 77:07:0009007:2 не требовалось, так как сведения о его границах в ГКН отсутствуют.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии общей границы (внутренней) земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:2 и земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008, 77:07:0009007:1009 не соответствует обстоятельствам дела и основан на неправильном толковании норм Закона о кадастре.
В соответствии с частью 9 статьи 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
Согласно пункту 67 Приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых решений, пункт 70.1 Приказа) выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка проводится на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона о кадастре.
В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В разделах "Исходные данные" межевых планов, представленных для уточнения границ спорных земельных участков, указаны реквизиты правоустанавливающих документов, а именно: межправительственных соглашений между СССР, Индией, КНР и Республикой Куба от 1977-1984 годов.
В разделах "Заключение кадастрового инженера" межевых планов кадастровым инженером приведено обоснование местоположения уточненных границ земельных участков, а именно: местоположение характерных точек земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008, 77:07:0009007:1009 определено по результатам геодезических работ исходя из сведений, содержащихся в документах подтверждающих права на земельные участки, а именно Соглашении с Правительством Республики Индии (статья I, пункт 1.5, приложение N 5), Протоколе с Правительством Республики Куба (согл. N 1326 дк от 20.04.1984, приложение), Соглашении с Правительством Китайской Народной Республики (статья 1, приложение 1).
Таким образом, решения ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.08.2013 N 77/601/13-50601 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1009, от 12.08.2013 N 77/601/13-50926 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1007 и от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:1008, вынесены в соответствии с Законом о кадастре.
Суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения пришел к выводу о том, что в данном случае налицо спор собственников смежных земельных участков - заявителя как собственника земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009007:2 и Российской Федерации как собственника земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008 - о границах этих участков.
Между тем, в силу пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" и пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Учитывая, что в данном случае сведения о границах и площади земельного участка, принадлежащего заявителю отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008 не может нарушать права и законные интересы заявителя на использование принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда подлежит отмене в части признания недействительными решений ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.08.2013 N 77/601/13-50601, от 12.08.2013 N 77/601/13-50926 и от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008, а апелляционные жалобы ФГБУ "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ГлавУпДК при МИД России", Росимущества - удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.04.2016 по делу N А40-146915/13 отменить в части признания недействительными решений ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.08.2013 N 77/601/13-50601, от 12.08.2013 N 77/601/13-50926 и от 13.08.2013 N 77/601/13-51559 о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами 77:07:0009007:1009, 77:07:0009007:1007, 77:07:0009007:1008. Вынести новый судебный акт, изложив резолютивную часть в следующей редакции: "Требования ЗАО "ТД "Сетуньская" оставить без удовлетворения".
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146915/2013
Истец: ЗАО "ТД "Сетуньская"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ Федеральнаяч кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: ГлавУПДК при МИД России, Росимущество, Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Управление РосРеестра по г. москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, ДГИ г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
14.07.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27262/16
22.04.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146915/13
09.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
16.12.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-50010/15
18.03.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
13.01.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17111/14
20.11.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43624/14
13.11.2014 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43902/14
08.08.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-146915/13