Требование: о признании недействительным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
13 декабря 2016 г. |
Дело N А19-11264/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ткаченко Э.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2016 года по делу N А19-11264/2016 (суд первой инстанции - Ананьина Г.В.),
установил:
Гаражный кооператив N 2 по эксплуатации гаражей-стоянок индивидуального авто транспорта (ОГРН 1023801547769, ИНН 3811020170, место нахождения: 664025, г. Иркутск. ул. Байкальская, 136А далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства N 400/318 от 30.06.2016, вынесенного государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Рафековым В.Н. Управления Росреестра по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Академическая, 70, далее - УФРС по Иркутской области).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2016 года по делу N А19-11264/2016 заявленные требования удовлетворены. Предписание N 400/318 от 30.06.2016, вынесенное государственным инспектором Иркутской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Рафековым В.Н. Управления Росреестра по Иркутской области, признано недействительным, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Управление Росреестра обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
Гаражный кооператив N 2 отзыв на апелляционную жалобу в суд не направил.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 15.11.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. Управление Росреестра заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 13.06.2000, дополнительного соглашения (А) от 13.03.2009 к договору аренды от 13.06.2000 N 1020, заключенному с администрацией г. Иркутска, гаражному кооперативу N 2 предоставлен в аренду земельный участок кадастровый номер 38:36:014201:18, расположенный по адресу: Октябрьский район г. Иркутска, ул. Байкальская 236-а, площадью 4414 м2. На основании решения Администрации города Иркутска от 28.12.93 гаражному кооперативу N 2 также был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 7,0480 га, что подтверждается государственным актом N 75-36-000169.
На основании распоряжения Управления Росреестра по Иркутской области от 18.05.2016 N 07-02-2100, государственным инспектором по Иркутской области по использованию и охране земель отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области проведена внеплановая, выездная/документарная проверка соблюдения законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236 А, используемом гаражным кооперативом N 2, проверка исполнения предписания от 11.11.2015 N 702, которым предписывалось в срок до 11.05.2016 устранить допущенное нарушение земельного законодательства, в том числе: предоставить документы, подтверждающие право на земельный участок площадью 778,8 кв.м., расположенный смежно с юго-западной стороны с земельным участком по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А в соответствии со ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ либо освободить указанный выше земельный участок.
В ходе проведения 29.06.2016 проверки установлено, что в нарушении требований ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации гаражный кооператив N 2 использует земельный участок площадью 778,8 кв. м, расположенный смежно с юго-западной стороны с земельным участком, расположенным по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А, а именно, на данном земельном участке, не отведенном для размещения и эксплуатации гаражных боксов, в отсутствие правоустанавливающих документов, установлены гаражные боксы членов гаражного кооператива N 2, предписание от 11.11.2015 N 702 не исполнено.
Предписанием от 30.06.2016 N 400/318 гаражному кооперативу N 2 предписано в срок до 30.12.2016 устранить допущенное нарушение путем предоставления документов, подтверждающих право на земельный участок площадью 778,8 кв.м, расположенный смежно с юго-западной стороны с земельным участком по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А в соответствии со ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ либо освободить вышеуказанный земельный участок.
Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исходя из положений ст. 71 ЗК РФ, Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, п. 81 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, статьи 17 Закона N 294-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что проверка проведена и оспариваемое предписание выдано УФРС по Иркутской области в пределах полномочий, предусмотренных вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Согласно статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ) предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции правильно исходил из того, что Управлением без достаточных оснований установлена площадь земельного участка 778,8 кв.м., используемого без правоустанавливающих документов, а также необоснованно возложена обязанность на заявителя по представлению документов в соответствии со ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, либо освободить вышеуказанный земельный участок
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах (ч. 2 ст. 25 ЗК РФ).
Частью 1 статьи 26 ЗК РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
В силу абзаца 7 пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2007 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном главой V.1 ЗК РФ.
Переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.
В ходе проведенной Управлением проверки по соблюдению земельного законодательства гаражным кооперативом N 2, был произведен обмер границ фактически используемого кооперативом земельного участка с использованием спутниковой геодезической аппаратуры Hiper SR заводской номер N 1226-10158, N 1226-10147, свидетельство о поверке N 0013397, N 0013398, по результатам которого установлено, что фактическая площадь используемого кооперативом земельного участка превышает площадь предоставленных земельных участков на 1328,8 кв.м., в том числе увеличение произведено за счет присоединения земельного участка площадью 778,8 кв.м., расположенного смежно с юго-западной стороны с земельным участком по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А, предоставленного в бессрочное (постоянное) пользование на основании государственного акта N 75-36-00016.
Управление, вменяя заявителю нарушение ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, указало, что сведения в ЕГРП о праве кооператива на земельный участок площадью 778,8 кв.м. отсутствуют.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора аренды от 13.06.2000, дополнительного соглашения (А) от 13.03.2009 к договору аренды от 13.06.2000 N 1020, гаражному кооперативу N 2 предоставлен в аренду земельный участок кадастровый номер 38:36:014201:18, расположенный по адресу: Октябрьский район г. Иркутска, ул. Байкальская 236-а, площадью 4414 м2.
На основании решения Администрации города Иркутска от 28.12.93 гаражному кооперативу N 2 был также предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 7,0480 га, что подтверждается государственным актом N 75-36-000169.
Согласно кадастровым выпискам от 23.12.2015 N 3800/601/15-689582, от 13.09.2016 N 3800/601/16-476850, земельный участок, предоставленный гаражному кооперативу N 2 в бессрочное пользование, поставлен на кадастровый учет 05.10.1994 как ранее учтенный, присвоен кадастровый номер 38:36:000023:4, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу указанного государственный акт N 75-36-000169, удостоверяющий право кооператива бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 7,0480 га (решение Администрации города Иркутска от 28.12.93) выданный до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" имеет равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Как установлено п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона о кадастре, в государственный кадастр недвижимости вносится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно п. 3 ст. 25 Закона о кадастре, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В силу п. 9 ст. 38 Закона о кадастре, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 13 Приложения 3 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" (зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014 N 34670) при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в также в случае, если содержащиеся в ГНК координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, в графе 15 кадастрового паспорта указываются слова "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из неравнозначности понятий "отсутствие сведений о координатах характерных точек границы земельного участка" и "координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности". При этом формулировка в кадастровом паспорте для обоих случаев установлена одна: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Как установлено судом, согласно государственному акту сведения о координатах характерных точек границ земельного участка имеются, границы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:4 определены, но определены с точностью ниже нормативной, что подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской.
Приказом Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 "О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке" установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке согласно приложению.
Согласно приложению к названному Приказу средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек для земельных участков, отнесенных к землям населенных пунктов, составляет 0,10 м.
В соответствии с пунктом 9 Приложения 3 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 в разделе "площадь земельного участка" может указываться площадь земельного участка и допустимая погрешность ее вычисления в квадратных метрах.
Согласно ч.3 ст. 42.8 Закона о кадастре при уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, не должна быть: больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.
С учетом того, что границы земельного участка 38:36:000023:4 не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, при указанном правовом регулировании, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что определение площади спорного земельного участка возможно только после уточнения гаражным кооперативом N 2 границ земельного участка предоставленного в бессрочное пользование.
В связи с чем следует признать необоснованным вывод Управления об использовании кооперативом земельного участка площадью 778,8 кв.м. без правоустанавливающих документов.
В части предписания о необходимости кооперативу предоставить документы, подтверждающие право на земельный участок площадью 778,8 кв.м., расположенный смежно с юго-западной стороны с земельным участком по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А в соответствии со ст. ст. 25, 26 ЗК РФ, либо освободить вышеуказанный земельный участок, суд первой инстанции, принимая во внимание позицию ответчика о том, что согласно данным АИС ГКН земельный участок площадью 778,8 кв.м. на государственный кадастровый учет не поставлен и документом, подтверждающим право гаражного кооператива N 2 на земельный участок будет являться кадастровая выписка, сделал правильный вывод о том, что УФРС фактически просит уточнить границы земельного участка, предоставив в подтверждение кадастровую выписку.
Вместе с тем, согласно частям 2 и 4 статьи 16, части 3 статьи 20 орган земельного надзора не вправе требовать осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
При этом согласно положениям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая выписка не является документом подтверждающим право на земельный участок.
Как следует из материалов дела, на спорном земельном участке площадью 778,8 кв.м., расположенного смежно с юго-западной стороны с земельным участком по адресу г. Иркутск, ул. Байкальская, 236А, возведены гаражные боксы членов гаражного кооператива N 2, принадлежащие им на праве собственности, что подтверждается представленными свидетельствами о праве собственности от 2008-2012 г.г., 2015 г. Указанное также отражено в оспариваемом предписании, с указанием на возведение гаражных боксов на земельном участке, не отведенном для размещения и эксплуатации гаражных боксов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основным принципом земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В данном случае в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (ст. 39.20 ЗК РФ).
Из разъяснений пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что право на приватизацию земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), является исключительным, то есть никто кроме собственника здания (строения, сооружения) не имеет права на приватизацию этого земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
С момента приобретения права собственности на отдельный гаражный бокс член кооператива в силу ст. 209 ГК РФ имеет все права в отношении своего имущества.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Следовательно, поскольку на части спорного земельного участка находятся гаражные боксы (часть земельного участка из 778,8 кв.м. по задней стене гаражных боксов), принадлежащие на праве собственности членам кооператива, у заявителя отсутствует возможность оформления каких-либо прав на такой земельный участок, а также освободить данный земельный участок от гаражных боксов (их части), принадлежащих на праве собственности физическим лицам, а значит оспариваемое предписание также не отвечает требованиям исполнимости.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 сентября 2016 года по делу N А19-11264/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11264/2016
Истец: Гаражный кооператив N2 по эксплуатации гаражей-стоянок индивидуального транспорта
Ответчик: Управление Росреестра по Иркутской области