г. Москва |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А41-10077/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Миришова Э.С., Епифанцевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Мытищи Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2015 (с учетом определения об исправлении опечаток от 27.06.2016), принятое судьей Севостьяновой Н.В., по делу N А41-10077/15 по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации городского округа Мытищи, ООО "СтройСити" о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров",
при участии в заседании:
от Минприроды России - Сорокин И.А., доверенность от 11.09.2015;
от ООО "СтройСити" - Шварев А.Б., доверенность от 22.04.2015;
от ФГБУ "НП "Лосиный остров" - Булатова А.И., доверенность от 02.09.2015;
от остальных лиц, третьих лиц - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации Мытищинского муниципального района и ООО "СтройСити" о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013, применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2015 (с учетом определения об исправлении опечаток от 27.06.2016) исковые требования удовлетворены: суд признал недействительным договор купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013, заключенный между Администрацией Мытищинского муниципального района и ООО "СтройСити", применил последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания сторон вернуть все полученное по сделке; обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области погасить (аннулировать) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационную запись N 50-50-12/112/2013-933 от 11.02.2014 о государственной регистрации права собственности ООО "СтройСити" на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Мытищинского муниципального района обжаловала его в апелляционном порядке.
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2016 по делу произведено процессуальное правопреемство, Администрация Мытищинского муниципального района заменена на правопреемника Администрацию городского округа Мытищи.
Представитель ООО "СтройСити" в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы своей апелляционной жалобы не поддержал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Минприроды России и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей остальных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в части.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным образованием "Мытищинский муниципальный район Московской области", от имени которого права и обязанности осуществляет Администрация Мытищинского муниципального района (продавцом) и ООО "СтройСити" (покупателем) заключен договор купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013, по условиям которого продавец передает, а покупатель принимает в собственность земельный участок общей площадью 30 600 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Мытищи, участок Центральная усадьба (пункт 1.1. договора).
Пунктом 2.1. договора установлено, что цена земельного участка согласно протокола N 2 о результатах аукциона по продаже земельного участка для размещения объектов производственной и предпринимательской деятельности от 09.12.2013 составляет 78 679 000 руб.
Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Московской области о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.02.2014 сделана запись N 50-50-12/112/2013-933, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50-АЕ N 500357 от 11.02.2014.
Согласно пункту 1.1.1. договора кадастровый номер земельного участка: 50:12:0101805:10. Категория земель: земли населенных пунктов. Разрешенное использование земельного участка: для размещения объектов производственной и предпринимательской деятельности. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:
- земельный участок частично входит в Зону: "Охранная зона ПЭП 110 кВ "Хвойная-Н.Подлипки 3" с отпайкой на ПС 110 кВ "Колонцово" N 106", 50.00.2.174, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановление "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Охранная зона ЛЭП 110 кВ "Хвойная-Н.Подлипки 3" с отпайкой на ПС 110 кВ "Колонцово" N 106", 50.00.2.174, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросётевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160;
- земельный участок частично входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1., сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 г. N ВК/3125;
- земельный участок частично входит в Зону: "Охранная зона ЛЭП 220 кВ "ТЭЦ-21- Хвойная", 50.00.2.439, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Охранная зона ЛЭП 220 кВ "ТЭЦ-21 -Хвойная", 50.00.2.439, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160;
- земельный участок частично входит в Зону: Охранная зона ЛЭП 220 кВ "ТЭЦ-27- Хвойная", 50.00.2.438, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Охранная зона ЛЭП 220 кВ "ТЭЦ-27-Хвойная", 50.00.2.438, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160.
- земельный участок частично входит в Зону: Охранная зона ЛЭП 110 кВ "Сокольники-Хвойная" с отпайкой на ПС "Колонцово", 50.00.2.393, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 г. N 160. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: Охранная зона ЛЭП 110 кВ "Сокольники-Хвойная" с отпайкой на ПС "Колонцово", 50.00.2.393, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160.
Земельный участок свободен от какой-либо застройки, не освоен, не огорожен, не обременен правами третьих лиц.
Согласно кадастровому паспорту от 20.10.2013 N МО-13/ЗВ-1348016 земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10 частично входит в зону: "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
Считая, что передача земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 в собственность ООО "СтройСити" без согласования с Минприроды России нарушает положения Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", истец обратился с иском в арбитражный суд.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", споры по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки подлежат разрешению судом в общем порядке по заявлению любого заинтересованного лица, поскольку Кодекс не исключает возможность предъявления таких исков.
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является изъятым из оборота, если он занят: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
Земельный участок признается ограниченным в обороте по основаниям, предусмотренным пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, если находится: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 также разъяснено, что основаниями для отказа в приватизации участка являются его ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, либо его резервирования для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
Доказательств изменения категории земель, вида разрешенного использования на момент приватизации спорного земельного участка, а также после приватизации, в дело не представлено.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляется Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
В соответствии с подпунктом 5.16(12) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404, Минприроды России согласовывает вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон.
Оспариваемый договор затрагивает публичные интересы и нарушает права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у истца права на иск и об избрании истцом надлежащего способа защиты права.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Судом апелляционной инстанции определением от 02.11.2015 по ходатайству Администрации Мытищинского муниципального района по делу назначена землеустроительная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Проектно- Изыскательское Предприятие "Висхаги-Центр- Геоинформ". На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1) при наличии возможности на основании правоустанавливающих документов установить фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 на местности, определив его границы с указанием характерных точек координат;
2) с учетом материалов землеустроительного и кадастрового дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10, установить, верно ли определены на местности его границы с указанием характерных точек координат;
3) с учетом установленных границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 определить, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 на земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10;
4) установить и указать отдельно в заключении характерные точки координат границ наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 с границами земельного участка кадастровым номером 50:12:0101805:10, а также площадь наложения (пересечения);
5) установить и указать в случае наличия отдельно в заключении характерные точки координат границ и площадь наложения (пересечения) земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 на Зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 17.07.2008 N ВК/3125;
6) отобразить графически на цветной схеме расположение вышеуказанных земельных участков согласно установленным экспертами границ относительно друг друга, места их наложения и фактического использования, а также наложения на Зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 10.03.2016 (т. 6 л.д. 1-51).
При ответе на первый вопрос, поставленный судом, эксперты пришли к следующим выводам. Восстановить границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 возможно на основании сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 НП "Лосиный остров" площадью 2 617,99 га, границы которого утверждены постановлением Главы Мытищинского района Московской области N 1454 от 16.05.2000. Конфигурация земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:12) восстановлена по дирекционным углам и длинам линий, приведенных на плане в табличной форме. Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:12) восстановлено относительно границ муниципальных образований г.о. Мытищи, г.о. Королев, г.о. Балашиха, являющихся одновременно границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001. В приложение 1 отображены и указаны координаты границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 (в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 50:12:0000000:12), восстановленные по плану земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" в Мытищинском районе масштаба 1:25000, утвержденному руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района. Площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" в Мытищинском районе, в восстановленных границах, составляет 26 182 673 кв.м.
При ответе на второй вопрос, поставленный судом, эксперты пришли к следующим выводам. Представленное землеустроительное дело земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 на 123 листах не является землеустроительным, и не содержит документов, послуживших основанием для внесения сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 в государственный кадастр недвижимости (землеустроительное, межевое дело). В кадастровом деле ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 24.03.2003 и в кадастровом плане от 08.05.2003 N 12.1/03-3012 отсутствуют сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:0010, описанных координатами характерных точек. Площадь и конфигурация земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:0010, указанные в кадастровом плане земельного участка от 08.05.2003 N 12.1/03-3012, соответствуют площади и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:0010, указанным в кадастровой выписке от 11.03.2014 N МО-14/3B-340975. Исследование местоположения границ исходного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:0001 СПК (колхоз) "Соревнование" и установления его части, из которой впоследствии образовался земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:0010, возможно при условии предоставления землеустроительных (межевых) дел на земельные участки с кадастровым номером 50:12:0101805:0001 и с кадастровым номером 50:12:0101805:0010 либо утвержденных материалов внутрихозяйственного землеустройства СПК (колхоз) "Соревнование". Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10 на местности частично огорожен заборами смежных землепользователей: земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0101805:9, 50:12:0101805:7, 50:12:0101805:11, частично огорожен забором земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 национального парка "Лосиный остров" (фото 16-21), с юга ограждение у земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 отсутствует. Местоположение на местности ограждения земельных участков с кадастровыми номерами 50:12:0101805:7, 50:12:0101805:11 (западная сторона) и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 по сведениям государственного кадастра недвижимости совпадают, в остальной части местоположение заборов на местности не соответствует местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10.
При ответе на третий вопрос, поставленный судом, эксперты установили наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12, восстановленных по плану земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" в Мытищинском районе, утвержденному руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района при ответе на вопрос N 1, и границ земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 по сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 50:12:0101805:10 от 11.03.2014 N MO-14/3B-340975).
При ответе на четвертый вопрос, поставленный судом, эксперты установили, что площадь пересечения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12 национального парка "Лосиный остров", границы которого восстановлены по плану земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" в Мытищинском районе масштаба 1:25 000, утвержденному руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района, и земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 ООО "СтройСити" по сведениям государственного кадастра недвижимости составляет 19 013 кв.м.
При ответе на пятый вопрос, поставленный судом, эксперты пришли к следующим выводам. Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10 по сведениям государственного кадастра недвижимости полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма от 17.07.2008 N ВК/3125. Площадь наложения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 и зоны "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" соответствует площади земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 - 30 627 кв.м.
Эксперты в приложении 2 экспертного заключения отобразили графически на цветной схеме друг относительно друга с указанием мест наложения: границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 по сведениям государственного кадастра недвижимости, границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0000000:12, восстановленные по плану земельного участка с кадастровым номером 50:12:110101:0001 национального парка "Лосиный остров" в Мытищинском районе масштаба 1:25000, утвержденному руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Мытищинского района, границы зоны с особыми условиями использования территории - "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" с кадастровым номером 50.15.2.1, выявленное при полевом обследовании исследуемой территории фактическое ограждение (заборы), границы муниципальных образований г.о. Мытищи, г.о. Королев, г.о. Балашиха.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу.
Оценив указанное экспертное заключение, суд апелляционной инстанции считает его соответствующим требованиям статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отражающим все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения, основанным на материалах дела, и приходит к выводу об отсутствии оснований не доверять выводам эксперта, поскольку они согласуются с обстоятельствами дела и иными доказательствами по делу.
Выводы экспертного заключения в установленном законом порядке оспорены не были (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанное заключение судебной экспертизы подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10 полностью расположен в границах зоны "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к объектам общенационального достояния.
Согласно статье 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Пунктом 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статьей 3 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Соответственно, необходимость согласования с Минприроды России социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проектов развития населенных пунктов обусловлена особым статусом земель национальных парков, включающим установление для земельных участков особого правового режима их использования.
Возможность размещения на земельном участке в границах национального парка объектов производственной и предпринимательской деятельности должна быть согласована с Минприроды России для оценки уровня потенциального негативного воздействия на экосистему национального парка.
Поскольку охрана природы и окружающей среды установлены на конституционном уровне и договор затрагивает общественные интересы и экологические права граждан, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании договора купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013 недействительным.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В случае признания сделки недействительной ввиду несоответствия ее закону применяются названные правила пункта 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в виде двусторонней реституции.
Таким образом, в предмет доказывания по спору о применении последствий недействительности сделки входит установление фактически полученного каждой из сторон.
Как следует из материалов дела, 09.12.2013 между Муниципальным образованием "Мытищинский муниципальный район Московской области", от имени которого права и обязанности осуществляет Администрация Мытищинского муниципального района (продавцом) и ООО "СтройСити" (покупателем) подписан акт приема-передачи, согласно которому продавец передал в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10.
Платежными поручениями N 294 от 10.12.2013 и N 158 от 03.12.2013 N 228 ООО "СтройСити" перечислено 78 679 000 руб. по договору купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013.
Суд первой инстанции в резолютивной части решения от 24.06.2015 по делу N А41-10077/15 (с учетом определения об исправлении опечаток от 27.06.2016) указал на применение последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания сторон вернуть все полученное по сделке.
Между тем, поскольку договор купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013 по реализации земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101805:10 недействителен, апелляционный суд приходит к выводу, что подлежат применению правила о применении последствий недействительности сделки в виде двусторонней реституции, а именно - в виде: взыскания с Администрации городского округа Мытищи в пользу ООО "СтройСити" денежные средства в размере 78 679 000 руб. и обязания ООО "СтройСити" возвратить Администрации городского округа Мытищи земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10.
В связи с указанным решение суда подлежит изменению в части применения последствий недействительности сделки.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2015 по делу N А41-10077/15 изменить в части применения последствий недействительности сделки.
Применить последствия недействительности договора купли-продажи земельного участка N 12091301-Д от 09.12.2013, а именно:
Взыскать с Администрации городского округа Мытищи в пользу Общества с ограниченной ответственностью "СтройСити" денежные средства в размере 78 679 000 (семьдесят восемь миллионов шестьсот семьдесят девять тысяч) руб.;
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "СтройСити" возвратить Администрации городского округа Мытищи земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101805:10 площадью 30 600 кв.м по адресу Московская область, г. Мытищи, участок Центральная усадьба.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Короткова |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10077/2015
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Ответчик: Администрация Мытищинского муниципального района Московской области, ООО "СтройСити"
Третье лицо: Мытищинский районный архивный отдел, Управление Росреестра по Моковской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, ООО "ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИСХАГИ - ЦЕНТР- ГЕОИНФОРМ