город Омск |
|
14 июля 2016 г. |
Дело N А70-16889/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Глухих А.Н., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6684/2016) открытого акционерного общества "Тарманское-Западное" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2016 по делу N А70-16889/2015 (судья Бадрызлова М.М.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тарманское-Западное"
к Администрации Нижнетавдинского муниципального района
об оспаривании отказа от 16.10.2015 (исх. N 3430-15) в выкупе земельного участка и обязании ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 20270274+/-7879 кв.м. с кадастровым номером 72:120000000:496, расположенного по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 3,1 км.на юг от границы Средние Тарманы с одновременным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания,
установил:
открытое акционерное общество "Тарманское-Западное" (далее по тексту - общество, заявитель, ОАО "Тарманское-Западное") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Нижнетавдинского муниципального района (далее по тексту - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании отказа, оформленного письмом от 16.10.2015 N 3430-15, в выкупе земельного участка, а также об обязании заинтересованного лица заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 20 270 274+/-7879 кв.м. с кадастровым номером 72:120000000:496, расположенного по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 3,1 км на юг от границы Средние Тарманы, с одновременным прекращением права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком.
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности принятого Администрацией отказа в предоставлении обществу в собственность за плату испрашиваемого земельного участка на основании пункта 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации по причине того, что большая часть спорного земельного участка изъята из владения ОАО "Тарманское-Западное" в связи с волеизъявлением самого общества в соответствии с постановлением Администрации от 15.01.1997 N 11.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что заявителем Администрации был предоставлен полный пакет документов, необходимых в соответствии с требованиями статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
При этом, как полагает податель жалобы, отказ Администрации в выкупе спорного земельного участка, оформленный письмом от 16.10.2015 N 3430-15, не содержит ни одного из условий отказа, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, по мнению общества, ссылка суда первой инстанции на постановление Администрации от 15.01.1997 N 11 "Об изменении площадей отведенных Тарманскому-Западному торфопрдприятию" и заявление Калинина М.И. о передаче торфополей месторождения "Тарманское-Западное" площадью 1775 га, месторождения "Мирское" - 120 га в связи с резким сокращением добычи торфа, не правомерна, поскольку действующая на момент издания постановления Администрации от 15.01.1997 редакция Земельного кодекса РСФСР не предусматривала возможность отказа правообладателя от части земельного участка, в том числе и по его заявлению. В этой связи, по убеждению ОАО "Тарманское-Западное", указанное выше заявление Калинина М.И. является недействительным.
Также, как полагает податель жалобы, суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание, что решение об изъятии земельного участка на тот период времени (1997 год) могло быть принято исключительно Советом народных депутатов трудящихся Нижнедатинского района Тюменской области, в связи с чем постановление Администрации от 15.01.1997 N 11 является недействительным в силу закона.
Более того, в апелляционной жалобе заявитель отмечает, что судом первой инстанции не были исследованы обстоятельства соблюдения процедуры изъятия части спорного земельного участка, в частности, материалы дела не содержат доказательств прекращения права пользования, владения землей, оформленных в соответствии с законодательством.
В то же время, как отмечает податель жалобы, у общества имеется оригинал спорного Государственного акта ТЮ N 2-12-0164 на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) землей общей площадью 2147 га, в котором отсутствует какая-либо отметка об изменении площади спорного земельного участка по причине изъятия. Данный документ предоставлялся на обозрение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, необоснованно судом первой инстанции не учтено, что решением Нижнетавдинского суда Тюменской области по делу N 2-136 на общество была возложена обязанность после получения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:12:0000000:496 произвести кадастровые работы по его разделу с установлением границ образуемых земельных участков в соответствии с границами муниципальных образований Тюневского сельского поселения и Тарманского сельского поселения. Однако судебным актом по настоящему делу суд первой инстанции фактически сделал неисполнимым означенное выше решение.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Администрации поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено, в связи с чем апелляционная коллегия в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, ходатайства об отложении судебного заседания не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Государственным актом на право пользования землей N ТЮ-2-12-0164, зарегистрированным 13.07.1993, заявителю был предан земельный участок площадью 2147 га, расположенный в Нижнетавдинском районе Тюменской области, для разработки торфяного месторождения.
10.09.2015 генеральный директор ОАО "Тарманское-Западное" Калинин М.И. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:12:0000000:496 площадью 20 270 274 кв.м. в собственность за плату.
16.10.2015 письмом N 3430-15 Администрацией отказано обществу в предоставлении земельного участка в собственность за плату ввиду отсутствия права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку в соответствии с постановлением Администрации от 15.01.1997 N 11 "Об изменении площадей отведенных Тарманскому-Западному торфопредприятию" принято решение об изъятии из земель Тарманского-Западного торфопредприятия, отведенных под добычу торфа, земельных участков общей площадью 1947 га, в т.ч. месторождения "Тарманское-Западное - 1827 га, месторождение "Мирское" - 120 га, в связи с резким сокращением добычи торфа ОАО "Тарманское-Западное", оставив под торфяными месторождениями 200 га.
Полагая, что указанный отказ является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
08.04.2016 Арбитражным судом Тюменской области принято обжалуемое обществом в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частью 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в качестве одного из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является обращение в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Из оспариваемого отказа следует, что основанием для его принятия послужил вывод Администрации об отсутствии у заявителя права на приобретение означенного участка без проведения торгов по причине того, что часть испрашиваемого обществом земельного участка (1947 га) в соответствии с постановлением Администрации от 15.01.1997 была изъята из земель Тарманского-Западного торфопредприятия, отведенных под добычу торфа, в т.ч. месторождение "Тарманское-Западное - 1827 га, месторождение "Мирское" - 120 га, в связи с резким сокращением добычи торфа ОАО "Тарманское-Западное", при этом площадь земельного участка по торфяными месторождениями, оставшаяся после изъятия, составила 200 га.
Согласно обжалуемому решению, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признал означенный отказ Администрации правомерным.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы подателя жалобы, поддерживает данный вывод суда первой инстанции в силу следующего.
Так, из материалов дела следует, что на основании постановления Администрации от 13.07.1993 N 357 обществу были предоставлены месторождения "Тарманское-Западное" площадью 2027 га и "Мирское" площадью 120 га для добычи торфа и выдан Государственный акт N ТЮ-2-12-0164 на право пользования землей. При этом постановление Администрации от 13.07.1993 N357 было издано в связи с поступлением к заинтересованному лицу заявления от 07.06.1993 N 05-158 директора торфопредприятия "Тарманское - Западное" Калинина М.И.
Постановлением Администрации от 15.01.1997 N 11 "Об изменении площадей отведенных Тарманскому-Западному торфопредприятию" принято решение об изъятии из земель Тарманского-Западного торфопредприятия, отведенных под добычу торфа, земельных участков общей площадью 1947 га, в т.ч. месторождения "Тарманское-Западное" - 1827 га, месторождение "Мирское" - 120 га, в связи с резким сокращением добычи торфа ОАО "Тарманское-Западное".
Обозначенное постановление вынесено на основании заявления генерального директора ОАО "Тарманское-Западное" Калинина М.И. о передаче торфополей месторождения "Тарманское-Западное" - площадью 1775 га и месторождения "Мирское" 120 га прежнему землепользователю, в связи с резким сокращением добычи торфа.
Таким образом, как верно отмечает суд первой инстанции, в соответствии с вышепоименованным постановлением земельный участок общей площадью 1947 га передан в фонд перераспределения района, при этом за ОАО "Тарманское-Западное" на праве постоянного (бессрочного) пользования остался земельный участок под торфяными месторождениями общей площадью лишь в 200 га, что, в свою очередь, исключает возможность предоставления в собственность за плату испрашиваемого обществом земельного участка в заявлении от 10.07.2015.
Доводы подателя жалобы о том, что решение об изъятии земельного участка на тот период времени (1997 год) могло быть принято исключительно Советом народных депутатов трудящихся Нижнедатинского района Тюменской области, признаются судом апелляционной инстанции подлежащими отклонению, поскольку в рассматриваемом случае изъятие части земельного участка было осуществлено не по решению Совета народных депутатов трудящихся Нижнедатинского района Тюменской области, а в связи с отказом ОАО "Тарманское-Западное" в лице его генерального директора Калинина М.И. от большей части земельного участка, предоставленного ранее обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. При этом правомочность указанного лица (генерального директора Калинина М.И.) на момент его обращения с указанным заявлением в Администрацию подателем жалобы не опровергнута.
В силу изложенного отклонению подлежат и доводы общества о недействительности указанного заявления Калинина М.И., являющегося на момент обращения в Администрацию с означенным заявлением генеральным директором ОАО "Тарманское-Западное", при условии, что действующее на тот момент законодательство не предусматривало запрета по отказу правообладателя от части земельного участка, принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом ссылки общества на нарушение пунктов 3.1, 3.6 и 3.7 Инструкции о порядке выдаче (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации 09.03.1992, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку, как верно отмечает Администрация в отзыве на апелляционную жалобу, право бессрочного (постоянного) пользования у ОАО "Тарманское-Западное" не прекратилось, а изменилось в части выделенной площади земельного участка.
Утверждения заявителя о том, что принятый судебный акт по настоящему делу, равно как оспариваемый отказ препятствуют исполнению решения Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от 31.05.2015 N 2-136/2015, судом апелляционной инстанции не принимается как несостоятельные.
Так, в соответствии с указанным решением суда Нижнетавдинского районного суда Тюменской области на общество была возложена обязанность после получения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 72:12:0000000:496 произвести кадастровые работы по его разделу с установлением границ образуемых земельных участков в соответствии с границами муниципальных образований Тюневского сельского поселения и Тарманского сельского поселения.
Таким образом, как верно отмечает суд первой инстанции, обществу вменено в обязанность совершить указанные действия только после получения права собственности на спорный земельный участок, при этом означенное решение не содержит выводов о том, что общество обладает таковым правом в безусловном порядке и его предоставление заявителю возможно вне рамок действующего законодательства.
Апелляционная коллегия отмечает, что оформление соответствующего права на земельный участок должно осуществляться в соответствии с требованиями действующего законодательства и при отсутствии оснований, препятствующих получению соответствующего земельного участка в собственность.
Тот факт, что судебным актом по гражданскому делу N 2 -136/2015 на общество была возложена обязанность произвести кадастровые работы по разделу спорного земельного участка с установлением границ, не свидетельствует о том, что Администрация при рассмотрении заявления ОАО "Тарманское-Западное" должна была пренебречь требованиями действующего законодательства при установлении возможности предоставления спорного земельного участка в собственность.
Правомерно судом первой инстанции отклонена и ссылка заявителя на распоряжения Администрации от 05.11.2014 N 2413-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане для разработки торфяного месторождения по адресу: Тюменская область, Нижнетавдинский район, 3,1 км на юг от границы с. Средние Тарманы", поскольку распоряжением Администрации от 08.02.2016 N 152/1-р "Об отмене распоряжения администрации Нижнетавдинского муниципального района от 05.11.2014-р" распоряжение Администрации от 05.11.2014 N 2413-р отменено.
Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности принятого Администрацией решения, оформленного письмом от 16.10.2015 N 3430-15, об отказе в предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 72:12:0000000:496 площадью 20 270 274 кв.м. в собственность за плату по заявлению от 10.09.2015.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб., а обществом фактически уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., то излишне уплаченная 1500 руб. подлежит возврату ОАО "Тарманское-Западное" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08.04.2016 по делу N А70-16889/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Тарманское-Западное" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 05.05.2016 N 69.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-16889/2015
Истец: ОАО "Тарманское-Западное"
Ответчик: Администрация Нижнетавдинского муниципального района, Администрация Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области
Третье лицо: Нижэнетавдинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области