г. Санкт-Петербург |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А21-10035/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Кашиной Т.А.
при ведении протокола судебного заседания: Киреевым С.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13447/2016) на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.03.2016 г. по делу N А21-10035/2015 (судья Гурьева И.Л.), принятое
по иску (заявлению) ИП Орловой Нины Степановны
к Администрации МО "Зеленоградский городской округ"
о признании незаконным отказа,
установил:
Индивидуальный предприниматель Орлова Нина Степановна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Зеленоградский район", являющейся правопредшественником администрации муниципального образования "Зеленоградский городской округ", о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования с "для сельскохозяйственного производства" на "для ведения крестьянско-фермерского хозяйства" земельных участков: с кадастровым номером 39:05:060302:43, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, северо-западнее пос. Куликово, с кадастровым номером 39:05:060301:68, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, северо-западнее пос. Куликово, с кадастровым номером 39:05:030521:32, расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Красноторовское сельское поселение.
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просит обязать Администрацию принять решение об изменении испрашиваемого разрешенного использования земельных участков.
Решением от 30.03.2016 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением, Предприниматель обратилась с апелляционной жалобой об его отмене, полагая, что оспариваемый судебный акт противоречит закону.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, Предпринимателю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером 39:05:060302:43, площадью 37700 кв.м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, северо-западнее пос. Куликово, с кадастровым номером 39:05:060301:68, площадью 76500 кв.м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, северо-западнее пос. Куликово, с кадастровым номером 39:05:030521:32, площадью 51000 кв.м, расположенный по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, Красноторовское сельское поселение.
Данные земельные участки относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для производства сельскохозяйственной продукции.
10 сентября 2015 года Орлова Н. С. обратилась к главе муниципального образования "Зеленоградский район" с заявлением о смене вида разрешенного использования указанных земельных участков с сельскохозяйственного производства на крестьянское (фермерское) хозяйство.
Письмом от 07 октября 2015 года в удовлетворении заявления Орловой Н. С. было отказано со ссылкой на то, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельхозугодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а в правилах землепользования и застройки не отражены границы сельхозугодий и иных земель сельхозназначения.
Не согласившись с данным отказом, Предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд правомерно исходил из следующего.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 названного Кодекса).
Содержание данного принципа раскрывается также в статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставленном ему земельном участке.
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации (статьи 7, 77, 78, 79) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей; в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
На основании норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 30, 36, 37) градостроительное зонирование определено как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
До принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.
Как правильно указал суд в решении, обосновывая нарушения прав предпринимателя оспариваемыми действиями, заявитель ссылается на невозможность осуществления строительства на принадлежащих предпринимателю земельных участках без изменения их разрешенного использования.
Однако изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
С учётом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и переоценки выводов суда первой инстанции, основанных на правильном толковании и применении норм материального права, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.03.2016 г. по делу N А21-10035/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-10035/2015
Истец: ИП Орлова Нина Степановна
Ответчик: МО "Зеленоградский район"