Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13886/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
15 июля 2016 г. |
Дело N А72-1617/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "КупецЪ" - представитель не явился, извещено,
от администрации города Ульяновска - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 июля 2016 года апелляционную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года по делу N А72-1617/2016 (судья Каргина Е.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КупецЪ" (ОГРН 1117746360940, ИНН 7731406739), г.Ульяновск, к администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573), г.Ульяновск,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КупецЪ" (далее - ООО "КупецЪ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просило: 1) признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска (далее - администрация), выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок заявления о предоставлении ООО "КупецЪ" в собственность земельного участка площадью 2573,90 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:040605:25 по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Радищева, дом N 138; 2) установить срок рассмотрения и обязать администрацию города Ульяновска рассмотреть заявление и направить решение по заявлению в ООО "КупецЪ".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года бездействие администрации города Ульяновска, выразившееся в неисполнении действий по рассмотрению в установленный законом срок заявления ООО "КупецЪ" от 22 октября 2015 года N 111 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2573,9 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:040605:25 по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Радищева, дом N 138, признан незаконным. На администрацию города Ульяновска возложена обязанность в срок не более чем тридцать дней со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявление ООО "КупецЪ" от 22 октября 2015 года N 111 о предоставлении в собственность земельного участка площадью 2573,9 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером: 73:24:040605:25 по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Радищева, дом N 138, и в тот же срок совершить действия, предусмотренные подпунктом 1, или подпунктом 2, или подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в отношении указанного заявления ООО "КупецЪ".
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "КупецЪ" отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение юридически значимых обстоятельств по делу. Ответ на заявление ООО "КупецЪ" был дан управлением подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Ульяновска до истечения установленного законом месячного срока. В сообщении ООО "КупецЪ" указало, что на земельном участке по ул.Радищева, 138 расположено помещение, в связи с чем возникла необходимость представления документа, подтверждающего, что нежилые помещения площадью 311,6 кв.м по ул.Радищева, 138 в совокупности составляют здание в целом. Однако указанный документ в администрацию представлен не был. Заявление общества было рассмотрено в предусмотренный законодательством срок, совершены все необходимые действия, запрошены требуемые документы. С 01.01.2016 вступил в действие Закон Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области", которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 26 октября 2015 года ООО "КупецЪ" направило в администрацию города Ульяновска заявление от 22 октября 2015 года N 111 о передаче в собственность земельного участка 73:24:040605:25, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, улица Радищева, дом N138. К заявлению были приложены следующие документы: копия свидетельства о государственной регистрации права 73АА 897318, копия свидетельства о государственной регистрации права 73АА 889435, копия свидетельства о государственной регистрации права 73АА 896879, копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ 73 N 002066398, копия свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе 73 N 001883767, копия свидетельства о госрегистрации юридического лица 73 N 001883870, копия решения N 1, копия решения участника N ВЛ-09/01, копия устава ООО "КупецЪ", сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
В установленные сроки администрацией решение о предоставлении земельного участка не принято, предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка в адрес заявителя не направлено, договор купли-продажи земельного участка не заключен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Выражая несогласие с заявленными требованиями администрация указала, что управлением подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам в адрес заявителя направлен ответ (исх. N 21144-01 от 23 ноября 2015 года), в соответствии с которым для подготовки земельно-правовых документов ООО "КупецЪ" необходимо дополнительно представить документ, подтверждающий, что зарегистрированные нежилые помещения площадью 311,6 кв.м по ул.Радищева, д.138, в совокупности составляют здание в целом.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу статьи 39.17 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
ООО "КупецЪ" представило администрации все необходимые, предусмотренные законом и административным регламентом документы. Объём и содержание приложенных к заявлению документов полностью соответствовал требованиям, установленным Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года N 1.
Так, перечень документов, прилагаемых непосредственно к заявлению о предоставлении земельного участка, определен пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, который в их числе не предусматривает документов, указанных в письме исх. N 21144-01 от 23 ноября 2015 года, а полномочиями по расширению видов документов администрация не наделена.
Реализуя полномочия на принятие перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, Минэкономразвития России осуществило нормативное правовое регулирование, в соответствии с которым утвержденный перечень, изложенный в приложении к приказу, по смыслу закона, имеет исчерпывающий характер.
С учетом вышеизложенного заявленные обществом требования судом удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответ на заявление ООО "КупецЪ" был дан управлением подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Ульяновска до истечения установленного законом месячного срока, отклоняется, поскольку данный ответ администрации не соответствует требованиям земельного законодательства.
Ссылка администрации на то, что в сообщении ООО "КупецЪ" указало, что на земельном участке по ул.Радищева, 138 расположено помещение, в связи с чем возникла необходимость представления документа, подтверждающего, что нежилые помещения площадью 311,6 кв.м по ул.Радищева, 138 в совокупности составляют здание в целом, однако указанный документ в администрацию представлен не был, не принимается. Как верно указал суд первой инстанции, перечень документов, прилагаемых непосредственно к заявлению о предоставлении земельного участка, установлен пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, который не включает в себя документ, указанный в письме администрации исх. N 21144-01 от 23 ноября 2015 года.
При таких обстоятельствах являются несостоятельными доводы администрации о том, что заявление общества было рассмотрено в предусмотренный законодательством срок, совершены все необходимые действия, запрошены требуемые документы.
Довод апелляционной жалобы о вступлении в действие с 01.01.2016 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области" (далее - Закон Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО), которым полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, не может быть принят, поскольку в период совершения обжалуемых действий администрации вышеозначенные полномочия осуществлялись администрацией города Ульяновска.
Кроме того, согласно ч.3 ст.2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО полномочия органов местного самоуправления по принятию решений и совершению иных действий, предусмотренных статьями 11.10, 39.3, пунктом 7 статьи 39.5 (в отношении некоммерческих организаций, созданных гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами), 39.6, 39.9, 39.10, 39.21, 39.23 и 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации и связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются уполномоченным органом с 1 января 2016 года в случае, если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших в уполномоченный орган после дня вступления настоящего Закона в силу. Если указанные решения и действия должны быть приняты (совершены) на основании заявлений, поступивших до дня вступления настоящего Закона в силу в органы местного самоуправления, то такие решения и действия должны быть приняты (совершены) соответствующими органами местного самоуправления без учета установленного настоящим Законом перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 апреля 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на администрацию города Ульяновска, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года по делу N А72-1617/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1617/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13886/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "КупецЪ", ООО КупецЪ
Ответчик: Администрация города Ульяновска